Все, что существует, иными словами - бытие, имеет какое-то начало, основу. Основа бытия в философии называется субстанция.
Все время, сколько существует философия, мыслители пытаются понять этот вопрос: что есть субстанция? Какова она? Одна ли она?
Ответы, в общем, сложились в определенные направления. Их можно обозначить так: во-первых, какова природа субстанции, так сказать, ее содержание. Тут ответов может быть три:
а) она материальна (материализм),
б) она идеальна (идеализм),
в) она материальная и идеальна одновременно (пантеизм).
Каждое из этих направлений имеет свои ответвления, о них я буду писать отдельно потом.
Во-вторых, вопрос о количестве субстанций. Казалось бы, наш мир един, значит, и основа должна быть одна. Но не все так просто. Начнем с того, что не факт, что наш мир един.)) В любом случае, философы на вопрос о количестве субстанций отвечают опять-таки трояко:
а) она одна (материальная, идеальная или и та, и другая одновременно, но одна), такой подход называется монизм,
б) их две! Одна материя, другая дух (бог). Этот подход называется дуализм,
в) их больше, чем две, их бесконечное количество. Эта идея Г. Лейбница, который считал, что в основе мира лежит бесконечное множество субстанций, монад, каждая из которых имеет идеальную природу, подвижна и является представлением о мире. Такой подход называют философским плюрализмом.
Поскольку в философии невозможно точно определить абсолютную истину, все эти позиции считаются истинными.