Одним из самых сложных и древних видов изобразительного искусства является портрет. За прошедшие тысячелетия портрет становился только сложнее и богаче.
Как отдельный жанр портрет определился в эпоху Возрождения. Именно в то время внимание к человеческой персоне становится наиболее глубоким. В России портрет появился в начале XVII века, но по-настоящему "блистал" с начала XVIII столетия.
Жанр портрета сложен по нескольким причинам. Например, художник, рисуя портрет, остается наедине с изображенным человеком (в последствие и зритель тоже). Нередко зритель не знает ни имени изображенного натурщика, не имя художника. Так же сложность изображения человека обуславливается его же характером, отличительными внешними чертами. Задача художника - уловить мимику, постичь внутренний мир человека, выразить свое отношение к нему, полностью раскрыть образ.
В 1827 году два знаменитых русских художника Василий Андреевич Тропинин и Орест Адамович Кипренский написали портрет не менее известного Александра Сергеевича Пушкина. Оба художника работали с натуры, правда в разных городах, один в Москве, второй в Петербурге.
О работе Тропинина Пушкин отозвался, как о менее романтичной по сравнению с портретом Кипренского. Тропининский портрет изображает Пушкина, как человека обычного (видящего в простом халате, в расстегнутой сорочке), но не лишенного поэтического таланта.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Именно такими словами Пушкин отозвался о портрете Кипренского. На этой картине поэт увидел себя в качестве служителя муз, существует даже версия, что автор добавил фигуру музы после отзыва Пушкина о полотне.
Два автора, художника, современники великого поэта...И как же по-разному они изобразили одного и того же человека!
Немало деревенских девушек и юношей изображал Алексей Гаврилович Венецианов. Помимо интересных портретов, в своих картинах он прописывает удивительные мелкие детали: мисочки, крынки, аксессуары, ложечки и др. Нередко на портрете он изображает животных, таких как теленок, собака или лошадь. Художник очень достоверно передает внешний облик крестьян. Эти простые и фактурные образы очень сильно увлекали художника.
Говоря о портрете, нельзя не вспомнить знаменитую "Девочку с персиками" Валентина Александровича Серова. Моделью была двенадцатилетняя Вера Мамонтова, дочь русского промышленника и мецената. На портрете изображена девочка, сидящая за столом, в залитой светом комнате. Свет в картине играет огромное значение. Его яркие блики видны на деревянной мебели,он перемешивает оттенки цветов. Приглядитесь и рассмотрите блузку девочки. Она не просто чистого розового цвета, она с лимонно-желтым, бело-сероватым оттенком. А если внимательно посмотрите на скатерть, то удивитесь, ведь она и вовсе не белая, как могло показаться с первого взгляда!
Серов писал портрет Веры, когда ему было 22 года. Молодой художник не ставил цель создать сложный психологический образ, наоборот он хотел создать легкую и нежную картину, полную беззаботной радости и непосредственности. Глядя на этот портрет, зритель чувствует обаяние девочки, общий оптимизм картины и разглядывает бархатные персики. И хотя Серов писал картину около месяца, чем очень замучил юную модель, мы с радостью приходим смотреть на нее в музей снова и снова.