(2012, США)
Первый опыт Квентина Тарантино на ниве вестернов был внезапно ошеломителен. Настолько, что многие зрители, которые ранее вестерны на дух не переносили, посмотрев это кино, проснулись на следующее утро, напевая его заглавную мелодию и будучи уже поклонниками шляпно-револьверного жанра. И это при том, что "американец" "Джанго освобожденный" снят совсем не по-американски. Он нагло затянут в духе спагетти-вестернов на без малого три часа, а в середине его сюжет буксует так долго, что, кажется, вот-вот, и он сожжет себе сцепление. Но, к счастью, все-таки не сжигает. И развязка у фильма сработана в лучших дикозападных традициях, да вдобавок по-тарантиновски свирепо, с горами трупов и потоками крови.
Не знаю, зачем Квентину Антоновичу понадобилось базировать свою историю на некогда знаменитой ленте Корбуччи "Джанго" (1966). С тем количеством уникальных идей, фишек и поворотов, которыми изобилует картина Тарантино, он мог бы сделать ее полностью самостоятельной, а не в виде римейка, даром что очень вольного. Тем более, что главного "джанговского" атрибута - пулемета в гробу, - нам здесь всё равно не покажут. Однако Квентин сказал "Да будет так!" и даже пригласил к себе на эпизодическую роль постаревшего Франко Неро - того самого оригинального Джанго, правда, на сей раз щегольски одетого и без пулемета.
С сюжетом Тарантино тоже особо не заморачивался. Некий охотник за головами, именующий себя доктором Шульцом (Кристоф Вальц), ищет человека, что может вывести его на след разыскиваемых негодяев. Таким путеводным человеком оказывается раб по имени Джанго (Джейми Фокс), которого Шульц, не любитель рабства, в итоге освобождает, выхватив свой "кольт" и укокошив работорговцев. А потом делает его своим деловым партнером, заключив с ним соглашение: Джанго помогает Шульцу, а Шульц помогает Джанго, у которого, как выяснилось, где-то на юге осталась жена-рабыня и который, естественно, хочет освободить и ее. Джанго свое условие выполняет, и они с Шульцом скачут на юг, где находят нужного рабовладельца (Леонардо Ди Каприо), хозяина джанговой жены, и изобретают хитрый план, как выкупить ее подешевле и не вызывая к себе подозрений. Но план, ясен пень, срывается, все летит в тартарары, после чего начинается типично тарантиновская движуха в стиле "чем меньше останется в живых народу, тем прикольнее".
Вот, собственно, и всё. Никаких вам флешбеков (за исключением мимолетных), параллельных сюжетных линий и иных сценарных нагромождений.
Впрочем, как и в любом другом фильме Тарантино, сюжетная простота здесь на самом деле мнимая. Дьявол настоящего искусства, как говорится, кроется в мелочах, а также в форме подачи этого самого сюжета. Снимая картину по принципу чуть ли не дорожных приключений, типа "сделали свое дело и поскакали дальше", каждый их эпизод Квентин превращает в свое фирменное безумие в наилучшем смысле слова. Никакой предсказуемости - нежданчики выскакивают чуть ли не из-за каждых кустов, а любая ситуация может вывернуться наизнанку буквально в одно мгновение. Ну и, разумеется, все герои, даже второстепенные, говорят друг с другом не на обычном языке, а на том витиеватом наречии "американского английского", на котором говорят герои всех фильмов Тарантино. Иными словами, несмотря на многословность здешних диалогов / монологов, в них нет "воды". Каждая фраза отшлифована до идеала, каждая бьет либо точно в цель, либо шарахает по площади, но неизменно со 100% эффективностью. Отчего и проработка всех основных геройских характеров в картине потрясающая. И немудрено - нельзя же говорить такие крутые речи со скучным и невыразительным лицом. Вот всем участникам этого спектакля и приходится волей-неволей лезть вон из кожи, дабы соответствовать своему сочному экранному образу.
***
В общем, тот случай, когда дебют маэстро в новом для него жанре оказался значительно интереснее, нежели вторая его экскурсия на Дикий Запад. При всей суровости, красоте и оригинальности "Омерзительной восьмерки", побить успех "Джанго освобожденного" ей не удалось, в чем прежде всего виновата полная ограниченность ее места действия - в отличие от эпического разнообразия декораций в "Джанго...". И всё же чертовски жаль, что Тарантино отложил на неопределенный срок свои дальнейшие вестерн-эксперименты. Даже несмотря на свою экстравагантность, нынче он практически единственный режиссер, знающий правильный курс, которым должны идти современные вестерны. Тем более, что опыты других режиссеров на данном фронте и близко не имели того успеха, как дикозападный "дуплет" Тарантино. Кроме разве что "Железной хватки" (2010) братьев Коэнов, тоже сумевшей заработать невероятную для вестерна кассу.