Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США

Военный "проходимец" HUMVEE был представлен в далеком 1984 году. С тех пор было выпущено без малого 30 тысяч тысяч машин этого типа, львиная доля которых составляет основу автопарка ВС США. А три года назад начался процесс постепенной замены старичка «Хамви» машинами нового поколения. В связи с этим, мы рассмотрим интересные и малоизвестные факты из истории его появления и применения.

HUMVEE M998 - младшая машина в линейке этих внедорожников.
HUMVEE M998 - младшая машина в линейке этих внедорожников.

Передумали

Ford M151MUTT был построен по канонам Второй Мировой войны, и конфликт во Вьетнаме продемонстрировал необходимость замены
Ford M151MUTT был построен по канонам Второй Мировой войны, и конфликт во Вьетнаме продемонстрировал необходимость замены

До «Хамви» основным внедорожником американских войск был Ford M151 – потомок легендарного «Виллиса». И, в общем, армейцев он устраивал, но в 1970 году компания FMC General предложила военным свой прототип XR311. Машина была более проходимой, универсальной и динамичной. Внедорожник протестировали и внесли ряд пожеланий, что привело к созданию второго поколения XR311. Десять машин передали в 3-ю бронетанковую дивизию на испытания, где машиной остались довольны. Правда, военные чиновники посчитали, что новинка ни к чему, и переключились на закупку гусеничных БТР.

XR311 от FMC General была прорывной машиной, и во многом предвосхищала будущий "Хамви", но военные считали, что будущее за гусеничными БТР
XR311 от FMC General была прорывной машиной, и во многом предвосхищала будущий "Хамви", но военные считали, что будущее за гусеничными БТР

О замене вспомнили в 1979 году, «выкатив» требования для HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – многоцелевое колесное транспортное средство). Машина должна была обладать клиренсом в 41 см, подниматься на 60-процентный уклон, и получить воздухозаборник на высоте не менее 1,5 метров. Изначально проектом заинтересовалась 61 компания, но до этапа создания прототипа дошли лишь несколько конструкций. И одна из них XR311! В FMC General не знали, что они теряют, продавая права на свой джип коллегам из AM General. Машину перекомпоновали согласно новым требования военных, переименовав прототип в XM966. Ему-то и удалось обойти конкурентов, став в 1983 году тем самым HUMVEE.

Lamborghini

Прототип от Teledyne Continental во время испытаний на роль "Хамви". Это же шасси стало основой для первого внедорожника Lamborghini
Прототип от Teledyne Continental во время испытаний на роль "Хамви". Это же шасси стало основой для первого внедорожника Lamborghini

В 1977 году был представлен первый внедорожник итальянской марки – Cheetah. Строго говоря, итальянского в нем было не много – опытный образец собрали специалисты американской MTI по заказу Teledyne Continental Motors, а уже для настройки шасси и 180-сильного мотора Chrysler, прототип отправили в Санта-Агату. Машина весом в 2 тонны обладала открытым стеклопластиковым кузовом и 3-ступенчатой АКПП. С ней итальянцы планировали «взять» американский контракт, который мог бы резко поправить неважные дела производителя спорткаров. Но тут появляется кто?

Lamborghini Cheetah в "гражданском" исполнении была побочным продуктом, главная надежда итальянцев была на оборонный контракт
Lamborghini Cheetah в "гражданском" исполнении была побочным продуктом, главная надежда итальянцев была на оборонный контракт

Правильно! XR311 – еще от FMC General, руководство которой подало иск на итальянцев – дескать, машина их повторяла концепцию американского прототипа. Это поставило крест на оборонном контракте, а единственный прототип остался в недрах компании Teledyne Continental Motors, после чего его след обрывается. А для Lamborghini приобретенный опыт не прошел даром – через 10 лет был создан внедорожник LM002.

Панама

HUMVEE в пустыне Ирака или горах Афганистана – это уже стойкая ассоциация. Действительно, «Буря в Пустыне» стала первым масштабным конфликтом с применением этой машины. А «дебют» HUMVEE состоялся годом ранее – во время американского вторжения на Панаму в рамках операции «Just Cause». Учитывая, что операция продлилась чуть больше месяца, каких-либо революционных испытаний на долю «Хамви» не пришлось, и он лишь подтвердил качества, показанные в ходе конкурентной борьбы за оборонный контракт.

Американские солдаты на HUMVEE у посольства Ватикана в Панаме, 1990 год. Операция "Just Cause" стала дебютом нового внедорожника.
Американские солдаты на HUMVEE у посольства Ватикана в Панаме, 1990 год. Операция "Just Cause" стала дебютом нового внедорожника.

Не для того мы его делали!

-7
Стрелок HUMVEE за крупнокалиберным пулеметом M2HB. Сомали, 1993 год. В условиях того конфликта главной проблемой стало отсутствие бронирования машины, которая на тесных улицах обстреливалась со всех направлений.
Стрелок HUMVEE за крупнокалиберным пулеметом M2HB. Сомали, 1993 год. В условиях того конфликта главной проблемой стало отсутствие бронирования машины, которая на тесных улицах обстреливалась со всех направлений.

Одним из ключевых требований к «Хамви» была мобильность и проходимость. Несмотря на наличие вооружения в ряде модификаций, Humvee - прежде всего транспорт, а не боевая машина. Во время войны в Персидском заливе, это проявлялось не критично, чего не скажешь о следующем конфликте с применением внедорожника. Значительные потери пехотинцы на Humvee понесли в 1993 году, во время операции в Сомали. В условиях городского боя практически беззащитный внедорожник становился опасным подспорьем. Лишь после этого военные снова обратились к AM General – за новым, уже бронированным HUMVEE. Так появился M1114 – с бронированным кузовом и стеклами. Потяжелевшую до 5,5 тонн машину оснастили 6,5-литровым турбодизелем в 190 сил. С ним максимальная скорость «бронехамви» достигала значения в 125 км\ч. Казалось бы, в машину вдохнули новую жизнь. Но нет!

Результатом "сомалийского" опыта стала модификаций M1114 с бронированием кузова. Машина защищала от стрелкового оружия, но увеличившийся вес негативно сказался на динамике.
Результатом "сомалийского" опыта стала модификаций M1114 с бронированием кузова. Машина защищала от стрелкового оружия, но увеличившийся вес негативно сказался на динамике.
Уничтоженный M1114 - судя по количеству отметин, машина получилась живучей.
Уничтоженный M1114 - судя по количеству отметин, машина получилась живучей.

Главная проблема

M1114 ограниченно применялись на Балканах, но полноценные военные действия они встретили лишь в Афганистане. На начальном этапе новая машина оправдала свои характеристики – противопульное бронирование кабины с бронестеклами спасало от противника, вооруженного стрелковым оружием. Более того, оно было иногда излишним - в условиях горных дорог и ограниченной видимости, с «Хамви» часто снимали двери.

"Хамви" после наезда на мину, Багдад, 2003 год. Несмотря на бронирование кузова, днище было уязвимо для многих СВУ
"Хамви" после наезда на мину, Багдад, 2003 год. Несмотря на бронирование кузова, днище было уязвимо для многих СВУ

А потом началась вторая война в Ираке – и ее характер разительно отличался от первой кампании! Если в 1991 году приходилось сталкиваться с полноценной армией, что соответствовало американской подготовке и доктрине, то война 2003 года была асимметричной. Прямые столкновения уступили место засадам, а танки в бескрайней пустыне – самодельным взрывным устройствам. И для них дополнительное бронирование «Хамви» не было аргументом. За три года войны 67 «пассажиров» HUMVEE стали жертвами подрыва на минах. В таких условиях бронирование M1114 было не панацеей, а дополнительной проблемой: двери быстро не открыть, динамика упала, а поднявшийся из-за башни центр масс, сделал машину склонной к опрокидыванию.

Результат наезда на мину. На первый взгляд, досталось лишь шасси - но подорванная крыша демонстрирует перепад давления в кабине. Плоское днище машины всецело "собирает" взрывную волну
Результат наезда на мину. На первый взгляд, досталось лишь шасси - но подорванная крыша демонстрирует перепад давления в кабине. Плоское днище машины всецело "собирает" взрывную волну
А это последствия подрыва MRAP Cougar на 150-кг мине. Как видите, монокок остался целым, в чем заслуга V-образного днища этой машины
А это последствия подрыва MRAP Cougar на 150-кг мине. Как видите, монокок остался целым, в чем заслуга V-образного днища этой машины

Первыми «сдались» морпехи, начав в 2007 году замену парка «Хамви» на автомобили с минной защитой – MRAP. Армейцам на это осознание потребовалось еще пять лет.

Копии – китайские, и не только

Urovesa VAMTAC T3 - машина, внешне и концептуально похожая на американский аналог, но все же - это самостоятельная конструкция
Urovesa VAMTAC T3 - машина, внешне и концептуально похожая на американский аналог, но все же - это самостоятельная конструкция

В 1988 году AM General привезла на выставку в Пекин свой M998, который был проигнорирован китайской стороной. Но через несколько лет была закуплена партия Hummer H1 - в частном порядке. Машины разобрали, изучили, и в 2003 году представили свой вариант – Dongfeng EQ2050! Первые партии основывались на американских комплектующих, но позже производство наладили в Китае. Дабы «замаскировать» копию, в EQ2050 незначительно переработали переднюю часть.

Eastwind EQ2050 - лицензионная копия "гражданского" Hummer H1
Eastwind EQ2050 - лицензионная копия "гражданского" Hummer H1
Shenyang SFQ2040 - шасси зенитно-ракетного комплекса FB-6A, которое что-то очень сильно напоминает
Shenyang SFQ2040 - шасси зенитно-ракетного комплекса FB-6A, которое что-то очень сильно напоминает
ЗРК M1097 на шасси HUMVEE - вот его и напоминает
ЗРК M1097 на шасси HUMVEE - вот его и напоминает

В тоже время, у испанских военных есть внедорожник URO VAMTAC, «вдохновленный» американским опытом. Когда американцы начали эксплуатировать свой HUMVEE, в Испании задумались о создании аналога, который заменил бы парк существующих Land Rover. Естественно, чиновники рассматривали покупку машин от AM General, но инженеры UROVESA пообещали «догнать и перегнать Америку». И судя по полученному контракту, у них получилось. Машина концептуально и внешне походит на заокеанского собрата, на что испанцы отвечают просто – «создавались же для одних целей!».

Внедорожник филиппинских морпехов, внешность которого неприкрыто содрана. При этом, построена машина на шасси Mitsubishi Pajero.
Внедорожник филиппинских морпехов, внешность которого неприкрыто содрана. При этом, построена машина на шасси Mitsubishi Pajero.

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить свой «палец вверх» - если материал вам понравился, а для дискуссии и корректив – прошу в комментарии. И подписывайтесь на нас в Телеграме! По ссылкам ниже – тексты об истории создания HUMVEE:

Авто
5,66 млн интересуются