Найти в Дзене
Just Our Life

Как понять, что работодатель врёт? 9 вопросов, которые помогут избежать ошибки!

pixabay.com
pixabay.com

На собеседовании часто что-то недоговаривают, а иногда и привирают, как соискатель, так и работодатель.

Один хочет показать, что он крутой специалист и опускает при разговоре провальные моменты в своей карьере и это нормально. Глупо на собеседовании рассказывать о провалах и неудачах. Не так ли? Другой выбирает самые яркие краски для описания своей компании.

Сами посудите, существует хотя бы один менеджер, который никогда не ошибался? Таких нет! И вопрос о неудачах от менеджера по персоналу или от руководителя на итоговом собеседовании с большой вероятностью может прозвучать. И, если Вы не готовы к нему, то можете попасть впросак и вся Ваша самоуверенность лопнет, как мыльный пузырь.

При подготовке к собеседованию вспоминайте не только успехи, но и свои провалы. Проанализируйте, почему это произошло, что Вы не учли при выборе того или иного действия, какие ошибочные задачи поставили и где повели себя неправильно с персоналом. И самое главное, обязательно вспомните, какие действия Вы предпринимали, чтобы исправить ситуацию.

Призываю каждого соискателя быть открытым на собеседовании и делать это корректно и стараться не навредить себе.

Ложь от соискателя на собеседовании требует отдельной статьи, поэтому не будем останавливаться. По этому поводу написано множество материалов на разных ресурсах и на Дзене в том числе. О вранье работодателей же минимум. И этому есть объяснение! Как правило о собеседованиях пишут представители HR.

Если Вы считаете, что на собеседовании соискатель продает свои услуги, а работодатель покупает, то это не совсем так.

Работодатель заинтересован в высококвалифицированном сотруднике и, как правило, желает подать свою компанию на позолоченном блюдце с безумным количеством мишуры. В противном случае, соискатель знающий себе цену, просто не захочет работать в этой компании.

Соискателям на заметку!

Если презентация компании от HR никакая и Вас лихо с самого начала бомбардируют вопросами, это может означать лишь одно – уважения к Вам нет сейчас и, вероятно, оно не появится в будущем. Высокомерие в такой компании на высоте им нужны молчаливые исполнители. Либо Вы здесь просто для массовки и вовсе не интересны данной компании.

Если Вы работодатель, то данная статься так же может быть интересна для прочтения, поскольку иногда полезно посмотреть на процесс приема сотрудников в Вашей компании под другим углом.

Я говорю о своем опыте, а его было предостаточно за последние 15 лет, как в лице соискателя, так и на месте работодателя.

pixabay.com
pixabay.com

И так, Вы пришли на собеседование.

В более-менее нормальных компаниях HR начинает расхваливать свою компанию, рассказывает про сумасшедшие показатели, про супер-команду продавцов, менеджеров и руководителей. Вы можете услышать о приближающемся захвате рынка и о том, как компания скоро победит всех конкурентов. Часто «поют» про стабильную зарплату, карьерный рост, как в компании ценят каждого продавца, зарплаты никогда не задерживаются, отпускные выплачиваются в полном объеме и т.д. Перечислять можно долго, но смысла в этом нет.

Далее начинается шквал вопросов. Но сегодня не об этом.

Начало собеседования – это крайне важный блок для соискателя, если старт был с презентации компании.

В этом блоке вам нужно внимательно слушать «пение» менеджера и заготавливать вопросы. Чтобы не перебивать оппонента, всегда приходите на собеседование с ежедневником. Ежедневник поможет Вам в конце общения задать вопросы и покажет Вас с положительной стороны, как менеджера.
pixabay.com
pixabay.com

Чтобы понять, не лукавит ли менеджер по подбору необходимо уделить внимание на следующее:

1. Супер-команда – подготовьте вопрос о наполненности штата в блоке, за который Вам предстоит отвечать. Если ответят, что набор ведется, спросите о % нехватки персонала. Про текучку не спрашивайте, все равно менеджер не ответит – это закрытая информация. Если ответ будет, что штат заполнен на 100%, двигайтесь дальше. Задайте вопрос о месте, на которое претендуете Вы. Почему оно вакантно? Ответ, скорее всего, будет уклончивый и размытый. Это будет означать, что неудобного сотрудника с большой степенью вероятности хотят заменить на нового. Про супер-команду в 90% случаев это ложь. Если место вакантно в связи с развитием компании, то это идеальная ситуация.

pixabay.com
pixabay.com

2. Про отсутствие задержек в зп – с легкой руки задавайте вопрос: «Как сотрудники получают зарплату? На карту? Или в бухгалтерии? И какое соотношение?» Тут Вы сразу выясняете вся ли зп белая. И если подключена бухгалтерия (деньги в конверте), понимайте, что задержки будут не только у Вас, как менеджера, но и у ваших подчиненных. Если это торговые точки, то готовьтесь возить "зарплатные" деньги по объектам, а это опасно либо придется в конце каждого месяца собирать деньги в кассе для выплат сотрудникам. Про отсутствие задержек зп при таком раскладе это 70% ложь. Обязательно спрашивайте: «Получают ли сотрудники "зарплатные" ведомости на руки?». В данной ведомости Вы должны увидеть общую сумму и премиальные суммы по каждого KPI. Реакция на этот вопрос может быть неоднозначной. Прежде чем задать его, проанализируйте качество разговора. К сожалению, на последнем месте работы эта ложь выявилась при первой выплате. Когда я решил забрать ведомость, бухгалтер чуть не сбила меня с ног, выхватывая эту самую ведомость.

pixabay.com
pixabay.com

3. Захват рынка – это амбиции руководителя и хозяина либо просто красивая картинка для соискателя. Как только менеджер по подбору заикнулся на эту тему, смело спрашивайте о том, как в общих чертах компания собирается это воплощать в жизнь и что уже сделано. Вопрос о сроках, в течение которых компания собирается всех победить, будет как гром среди ясного неба. Если hr не в теме, делайте выводы.

pixabay.com
pixabay.com

4. Мы используем передовые технологии – красиво звучит, но не более. Готовьте вопрос про отчетность. Какие программы используются, кто формирует отчеты, как часто они предоставляются, какие инструменты для аналитики будут у Вас, как у руководителя? Зачастую передовые технологии – это 1С и Excel. В добавок сейчас любят использовать Google и Yandex с их облачными хранилищами и почтами. По большому счету, не важно, что они используют, тут важно, кто готовит отчетность. За отчетность может отвечать отдельный человек или автомат. Предпочтительнее автомат. Если это не автоматизировано, то с аналитикой результатов будут большие проблемы. А от результатов, как правило, зависит Ваша премия. Будьте внимательны в этом вопросе. Тут разговор не об обмане, а о приукрашивании внутренней кухни. Вопрос зачем? Тут решайте сами.

pixabay.com
pixabay.com

5. У нас масса показателей – круто, ведь их везде масса! Вопрос: «Что это за показатели помимо выполнения плана по выручке?», будет крайне уместен. Тут Вы сразу поймете, что в голове у руководства. Либо HR назовет два-три основных показателя, и Вы поймете, что он лукавит, либо назовет десяток другой сомнительных KPI. Если менеджер назвал парочку и заикнулся о введении новых, готовьтесь к тому, что это бремя может лечь на Ваши плечи. Будьте аккуратны в хвалебных одах себе любимому, это может выйти боком.

pixabay.com
pixabay.com

6. Оплачиваемые отпуска – понятно, что Вы их оплачиваете. Вопрос в другом. Сколько раз в год, в какие сезоны, планируется ли отпуск заранее и на сколько дней каждый? В этом вопросе следите за ответами менеджера. Если начал запинаться и отвечать не впопад, если много переменных в возможности получить отпуск, ждите проблем. Заболели продавцы – жди, когда вернутся! Плохие показатели – не уйдешь, пока не исправишь! Оно Вам надо?

pixabay.com
pixabay.com

7. У нас крутая и прозрачная мотивация! Сколько раз я это слышал… На деле же все было до боли тривиально, а прозрачность могла исчезнуть в любой момент. Всегда спрашивайте, как часто меняется мотивация! Какие показатели влияют на мою премию? В основном менеджер по подбору четко отвечает на эти вопросы, но на вопрос: «Есть ли эти показатели в ежедневных, еженедельных и ежемесячных отчетах?» ответ вы получите не всегда. Если менеджер лукавит в разговоре о мотивации, ждите проблем с премиями и решайте сами, нужно Вам идти в эту компанию или нет.

pixabay.com
pixabay.com

Приведу пример с последнего моего места работы:

Премия в 10 000р полагалась за выполнение плана по прибыли. PNL отчет с данными цифрами мы получали 10-го числа нового месяца, а на следующий день зп. И так каждый месяц.
Понимаете, о чем я? Мы не видим промежуточных результатов, даже примерных! Мы можем только догадываться на каком уровне выполнение плана по прибыли. К слову, данный отчет видел только наш руководитель, мы же, как маленькие дети постоянно его клянчили. И когда мы с менеджерами приспособились к этой системе и начали примерно, исходя из выручки и маржи, высчитывать прибыли и убытки, руководство в один прекрасный момент включило в отчет новую статью расходов задним числом и 7 человек остались без этой премии, хотя по нашим данным мы шли с хорошим перевыполнением. Узнали мы об этом в день ЗП! Круто? Вот это крутая мотивация!

Дотошное отношение к своей мотивации выявит множество нестыковок в рассказе HR. И если уж сотрудник компании врет на эту тему, то делать Вам в этой компании нечего.

Вы можете сказать: «Сейчас везде так!» Отчасти будете правы. Где-то наглая ложь в каждом элементе, где-то ложь лишь в какой-то части. Выбирайте для себя, что важнее, с чем сможете смириться, а с чем нет.

8. В ваши обязанности будет входить…. . Обязательно задайте вопрос о наличии должностной инструкции для должности, на которую Вы претендуете! Если инструкции нет, будьте готовы вкалывать, как лошадь за себя и за всех лентяев в офисе, включая и самого начальника. Без инструкции, любой отказ от выполнения безумных распоряжений руководства будет расцениваться, как нежелание работать и "крыть" в таком случае вам будет просто нечем.

pixabay.com
pixabay.com

9. Карьерный рост! Обожаю эти «выпады». Как только HR заикается об этом, я прошу рассказать о структуре предприятия. И, если над Вами только один человек, спросите: «Как долго он работает в компании и какова его карьерная лестница в ней?». Если руководитель пришел в компании в самом начале ее пути и сразу занял свою должность, то перспектив на карьерный рост у Вас в ближайшем обозримом будущем, скорее всего, нет. Как только Вы это поняли, попросите привести другие примеры карьерного роста в компании. Дальше анализируйте свои перспективы, если конечно же Вам это важно.

pixabay.com
pixabay.com

Если на собеседовании презентации компании не было, ничего страшного! После «бомбардировки» вопросами и просьбами продать ботинок или ручку, смело задавайте эти 9 вопросов, тем самым отомстите за Пёрл-Харбор, который устроил Вам собеседник!

Помните одно – идя на собеседование, не теряйте чувство собственного достоинства. Никогда не показывайте, что Вы в безвыходной ситуации. Дайте понять, что не только Вас выбирают, вы тоже выбираете компанию, которая Вам подходит. Не позволяйте задавить себя на собеседовании.

На одном собеседовании несколько лет назад, менеджер по подбору настолько была заносчива и прямо скажу – перешла все мыслимые границы в желании меня затащить в компанию, что мне пришлось ей популярно объяснить (на тот момент я уже принял решение не в их пользу): «Поймите, не Вы выбираете меня, а я выбираю компанию, в которой захочу работать! У меня нет желания работать в Вашей компании, до-свидания!»

Это не призыв к действию! И, возможно, в тот момент я вспылил. Но как можно предлагать и дико настаивать на бесплатной работе менеджера на время испытательного срока, я не понимаю?

Никогда не позволяйте обманывать себя и не врите сами! Ищите компанию, которая Вам подходит. Чуть больше времени на поиски и чуть больше собеседований в количестве! Это опыт, который положительно отразится на Вашем будущем.

Надеюсь, статья была полезной! Пишите комментарии, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение и рассказывайте, с какими забавными и не очень моментами на собеседовании приходилось сталкиваться Вам!

Берегите себя и будьте успешными!