Военный "проходимец" HUMVEE был представлен в далеком 1984 году. С тех пор было выпущено без малого 30 тысяч тысяч машин этого типа, львиная доля которых составляет основу автопарка ВС США. А три года назад начался процесс постепенной замены старичка «Хамви» машинами нового поколения. В связи с этим, мы рассмотрим интересные и малоизвестные факты из истории его появления и применения.
Передумали
До «Хамви» основным внедорожником американских войск был Ford M151 – потомок легендарного «Виллиса». И, в общем, армейцев он устраивал, но в 1970 году компания FMC General предложила военным свой прототип XR311. Машина была более проходимой, универсальной и динамичной. Внедорожник протестировали и внесли ряд пожеланий, что привело к созданию второго поколения XR311. Десять машин передали в 3-ю бронетанковую дивизию на испытания, где машиной остались довольны. Правда, военные чиновники посчитали, что новинка ни к чему, и переключились на закупку гусеничных БТР.
О замене вспомнили в 1979 году, «выкатив» требования для HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – многоцелевое колесное транспортное средство). Машина должна была обладать клиренсом в 41 см, подниматься на 60-процентный уклон, и получить воздухозаборник на высоте не менее 1,5 метров. Изначально проектом заинтересовалась 61 компания, но до этапа создания прототипа дошли лишь несколько конструкций. И одна из них XR311! В FMC General не знали, что они теряют, продавая права на свой джип коллегам из AM General. Машину перекомпоновали согласно новым требования военных, переименовав прототип в XM966. Ему-то и удалось обойти конкурентов, став в 1983 году тем самым HUMVEE.
Lamborghini
В 1977 году был представлен первый внедорожник итальянской марки – Cheetah. Строго говоря, итальянского в нем было не много – опытный образец собрали специалисты американской MTI по заказу Teledyne Continental Motors, а уже для настройки шасси и 180-сильного мотора Chrysler, прототип отправили в Санта-Агату. Машина весом в 2 тонны обладала открытым стеклопластиковым кузовом и 3-ступенчатой АКПП. С ней итальянцы планировали «взять» американский контракт, который мог бы резко поправить неважные дела производителя спорткаров. Но тут появляется кто?
Правильно! XR311 – еще от FMC General, руководство которой подало иск на итальянцев – дескать, машина их повторяла концепцию американского прототипа. Это поставило крест на оборонном контракте, а единственный прототип остался в недрах компании Teledyne Continental Motors, после чего его след обрывается. А для Lamborghini приобретенный опыт не прошел даром – через 10 лет был создан внедорожник LM002.
Панама
HUMVEE в пустыне Ирака или горах Афганистана – это уже стойкая ассоциация. Действительно, «Буря в Пустыне» стала первым масштабным конфликтом с применением этой машины. А «дебют» HUMVEE состоялся годом ранее – во время американского вторжения на Панаму в рамках операции «Just Cause». Учитывая, что операция продлилась чуть больше месяца, каких-либо революционных испытаний на долю «Хамви» не пришлось, и он лишь подтвердил качества, показанные в ходе конкурентной борьбы за оборонный контракт.
Не для того мы его делали!
Одним из ключевых требований к «Хамви» была мобильность и проходимость. Несмотря на наличие вооружения в ряде модификаций, Humvee - прежде всего транспорт, а не боевая машина. Во время войны в Персидском заливе, это проявлялось не критично, чего не скажешь о следующем конфликте с применением внедорожника. Значительные потери пехотинцы на Humvee понесли в 1993 году, во время операции в Сомали. В условиях городского боя практически беззащитный внедорожник становился опасным подспорьем. Лишь после этого военные снова обратились к AM General – за новым, уже бронированным HUMVEE. Так появился M1114 – с бронированным кузовом и стеклами. Потяжелевшую до 5,5 тонн машину оснастили 6,5-литровым турбодизелем в 190 сил. С ним максимальная скорость «бронехамви» достигала значения в 125 км\ч. Казалось бы, в машину вдохнули новую жизнь. Но нет!
Главная проблема
M1114 ограниченно применялись на Балканах, но полноценные военные действия они встретили лишь в Афганистане. На начальном этапе новая машина оправдала свои характеристики – противопульное бронирование кабины с бронестеклами спасало от противника, вооруженного стрелковым оружием. Более того, оно было иногда излишним - в условиях горных дорог и ограниченной видимости, с «Хамви» часто снимали двери.
А потом началась вторая война в Ираке – и ее характер разительно отличался от первой кампании! Если в 1991 году приходилось сталкиваться с полноценной армией, что соответствовало американской подготовке и доктрине, то война 2003 года была асимметричной. Прямые столкновения уступили место засадам, а танки в бескрайней пустыне – самодельным взрывным устройствам. И для них дополнительное бронирование «Хамви» не было аргументом. За три года войны 67 «пассажиров» HUMVEE стали жертвами подрыва на минах. В таких условиях бронирование M1114 было не панацеей, а дополнительной проблемой: двери быстро не открыть, динамика упала, а поднявшийся из-за башни центр масс, сделал машину склонной к опрокидыванию.
Первыми «сдались» морпехи, начав в 2007 году замену парка «Хамви» на автомобили с минной защитой – MRAP. Армейцам на это осознание потребовалось еще пять лет.
Копии – китайские, и не только
В 1988 году AM General привезла на выставку в Пекин свой M998, который был проигнорирован китайской стороной. Но через несколько лет была закуплена партия Hummer H1 - в частном порядке. Машины разобрали, изучили, и в 2003 году представили свой вариант – Dongfeng EQ2050! Первые партии основывались на американских комплектующих, но позже производство наладили в Китае. Дабы «замаскировать» копию, в EQ2050 незначительно переработали переднюю часть.
В тоже время, у испанских военных есть внедорожник URO VAMTAC, «вдохновленный» американским опытом. Когда американцы начали эксплуатировать свой HUMVEE, в Испании задумались о создании аналога, который заменил бы парк существующих Land Rover. Естественно, чиновники рассматривали покупку машин от AM General, но инженеры UROVESA пообещали «догнать и перегнать Америку». И судя по полученному контракту, у них получилось. Машина концептуально и внешне походит на заокеанского собрата, на что испанцы отвечают просто – «создавались же для одних целей!».