Найти тему

На чем мы будем осваивать космос. Часть 1 - химические реактивные двигатели.

На днях прочитал пост в Живом Журнале, содержание которого сводится как всегда к тому что мы в полной ж.... во области космонавтики.

Комментарии там были соответствующие. И меня особенно поразил один комментатор, заявивший что НАСА де разрабатывает программу добычи полезных ископаемых в космосе а мы, ну в общем вы поняли где...

А вообще на деле способно ли условное НАСА в обозримом будущем добывать полезные ископаемые в Солнечной системе? Давайте проанализируем этот вопрос.

В качестве цели возьмем пояс астероидов, Марс и Луну

Рассмотрим какие двигатели есть в распоряжении человечества. Начнем с химических реактивных двигателей. Их общим достоинством является высокая тяга, недостатком — очень низкий удельный импульс и, следовательно, очень большой расход рабочего тела (топлива).

Химические двигатели в свою очередь делятся на жидкостные и твердотопливные.

Твердотопливные реактивные двигатели — вряд ли подойдут для промышленного освоения космоса. Они неэкологичны (выбрасывают вредные окислы азота), сложны и дороги в изготовлении,  имеют низкий удельный импульс и сейчас применяются только в военных ракетах или в качестве ускорителей тяжелых РН, например Ариан-5. 

Старт РН Ариан - 5. Твердотопливные ускорители расположены по бокам от центрального блока, и их пламя гораздо ярче пламени от водородного центрального двигателя.
Старт РН Ариан - 5. Твердотопливные ускорители расположены по бокам от центрального блока, и их пламя гораздо ярче пламени от водородного центрального двигателя.

Жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) имеют много разновидностей, отличающихся применяемыми топливом и окислителем.

Начнем с ЖРД на высококипящих компонентах топлива. Этим словом называтся гидразиновое горючее и азотный окислитель. Например несимметричный диметил-гидразин (НДМГ) и азотный тетраоксид (АТ). Их недостатки очевидны — компоненты топлива чудовищно ядовиты. Поэтому любая авария РН на высококипящем топливе является экологической катастрофой. 

Запуск РН Протон-М. Со стороны, факел от сгорающих АТ+НДМГ выглядит блекло и безобидно.
Запуск РН Протон-М. Со стороны, факел от сгорающих АТ+НДМГ выглядит блекло и безобидно.

Поэтому ЖРД такого типа постепенно уходят с первых ступеней РН. По сути, сейчас на высококипящем топливе летают Протоны (которые уже больше делать не будут), некоторые китайские РН и конверсионные РН, число которых тоже ограниченно.

Но есть область применения где замены этому ядовитому топливу нет. Это двигатели коррекции орбиты, двигатели управления ориентацией, в общем все применения где требуется длительное хранение топлива. Посадка на ближайшие планеты пока тоже немыслима без гидразина и его «друзей», довезти туда криогенные компоненты топлива крайне проблематично.

И да, никаких достойных замен «гидразину со товарищи» пока что не придумали.

Далее идут ЖРД на углеводородах как горючем и жидком кислороде как окислителе. Это наиболее распостраненный тип ракетного топлива на сегодняшний день. Оно считается условно «экологичным» (по сравнению с гидразиновой «вонючкой» наверное) и довольно доступным. 

Старт РН "Союз". Классика жанра.
Старт РН "Союз". Классика жанра.

Основным топливом сейчас является керосин, но ведется разработка ракет на сжиженном метане (природном газе).

Минусы углеводородных топлив очевидны. На одну заправку РН «Союз» доставляющую на орбиту 3 человек тратится керосина как на несколько полных заправок тяжелых аэробусов, перевозящих по 300-400 человек.

Можно представить как быстро закончатся улеводороды на Земле если начать промышленное освоение космоса на таких двигателях. Ну и выбросы углекислого газа тоже проблем добавят.

Наконец, самые совершенные на сегодняшний день ЖРД — это двигатели на топливе  жидкий водород  + жидкий кислород. Они казалось бы 100% экологичны — на выхлопе у них вода. Однако водород сейчас производится методом электролиза, а электричество до сих пор добывается в основном путем сожжения тех же углеводородов. Поэтому пока что ракеты на водородном топливе еще менее экологичны и экономичны чем на углеводородах. 

Пуск "Шаттла". Видна "чистая" работа кислородно-водородных основных двигателей, на фоне "грязных" твердотопливных ускорителей. Почувствуйте разницу.
Пуск "Шаттла". Видна "чистая" работа кислородно-водородных основных двигателей, на фоне "грязных" твердотопливных ускорителей. Почувствуйте разницу.

Еще один минус водорода как топлива — гораздо больший объем бака требуемый для его хранения, по сравнению с баком для того же керосина. А это лишняя масса конструкции РН.

Подводя итог можно добавить что альтернативы ЖРД для доставки грузов и людей на орбиту Земли пока что нет, и видимо в ближайшие лет 50 не будет. 

А вот на перемещение полезной нагрузки с орбиты Земли к соседним планетам и обратно ЖРД совершенно не подходят, поскольку из за их низкого удельного импульса количество топлива необходимое для этого превзойдет все разумные пределы. Об этом нам говорит физика и бессердечная формула Циолковского.

Типичный пример — американская лунная программа, в которой больше 2,5 тысяч тонн топлива тратилось на полет 3 человек к Луне и обратно.

Добывать какие либо полезные ископаемые на Луне, Марсе или в поясе астероидов с такими затратами топлива просто бессмысленно. Даже при условии многоразовости всех составляющих транспортной системы. Нужны реактивные двигатели других типов

О них я расскажу в следующий раз.

Наука
7 млн интересуются