39,3K подписчиков

Хэтфилды и МакКои

4,7K прочитали

(Hatfields & McCoys, 2012, США; мини-сериал, 1 сезон, 3 серии)

Дядя Том (Беренджер) явно позарился на чью-то хижину.
Дядя Том (Беренджер) явно позарился на чью-то хижину.

Прежде чем исчезнуть с сегодняшних экранов, в первой половине 2010-х вестерн демонстрировал недюжинную кратковременную активность. Что-то в духе "перед смертью не надышишься". Хотя, конечно, я предпочитаю верить, что вестерн не умер, а лишь впал в кому, из которой однажды выйдет и ещё пошумит.

Сначала, на заре десятилетия, очень мощно выступили братья Коэны со своей "Железной хваткой". Картина не только собрала одну из рекордных для вестернов касс, но и заработала аж 10 номинаций на Оскар - увы, ни одну не выиграла.
Затем настал черед бомбить
Воронеж Дикий Запад для самого Квентина Тарантино, чьи "Джанго" и "Омерзительная восьмерка" породили целую волну последователей, правда, лишь в категориях Бэ и Цэ. Впрочем, и среди них встречались достойные работы вроде "Костяного томагавка", "Местного" и др..

Вестерны с Кевином Костнером можно любить, можно ненавидеть, но нельзя не любить Костнера в вестернах - его коронном жанре. Где круче него возвышаются лишь эвересты вроде Клинта Иствуда и Джона Уэйна.
Вестерны с Кевином Костнером можно любить, можно ненавидеть, но нельзя не любить Костнера в вестернах - его коронном жанре. Где круче него возвышаются лишь эвересты вроде Клинта Иствуда и Джона Уэйна.

Закончилась же вся эта свистопляска, после чего интерес к вестернам резко пошёл на спад, римейком "Великолепной семерки". Которая при своем блокбастерном бюджете в 90 млн. $ не наскребла в мировом прокате и двукратной прибыли, намекнув режиссёрам и продюсерам (хотя и не всем): эта вечерикна сдохла, пора расходиться по домам.

"Хэтфилды и МакКои" Кевина Рейнольдса ("Робин Гуд: Принц воров", "Водный мир") вышли в самый разгар этой преходящей моды, только они стали чемпионами не большого, а малого экрана.
Однако малого, да уда́лого. Этот мини-сериал (3 серии по 1,5 часа каждая) тоже насобирал разнокалиберных наград, а заодно установить рекорд, как самый "смотрибельный" художественный проект за всю историю (!) кабельных телесетей. И вправду, 14 миллионов просмотров во время трансляции, шутка ли! Да ещё для вестерна с его, казалось бы, ограниченной
старпёрской категорией зрителей.

Работа и в самом деле была проделана грандиозная, да ещё в модном ключе "снято на основе реальных событий".
Разве что российским зрителям те события известны примерно так же, как американцам - биография Василия Иваныча Чапаева. Зато на родине вестерна историческая война между семьями Хэтфилдов из Западной Вирджинии и МакКоев из Кентукки (1878-1891) весьма знаменита. Настолько, что ею с тех пор обзывают любую громкую и затянувшуюся свару между соседями или бывшими друзьями.

В то время в тех краях это называлось "Заскочить к соседям на пикничок".
В то время в тех краях это называлось "Заскочить к соседям на пикничок".

Как практически в любом гражданском конфликте, в этом тоже трудно отыскать правых и виноватых.
Вот проливается первая кровь, и всё начинает стремительно лететь к чертям, даже несмотря на то, что голоса "разума и примирения" доносились и с той, и с другой стороны. Однако что они такое по сравнению с воплями о мести и задетой гордости, которыми раззадоривали себя самые воинственные из Хэтфилдов и МакКоев? А затем шли и подтверждали свои слова делом - и снова лилась кровь, слёзы и виски, выпитое на поминках убиенных родственников.

И вот в определенный момент этой безумной круговерти зритель осознаёт, что смотрит не просто на персонажей нескончаемой войны, а на уже стоящих одной ногой в могиле, мертвецов. Потому что остановить их заевшую пластинку "кровь за кровь за кровь за кровь за кровь..." уже некому, да и вряд ли возможно.
Причём в группе риска улечься в гроб находились все без исключения, от глав семейств до стариков и младенцев. Ибо настолько непредсказуемо размахивала косой Смерть в те годы на границе Кентукки и Западной Виргинии.

И всё-таки по сравнению с главным Хэтфилдом (Костнер), главный МакКой (ныне покойный Билл Пэкстон) импонирует зрителю гораздо меньше. Уж не на деньги ли первых снималось это кино?
И всё-таки по сравнению с главным Хэтфилдом (Костнер), главный МакКой (ныне покойный Билл Пэкстон) импонирует зрителю гораздо меньше. Уж не на деньги ли первых снималось это кино?

И, конечно, "пара ласковых" об актёрском ансамбле. Который здесь насколько масштабный, настолько и безупречный.
Но особенно запоминается даже не Костнер с Пэкстоном - они сыграли в своих узнаваемых амплуа, - а Том Беренджер. Известный ролями хладнокровных профи (
"Снайпер", "Замена", "Геттисберг", недавние "Кровь и деньги"), здесь он с треском рвёт шаблон, изображая пьяницу, забияку и одного из главных провокаторов резни. Причем перевоплощается Том настолько, что даже внешне становится на себя непохож - вот что значит настоящий ударный труд во славу отечественного вестерна!

***

В общем, стараюсь не бросаться этим категоричным словом, но в данном случае уместно именно оно - это шедевр.
Плюс ко всему сняты"Хэтфилды и МакКои" по техстандартам большого кино, так что с "картинкой" у них тоже всё замечательно. Всё по дикозападному сурово, потёрто и не огламурено - прямо глаз не нарадуется. Да и чувство прекрасного - тоже, несмотря на подчеркнутые фатализм и мрачность этой долгой 4,5-часовой истории.

Трейлер фильма: