Что такое конформизм? Все знают, что это подчинение мнению большинства, нежелание выделяться из толпы, дабы избежать порицания или даже наказания. «Все пошли, и я за ними». И есть люди более конформные, есть наоборот, нонконформисты, которым смерти подобно быть среди «серой массы».
Но все же, есть какой-то более-менее объективный предел у конформизма? От чего он зависит? Когда человек идет на поводу у большинства, лишь бы не выглядеть «странненьким», а когда он реально теряет собственное мнение и даже не замечает этого? А если при этом большинство ошибается?
Это очень интересная и волнующая тема. На самом деле, мы мало задумываемся о том, как на нас влияет общество и культура, как на нас влияет инстаграм и соцсети… на самом деле, границы «нашего собственного» и «успешно нам навязанного» давно уже размыты и восстановить их практически невозможно. Ну да ладно, сейчас не об этом. Посмотрим сначала на конформизм в эксперименте, который был проведен в 1950-х годах одним известным социальным психологом – Соломоном Ашем.
Не будем ворошить всю историю о том, как Аш решил прийти к этому эксперименту, скажем только то, что Аш не отрицал конформизма, но изначально его гипотеза была такой: «если люди столкнуться с однозначно неверным стимулом, то они не согласятся с группой». Т.е. если группа будет нести явную чушь, то испытуемые на поводу у группы не пойдут и останутся при своей точке зрения. Но удалось ли ему эту гипотезу подтвердить?
Итак, в эксперименте участвовало 123 человека. Все были молодые люди, студенты университета, где работал Аш. В комнату, в которой происходил эксперимент, приглашалось семь человек, их рассаживали за столом и присваивали каждому порядковый номер, согласно которому испытуемые должны были отвечать. Далее испытуемым демонстрировалось два листа бумаги – на одном был изображен один отрезок, на другом три, и предлагалось определить, какой из трех отрезков равен по длине первому. Серия была из 18 картинок с разными по длине отрезками. Целью эксперимента, как было озвучено, являлась проверка зрительного восприятия.
Теперь, что было на самом деле. Испытуемый был только один – номер шесть. Он сидел за столом предпоследним и предпоследним отвечал. Конечно, никакое восприятие не проверялось, задание было элементарным, даже ребенок бы сказал, какой отрезок равен какому, но в этом же и была вся фишка.
Потому что, подсадные «испытуемые», по просьбе экспериментатора сначала давали верные ответы, а потом, вдруг, начинали выбирать совершенно неверные. То они единогласно выбирали отрезок, который был намного меньше эталонного, то они выбирали отрезок, который был явно больше. Конечной целью эксперимента было посмотреть, как будет вести себя испытуемый (неосведомленный о цели эксперимента), когда 5 человек до него и один после единогласно удостоверяют факт, который противоречит его собственному восприятию действительности.
Бедолага-реальный испытуемый совершенно не понимал, как это может быть и почему они дают ВСЕ абсолютно неверные ответы??? Ну он же видит, он не слепой! Негодование, непонимание, гнев, злость… смирение? Каковы же были результаты?
Только 29 (23,5%) человек совершенно не поддались влиянию группы и гнули свою линию. Это значит, что каждые три из четырех, хоть раз да сломались и не смогли противостоять давлению. А 6 человек (4,8%) полностью поддались влиянию. ПОЛНОСТЬЮ.
Ради справедливости нужно сказать, что задания действительно были очень легкими. Аш провел контрольный эксперимент, где 37 человек проходили те же самые карточки и только двое из них сделали ошибки – один испытуемый ошибся один раз, второй – два. Т.е. то, что происходило на реальном эксперименте доказало, что дело вовсе не в стимуле, верный он или не верный, а на большинство испытуемых давит общественное мнение. Так что изначальная гипотеза Аша с треском провалилась. И он продолжил дальше изучать конформизм, пытаясь понять, что конкретно влияет больше.
Что он выяснил:
-Размер группы влияет на уровень конформности. Значит, чем больше оппонентов, тем сложнее им противостоять.
-Поддержка важна даже в этом вопросе. Если у испытуемого появлялся хотя бы один союзник, который противостоял мнению большинства, уровень конформности снижался.
-Сложность задачи влияет на уровень конформности. Т.е. чем сложнее задача, тем больше испытуемые доверяют мнению большинства.
-Возможность скрытого ответа. Если не обязательно озвучивать свой ответ при всех, уровень конформности снижался.
Конечно, после экспериментов испытуемым объясняли реальную цель эксперимента, какую важную роль они в нем сыграли, расспрашивали обо всем, чтобы понять, почему же они давали явно неверные ответы. Нужно сказать, что суждения испытуемых на этот счет разделилось. Не берем в расчет тех, кто несмотря ни на что давал верные ответы, хотя они тоже признавались, что было не легко переть против всех. Интересны ответы тех, кто давал ответы неверные. Часть все-таки призналась, что они понимали, что отвечают неправильно, но не хотели выглядеть по-идиотски перед группой, а вот другая часть заявила, что они давали ответы такие же, как давала группа, потому что эти ответы были верными… т.е. эти испытуемые действительно поверили, что и группа была права, и они сами были правы и все вообще было ок. Получается, что у них произошло самое настоящее искажение восприятия..
Короче, надо задуматься. Возможно, мы тоже, в какие-то моменты, редко или часто, идем на поводу у толпы, думая, что все решения принимаем мы сами? Или нет?