Здравствуйте дорогие друзья!
У меня троит двигатель!!! Эту фразу я слышал каждый день когда занимался диагностикой. Многие не понимают значения слова "троит" и поэтому любую неисправность двигателя называют этим словом.
Кстати! А Вы знаете как без сканера определить, что у Вас именно ошибка по пропускам воспламенения? Знаете как самому легко диагностировать свой автомобиль??Читайте до конца и узнает!!
Слово троит пошло с тех пор как появились четырехцилиндровые двигатели. Когда появлялась проблема в одном из цилиндров и он переставал работать, то в работе оставалось всего 3 цилиндра от сюда и слово "троит". Правильнее это слово заменить на пропуски воспламенения. Сегодня я Вам расскажу об одной из самых распространенных причинах пропусков воспламенения. Как её диагностировать самому и устранять неисправность. Будет много полезной и интересной информации!
Материал большой! Постарался максимально подробно всё рассказать!
Для начала расскажу обо всех причинах пропусков воспламенения.
- 1) Проблема с механикой. Нет компрессии, проблема в ГРМ(прогорел или зажат клапан и т.д.).
- 2) Не поступает топливо. Проблема с форсункой или проводкой.
- 3) Проблема в системе зажигания. Неисправна катушка зажигания, высоковольтный провод, проблема в свече.
- Охлаждающая жидкость в цилиндре.
Вот про проблему в системе зажигания мы и поговорим!
Еще раз хочу пояснить, мы рассматриваем пропуски воспламенения в конкретном цилиндре или цилиндрах. Многие понимают под троение это плавающие обороты, двигатель не тянет, двигатель трясет или "колбасит", но при этом во всех цилиндрах воспламенение происходит. Это совсем другое! Троит или пропуск воспламенения это конкретно тот случай когда не работает один или несколько цилиндров или работают, но с перебоями.
В следующих статьях я расскажу про различные причины таких проблем как: Плавают обороты, долгий запуск ДВС, двигатель трясёт на ХХ, потеря динамики или как мы привыкли говорить автомобиль не тянет, причины по которым ДВС не запускается и многое другое. Также другие причины пропусков воспламенения(троит), но сегодня у нас система зажигания, думаю многие тут найдут для себя интересное!
И так начнём.
Какие проблемы могут быть в системе зажигания инжекторного автомобиля?
- Неисправность катушки или модуля зажигания.
- Окисление контактов в катушке или модули зажигания.
- Обрыв, большое сопротивление или окисление высоковольтного провода или проводов(ВВ).
- Неисправность проводки катушки или модуля зажигания.
- Неисправность или не верный подбор свечи зажигания.
Для начала. Чем отличается катушка от модуля зажигания? Многие думают если объедены две катушки и выходит 4 провода, то это модуль. Нет! Модуль это когда объеденные катушки с силовыми транзисторами, силовыми ключами управления. Более подробно я об рассказал в своём коротком видео на канале, вот ссылка. Посмотрите это полезное видео и будьте технически грамотными! Многие эксперты и крутые механики на дзене и везде не знают таких элементарных вещей.
Первый случай. Ситуация №1. У Вас есть пропуски воспламенения всегда, как на холостом ходу так и при нагрузке когда едете.
Если у Вас стоит одна катушка или модуль с высоковольтными проводами(далее ВВ) на все цилиндры, то они как правильно выходят из строя одной катушкой. т.е. у Вас объедены две катушки в один корпус. Одна катушка идёт на 1 и 4 цилиндр, вторая на 2 и 3 цилиндр. Поэтому когда такая катушка выходит из строя не работают оба цилиндра. Либо 1 и 4, либо 2 и 3. Но есть и исключения. Также возможно проблема в ВВ проводе, возможно слишком большое сопротивление(брак), его обрыв, окисление в месте соединения с модулем или катушкой или высоковольтный пробой. Еще вариант что не работает свеча зажигания и проводка катушки. Теперь подробнее об этом.
На фото привел пример как выглядит окисление контакта ВВ-катушка.
Что можно сделать? Очистить контакты механически(тонкой отверткой) от грубых налётов, далее например ВДшкой смывает остальные окислы, можно использовать специальные растворы. Всё промываем, сушим и ставим на место. Этого Вам хватит, чтобы доехать до магазина или до места назначения. При такой неисправности желательно заменить катушку(модуль) и ВВ провода. Но кто-то так ездит долго.
Таким же образом проверяем Ваши ВВ провода. Измеряем сопротивление каждого. В зависимости от автомобиля и длины провода сопротивление может быть разным. Но в идеале оно не должно превышать 20 кОм. Провод не должен быть в обрыве как на втором фото.
Я встречал сопротивление проводов более 50 кОм и даже 100 кОм при этом автомобиль на ХХ работал хорошо, но при нагрузке(резком разгоне) были рывки. Также при большом сопротивление возникает увеличенная нагрузка на катушку или модуль, а также силовые транзисторы(ключи). Если Вы обнаружили провод в обрыве или с большим сопротивлением то меняем!
При покупке в магазине можете сразу проверить сопротивление новых проводов. Продавцы "крутят носом", но Вас это не должно волновать.
Как видно на фото следы высоковольтного пробоя видны как на ВВ проводе так и на свече. Вы не всегда можете увидеть следы на ВВ проводе, поэтому внимательно осмотрите свечи. Высоковольтный пробой это, то место где искре "легче пройти" нежели через свечу и её контактам. Т.е. искра у Вас не там где нужно. Катушка или модуль свои обязанности выполняют как положено, а вот искры на контактах свечи нет, потому что она на месте ВВ пробоя. Что делать? Тут однозначно менять провода и свечи, многие меняют только свечи или провода и это огромная ошибка! Потому что свеча с пробоем быстро угробит Ваш новый провод и наоборот. Если Вам нужно срочно куда-то доехать или хотя бы до магазина вот, что делаем. Берем обычную шкурку и максимально счищаем следы пробоя как с провода так и со свечи. Это поможет, но менять однозначно!
У свечи зажигания может быть масса неисправностей. Вам нужно выкрутит все свечи зажигания и запомнить какая с какого цилиндра. Если цилиндр не работает и свеча отличается от других, то повод задуматься. Дело в свече или нет? Может цилиндр не работает из-за зажатого клапана и свечу просто заливает? (блок управления отключает форсунку на тот цилиндр где зафиксировал пропуски, но не сразу). Может в цилиндр что-то попало и свеча повредилась, может в цилиндр пошла охлаждающая жидкость(из-за прокладки ГБЦ). На всё нужно обращать внимание. Цвет свечи, нагар и т.д. (О различных случаях и способах диагностики я буду рассказывать в следующих статьях).
Работоспособность свечи можно проверить закрутив её в другой цилиндр, который до этого работал и посмотреть. Если свеча не рабочая то меняем её.
Если у Вас катушка зажигания(или модуль) с 4 выходами и отказал один цилиндр, то проверяйте провода, свечи, контакт между проводом ВВ и катушкой. Если отказали два цилиндра 1 и 4, либо 2 и 3 то варианта три. Вышла из строя катушка(модуль), проводка от блока управления , сгорел ключ (силовой транзистор) в блоке управления(ЭБУ далее).
Как проверить? Если делаете авто сами, то Вам нужна светодиодная контролька, либо подменная катушка.
Я вообще пишу статьи для тех кто делает автомобиль сам, я сам диагност, но советую свой автомобиль делать самому! Во-первых на СТО очень мало специалистов, все работают только путём подмены, сначала одно поменяют, потом другое. Кстати как не быть обманутым на СТО, почитайте эту статью! Очень полезная информация. Во-вторых устройство и работу своего автомобиля нужно знать! Может Вам и Вашим друзьям помочь на дороге. Конечно во-многих случаях без обращения на СТО не обойтись, требуется опыт и необходимое оборудование, но я буду писать как и что диагностировать самому, это статья тому подтверждение. Минимальный набор оборудования Вам желательно иметь свой(мультиметр, контролька простая с лампой, контролька светодиодная и из лампы 21 Вт, самый простой ELM - это всё не дорого, можно купить вместо одного обращения на СТО).
И так. Если у Вас есть контролька то проверяем питание и управление на катушку. Запускаете мотор, если не запускается, то просите товарища покрутить двигатель стартером и проверяете импульсы управления с ЭБУ на катушку. Если импульсы есть на все катушки и есть питание, смело идёте за новой в магазин.
А вот если импульсы идут только на одну катушку(например на 2-3 цилиндр) или три(если стоят 4 индивидуальные катушки) то снимаем и вскрываем ЭБУ. Нам нужно будет проверять ключи(силовые транзисторы) и дорожки к ним. И прозвонить проводку от ЭБУ до разъема катушки.
Если Вы обнаружили "сгоревший" транзистор, дорожку, перемычку(бывает это видно сразу и запах соответствующий, но если нет, то их можно легко "прозвонить"), то требуется ремонт ЭБУ либо замена. Ремонт обычно стоит в районе 1000 рублей. И имейте ввиду, сгорают они не просто так, либо у Вас проблема в проводке, либо в катушке, либо в ВВ проводах(обрыв, высокое сопротивление). Поэтому при такой проблеме обычно сразу меняют катушку и провода. Нужно всё проверять, чтобы у Вас снова не произошла подобная неприятность.
А что если у Вас нет контрольки и проверить импульсы и питание не чем. Тогда придется брать у знакомых(может знакомых комрадов) или покупать исправную катушку и проверять путём подмены.
Вы конечно можете проверить мультиметром катушку, путём замера сопротивления первичной и вторичной обмотки, но имейте ввиду, что может быть(очень часто) межвитковое замыкание, тут Вам мультиметр не поможет, а только осциллограф или другая катушка. Вы поможете проверить сопротивление и быть уверены, что всё в норме, но катушка не работать из-за межвиткового замыкания. Потеряете время, нервы и деньги.
А как быть есть у Вас стоят индивидуальные катушки зажигания? Да практически тоже самое. Тут главное определить какой цилиндр не работает. Хоть со мной сейчас многие и не согласятся, но можно без вреда на работающем двигателе по-очереди отцеплять разъем от катушки. Главное снимать разъем, а не вытаскивать саму катушку со свечи из колодца!!!!
Самое плохое, что у Вас произойдёт это то, что появиться ошибка по обрыву цепи катушки, но если у Вас есть пропуски воспламенения то ошибка по ним у Вас уже "висит" и сбрасывать ошибки всё равно придётся.
И так. Снимаем разъем с каждой катушки и смотрим на реакцию двигателя. Если Вы снимите разъем с рабочего цилиндра, то сразу заметите ухудшение работы ДВС, если снимите с не рабочего, то изменений не будет.
Как обнаружите не рабочий цилиндр то глушите автомобиль и переставляете подозрительную катушку на цилиндр, который работал, а с рабочего цилиндра катушку ставите в не рабочий и уже поймёте в катушки дело или нет.
Как показано на фото неисправности индивидуальной катушки практически такие же как в ВВ проводах и обычных катушках.
Если путём перестановки выявили не рабочую катушку, то внимательно её осмотрите из-за чего она перестала работать? Может есть высоковольтный пробой, то тогда и свечи(или свечу) нужно менять.
Если путём перестановки цилиндр не заработал и новая катушка также не помогла, то делаем тоже самое о чем писал выше. Проверяем проводку и силовые ключи(только нужно проверить, что искры действительно нет).
Кстати! Самая простая проверка это приложить свечу на двигатель и покрутить стартером или запустить мотор и посмотреть есть ли искра. Это не совсем верно, искра может и быть, но если есть проблемы в высоковольтной части то в цилиндре под нагрузкой искры уже может и не быть! Имейте это ввиду!!
Второй случай. Ситуация №2. Ваш автомобиль прекрасно работает на холостом ходу, но при разгоне или нагрузке начинает "дергаться".
Сейчас лайфхак как определить, что проблема в высоковольтной части!
Когда ко мне приезжали с такой проблемой, я сразу определял в каком направлении смотреть, причин то почему дергается много. Может давление топлива? Может "забитая" форсунка или форсунки? Катализатор забит(при этом дергается редко, обычно просто не тянет)? ГРМ? и т.д.
Что я делал и что Вы должны сделать при такой проблеме. Запускаем мотор. Он прогрет и стоит работает на холостом ходу(далее ХХ). Открываем капот, если у Вас механический дроссель то плавно рукой поднимаем обороты до 3,5-4 тыс. оборотов. Если двигатель плавно и уверено набирает обороты, то сбрасываем обороты и ждём пока выставятся обороты ХХ. Как только обороты встали то резко открываем дроссель и Вы сразу увидите как он начнет трястись! Т.е. при плавном открытии дросселя двигатель набирает обороты хорошо, а при резком начинает "троить" и трястись вот это и есть главный показатель того, что проблема с высоковольтной частью(катушка, модуль, провода, свечи).
Когда есть другие проблемы(ГРМ, топливо и т.д.) двигатель плохо или с троением набирает обороты при любом открытии. Есть конечно и другие причины, о них расскажу в следующей статье, но 95% что проблема в ВВ части.
И так, что мы делаем. Процедура стандартная как и писал выше. Проверяем провода, свечи и катушку. Смотрим следы пробоя, окислы, меряем сопротивление. Если Вам кажется, что всё в идеальном состоянии, то возможно дефект скрытый(например межвитковое в катушке). Проверяете хорошо ВВ провода, главное чтобы не было окислов и пробоя, измеряем сопротивление и смотрим на обрыв, осматриваете свечи если всё в хорошем состоянии то идём смело за катушкой. Если провода Вы сможете проверить полностью, то свечи без стенда нет, поэтому желательно вкрутить новый комплект, хоть старые и выглядят хорошо.
Вообще если Вы ездите на нашем автопроме, то у Вас должен быть определенный набор запчастей с собой, это не шутка! Датчик коленвала, ремонтный разъем к нему, ремни, катушка, свечи и провода и т.д. Если Вы соберете себе такой комплект то когда нибудь скажите мне спасибо, поверьте!
Если у Вас стоят индивидуальные катушки зажигания на каждый цилиндр.
То вариант также попросить у знакомого рабочую(а лучше иметь свою в запасе), либо купить новую(обращение на СТО я не рассматриваю).
Также меняем свечи и начинаем устанавливать рабочую катушку в каждый цилиндр пока не найдём не рабочую. Т.е. после каждой установки новой катушки проверяем резкой перегазовкой, если автомобиль начал резво набирать обороты то Вы нашли не рабочую катушку! (переставляем катушки на заглушенном моторе!!!).
А как быть если у Вас электродроссель? Можно кого-то попросить нажимать на педаль акселератора, а можно самому открыть капот и с водительского сидения наблюдать за поведением двигателя. Когда он начинает "троить"(не люблю это слово), то это хорошо чувствуется и слышно, услышите хлопки в выхлопной системе.
Все мои рекомендации конечно касается наших автомобилей или иномарок с бюджетными запчастями. Если у Вас новая мазда, то только одна оригинальная катушка стоит около 25 тыс. рублей. Тут уж лучше обратиться на СТО и пусть они "приговаривают" запчасть и выясняют причину. Только чтобы не попасть на лишние деньги и не тратить нервы, прочитайте статью ссылку на которую я оставлял выше. Если что дублирую.
Если у Вас нет сканера, то как определить что у Вас ошибка именно по пропускам воспламенения? Вот как: лампа Check Engine может моргать только при одной ошибке и это пропуски воспламенения, если Вы увидели что у Вас заморгала лампа Check Engine(чек), значит ЭБУ начал фиксировать пропуски воспламенения, а когда лампа загорелась полностью, то он определил в каком цилиндре и отключил форсунку на данном цилиндре. Многие не замечают проблем с машиной, но при этом лампа чек начинает моргать. Это касается двигателей V6, V8, V12. Пропуски в одном из цилиндров Вы не всегда можете заметить, но умный компьютер их видит. А знаете как ЭБУ определяет пропуски и даже определяет по каком именно цилиндру? Правильно! С помощью ДПКВ, датчика коленвала. А как расскажу в следующей статье.
Бывают кстати "фантомные" пропуски, т.е. по факту их нет и двигатель работает отлично, а вот ЭБУ их фиксирует! Причины этому разные, расскажу об этом в статье по датчику коленвала. Скажу только для владельцев Дэу Нексия, такое может у Вас произойти после замены ГРМ, на не которых моделях требуется адаптация ДПКВ.
Коротко о главном. Если у Вас стоит катушка, которая объединяет в себе две, то это не модуль если там нет силовых транзисторов! В современных автомобилях транзисторы практически всегда идут в ЭБУ, поэтому модули это прошлый век, сейчас везде стоят катушки.
Как отличить пропуски(троит) от неровной работы ДВС и других неисправностей? Слушайте выхлоп, при пропусках сразу услышите характерные хлопки, моргающий чек, ошибка в системе.
И самое главное! Не снимайте со свечи ВВ провода или катушку при работающем двигатели, Вас может поразить током или выйти из строя силовые транзисторы.
Подскажите, интересна ли Вам данная статьи? Может хотите чтобы я раскрыл какую-то другую тему? Может снял на видео что-то, например проверку управляющих сигналов с ЭБУ на катушку? Или еще что? Может у Вас есть какая то проблема или вопрос? Пишите в комментарии или в ЛС и я постараюсь Вам помочь!
Много споров о том, что же эта за юбка на свече? Скажу сразу это не высоковольтный пробой! Не торопитесь менять свечи если увидите такое. Более подробно Вы узнаете в моей статье, полный обзор по свечам зажигания. Скоро сяду её готовить. Много нового из неё узнаете.
Подписывайтесь на канал! Будет много полезной информации, а также я продолжу цикл диагностируй сам. Рассмотрим распространённые ошибки и как с ними бороться. Расскажу о работе датчиков и исполнительных механизмов и как их проверить. Как выявить подсос воздуха или забитый катализатор. Как правильно проводить чистку дроссельной заслонки и РХХ. Вообщем много всего!
Пишите Ваши мысли и рекомендации! Может я вообще пишу никому не нужную хрень и только трачу своё и Ваше время!
Всем спасибо за внимание! Подписываемся на канал!
Всего Вам доброго и удачного ремонта!