(Hatfields & McCoys, 2012, США; мини-сериал, 1 сезон, 3 серии)
Прежде чем исчезнуть с сегодняшних экранов, в первой половине 2010-х вестерн демонстрировал недюжинную кратковременную активность. Что-то в духе "перед смертью не надышишься". Хотя, конечно, я предпочитаю верить, что вестерн не умер, а лишь впал в кому, из которой однажды выйдет и ещё пошумит.
Сначала, на заре десятилетия, очень мощно выступили братья Коэны со своей "Железной хваткой". Картина не только собрала одну из рекордных для вестернов касс, но и заработала аж 10 номинаций на Оскар - увы, ни одну не выиграла.
Затем настал черед бомбить Воронеж Дикий Запад для самого Квентина Тарантино, чьи "Джанго" и "Омерзительная восьмерка" породили целую волну последователей, правда, лишь в категориях Бэ и Цэ. Впрочем, и среди них встречались достойные работы вроде "Костяного томагавка", "Местного" и др..
Закончилась же вся эта свистопляска, после чего интерес к вестернам резко пошёл на спад, римейком "Великолепной семерки". Которая при своем блокбастерном бюджете в 90 млн. $ не наскребла в мировом прокате и двукратной прибыли, намекнув режиссёрам и продюсерам (хотя и не всем): эта вечерикна сдохла, пора расходиться по домам.
"Хэтфилды и МакКои" Кевина Рейнольдса ("Робин Гуд: Принц воров", "Водный мир") вышли в самый разгар этой преходящей моды, только они стали чемпионами не большого, а малого экрана.
Однако малого, да уда́лого. Этот мини-сериал (3 серии по 1,5 часа каждая) тоже насобирал разнокалиберных наград, а заодно установить рекорд, как самый "смотрибельный" художественный проект за всю историю (!) кабельных телесетей. И вправду, 14 миллионов просмотров во время трансляции, шутка ли! Да ещё для вестерна с его, казалось бы, ограниченной старпёрской категорией зрителей.
Работа и в самом деле была проделана грандиозная, да ещё в модном ключе "снято на основе реальных событий".
Разве что российским зрителям те события известны примерно так же, как американцам - биография Василия Иваныча Чапаева. Зато на родине вестерна историческая война между семьями Хэтфилдов из Западной Вирджинии и МакКоев из Кентукки (1878-1891) весьма знаменита. Настолько, что ею с тех пор обзывают любую громкую и затянувшуюся свару между соседями или бывшими друзьями.
Как практически в любом гражданском конфликте, в этом тоже трудно отыскать правых и виноватых.
Вот проливается первая кровь, и всё начинает стремительно лететь к чертям, даже несмотря на то, что голоса "разума и примирения" доносились и с той, и с другой стороны. Однако что они такое по сравнению с воплями о мести и задетой гордости, которыми раззадоривали себя самые воинственные из Хэтфилдов и МакКоев? А затем шли и подтверждали свои слова делом - и снова лилась кровь, слёзы и виски, выпитое на поминках убиенных родственников.
И вот в определенный момент этой безумной круговерти зритель осознаёт, что смотрит не просто на персонажей нескончаемой войны, а на уже стоящих одной ногой в могиле, мертвецов. Потому что остановить их заевшую пластинку "кровь за кровь за кровь за кровь за кровь..." уже некому, да и вряд ли возможно.
Причём в группе риска улечься в гроб находились все без исключения, от глав семейств до стариков и младенцев. Ибо настолько непредсказуемо размахивала косой Смерть в те годы на границе Кентукки и Западной Виргинии.
И, конечно, "пара ласковых" об актёрском ансамбле. Который здесь насколько масштабный, настолько и безупречный.
Но особенно запоминается даже не Костнер с Пэкстоном - они сыграли в своих узнаваемых амплуа, - а Том Беренджер. Известный ролями хладнокровных профи ("Снайпер", "Замена", "Геттисберг", недавние "Кровь и деньги"), здесь он с треском рвёт шаблон, изображая пьяницу, забияку и одного из главных провокаторов резни. Причем перевоплощается Том настолько, что даже внешне становится на себя непохож - вот что значит настоящий ударный труд во славу отечественного вестерна!
***
В общем, стараюсь не бросаться этим категоричным словом, но в данном случае уместно именно оно - это шедевр.
Плюс ко всему сняты"Хэтфилды и МакКои" по техстандартам большого кино, так что с "картинкой" у них тоже всё замечательно. Всё по дикозападному сурово, потёрто и не огламурено - прямо глаз не нарадуется. Да и чувство прекрасного - тоже, несмотря на подчеркнутые фатализм и мрачность этой долгой 4,5-часовой истории.