19 подписчиков

6 шаровых: испытали самую опасную деталь подвески

На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! Мы огорчились и провели испытания запчастей для Ларгуса и Логана — результаты во многом печальные.

На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км!

В 90‑х годах привычной картиной на дорогах были Жигули с вывернутыми набок передними колесами. Виновата не самая удачная конструкция подвески, а главное — дефицит и плохое качество запчастей, наводнивших тогда рынок.

Сейчас и время иное, и нагружены шаровые опоры на современных автомобилях с подвеской McPherson иначе: не на вырыв, а, в основном, тормозными и тяговыми силами, а также боковыми на поворотах. Но оговариваемые старомодным стандартом силы вырыва и выдавливания позволяют косвенно оценить стойкость шаровых при боковых нагрузках. Их-то мы и замерили. Кроме того, оценили твердость и шероховатость шаровых поверхностей, а также провели спектральный анализ всех образцов: из чего сделаны? Ну а подержать изделия в морозильнике, да при «минус 50˚ С» — это уж само собой!

Продавцы магазинов запчастей норовят продать рычаг в сборе с шаровой опорой — он ведь дороже. И приговаривают: менять шарнир нет смысла! Не верьте: у рычагов этих машин сайлентблоки и сами рычаги могут пережить не одну шаровую.

Для экспертизы мы приобрели детали шести производителей, которые подходят для таких популярных у нас моделей как Renault Logan и Sandero второго поколения, а также Lada Largus (после 2013 года). Выборку делали просто: приехали в один из крупнейших московских магазинов автозапчастей и скупили весь ассортимент. Стоимость приобретенных образцов, представленных в нашей фотогалерее по алфавиту, - от 330 до 1200 рублей. Разница в цене — почти четырехкратная.

На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! -2
На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! -3

Рвем и выдавливаем

Осмотр первым делом выявляет различие в конструкции стопорных колец, которые фиксируют корпус опоры, с натягом запрессованный в стальной штампованный рычаг. У одних опор они совсем тоненькие, проволочные, а у других требуют применения разжимных клещей: такие выглядят надежнее. Оценили и то, как опоры заходят в неновый рычаг: каково усилие, не мешает ли пыльник.

Проверить силовые качества поможет разрывная машина Р‑20. Согласно ГОСТ Р 52433–2005, в котором изложены требования к шаровым шарнирам автомобильных транспортных средств, для шара диаметром до 25 мм включительно (это наш размерчик — как раз 25 мм!), нормативные усилия составляют 1500 кгс для вырыва и 2100 кгс для выдавливания.

В норматив уложились все изделия, однако разница в результатах примерно двойная. При прочих равных глаз ложится на те опоры, что держат более высокую нагрузку.

Разрывная машина Р‑20 одолела все предложенные ей изделия. И все они уложились ­в требования стандарта.
Разрывная машина Р‑20 одолела все предложенные ей изделия. И все они уложились ­в требования стандарта.
На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! -5

Минус полсотни

Мучения шаровых опор, а прежде всего их резиновых пыльников, продолжились на настоящем русском морозе, в профессиональной морозильной камере. Начали с «минус 40», закончили на «минус 50». Это очень холодно — но достижимо на северных территориях. При 40‑градусном морозе рассыпался только один пыльник из шести — с дистанции сошла опора «Renault group».

Переходим на «полтинник»! Такую температуру покажет не каждый градусник. Однако часть пыльников и здесь уцелела: из борьбы выбыли только Kroner и Sasic. Половина проверенных нами ­изделий русской зимы не испугалась!

При температуре — 40˚ С пыльник самого ­дорогого изделия рассыпался на кусочки.
При температуре — 40˚ С пыльник самого ­дорогого изделия рассыпался на кусочки.

НЕ ОРИГИНАЛЬНО

Изделие, продаваемое под именем «Renault group» с кодом 41 60 25 23R нельзя отнести к оригинальным запчастям. В представительстве Renault нам сообщили, что ни упаковка, ни этикетка не соответствуют оригинальным. Кроме того, референс оригинальных запчастей Renault состоит из десяти знаков, а не девяти. При этом Renault не производит шаровую с боковой проточкой: у оригинальных изделий канавка проточена по всей поверхности цилиндрической части пальца.

С опорой Lada ситуация иная. По всем признакам это оригинальная запчасть, но она относится к линейке Standard, которую производитель определяет как «запасные части, обладающие характеристиками, аналогичными оригинальным, но рассчитанные на меньший ресурс эксплуатации по причине меньших среднегодовых пробегов автомобилей Lada, возраст которых более семи лет».

Спектральный анализ проводили с помощью оптико-эмиссионного спектрометра ДФС‑500.
Спектральный анализ проводили с помощью оптико-эмиссионного спектрометра ДФС‑500.
На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! -8

Твердость и шероховатость

Измерение твердости шара, а также шероховатости поверхностей шара и пальцев.

Твердость проверяем на твердомере ТР‑5006‑М согласно ГОСТ 9013–59 (ИСО 6508–86), а шероховатость измеряем профилометром TR 220 по ГОСТ 19300–86. Заодно проводим спектральный анализ материалов, из которых изготовлены пальцы шаровых опор.

Как мы и предполагали, производители применяют для шаровых разный материал. Производители, заявленные как Lada и «Renault group», использовали в производстве нелегированную конструкционную сталь 45 (ГОСТ 1050–2013) — и это не лучший вариант. Шаровые, маркированные как Sevi, Sasic и Kroner, выполнены из конструкционной легированной стали 40Х (ГОСТ 4543–2016). Хром, входящий в её состав, повышает способность стали к термическому упрочнению, работает на прочность и уменьшение абразив­ного износа. А лучший материал — у образца TRT, изготовленного из стали 38ХГМ (ГОСТ 4543–2016).

На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! -9
На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! -10

Финал

Явного брака при механических испытаниях мы не обнаружили — и это радует. Однако термические испытания отсеяли половину участников: остались только Lada, Sevi и TRT. Именно эти шаровые опоры и попали на наш пьедестал.

Победу мы присуждаем изделию TRT: при самой низкой цене в выборке оно сулит самый высокий ресурс. А хилое проволочное стопорное кольцо Sevi отодвигает его на третью ступень, «серебро» получает изделие Lada Standard.

Поедете за шаровыми — не забудьте прихватить результаты наших испытаний.

Счастливого пути!