("Местный", The Homesman, 2014, США и др.)
Досадно, что после "Местного" Томми Ли Джонс завязал с режиссурой, и даже в планах у него ничего такого сегодня нет. Хотя по своей актерской специальности этот могучий 77-летний старик всё еще вкалывает. И только в нынешнем году с ним вышло уже два фильма - оба в сентябре, но до нас, правда, ни один пока не добрался.
Между тем, ерзая в режиссерском кресле, Джонс умел и радовать, и удивлять. Правда, не всех знакомых с ним зрителей, а лишь ту их категорию, что была не прочь взглянуть на какой-нибудь своеобразный киноэксперимент. И пусть дебютный фильм Джонса-режиссера, неовестерн "Старые добрые парни" остался почти никем не замеченным, зато последующим "Трем могилам" и "Вечернему экспрессу "Сансет Лимитед"" повезло гораздо больше. У них уже и свои поклонники появились, и критики их обласкали, и кое-какие премии за них у Томми Ли дома на полочке с наградами добавились. А учитывая, что во всех снятых им фильмах он сам же исполнял главные роли, его актерская карьера при этом тоже ничуть не страдала.
Жаль, но "Местному" повторить успех двух предыдущих снятых Джонсом картин не удалось - разве что не выигранная номинация на Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах слегла потешила его актерско-режиссерское самолюбие. Но тут уже ничего не попишешь. Ибо такова незавидная судьба всех вестернов, что пытаются нагнать на зрителя беспросветный железобетонный мрачняк. "Мертвец", "Преисподняя", "Недруги", "Последний рейд", "Костяной томагавк", "Золото" (2013), сериалы "1883" и "Хэтфилды и Маккои"... Все они достаточно известны среди ценителей жанра, это факт, но вагоны настоящей популярности и других "ништяков" своим создателям не принесли. Так же, как "Местный", увы, заставил Томми Ли разувериться в профессии кинотворца и, похоже, окончательно с нею завязать.
А зря. Как по мне, его четвертая режиссерская работа смотрится заметно лучше и бодрее тех же "Трех могил", чей сюжет плелся вперед вразвалочку и временами страдал тягомотиной. Да и шок-нежданчики Джонс подбрасывает зрителю буквально с первых минут, хотя это, конечно, палка о двух концах. Ведь именно из-за этих сцен многие, включая даже заядлых вестернофилов, в "Местном" и разочаровались. И уж подавно не станешь рекомендовать его к просмотру слабонервным и беременным женщинам - чур меня! Их чувства здешний сюжет, экранизация одноименного романа дважды пулитцеровского лауреата Глендона Свортаута, не щадит с особой жестокостью и запредельным для вестерна цинизмом. При этом, однако, не чураясь и сцен, что своей трогательностью выжмут скупую слезу даже у зрителя-циника - есть и такое, надо отдать Томми Ли должное.
Начинается картина с долгих панорам весенних прерий Небраски - пустынного пейзажа, живя на фоне которого и впрямь рехнуться можно. Что, собственно, и случилось аж с тремя женами фермеров в тех местах, откуда начнется это вестерновое кинопутешествие. Хотя, конечно, не один только унылый вид из окна помутил тем фермершам рассудок, но и иные причины, навалившиеся на каждую из них чередой житейских невзгод. Да так навалились, что у их мужей не осталось иного выхода, кроме как спровадить своих отныне не дражайших, а буквально смертельно опасных супружниц в богадельню.
Разве только имелось две проблемы: ближайшее такое заведение находилось далековато, аж в соседнем штате Айова, а у фермеров был аккурат разгар посевной. То есть самое неудачное время для долгих поездок, пусть и с благими целями. Как бы то ни было, таковой доброволец, или, вернее, доброволка, нашлась. Жребий вытянула бездетная одинокая фермерша Кадди (Хилари Суэнк). Тоже страдающая от тяжкой жизни в тоскливой Небраске и со своими полчищами тараканов в голове, но вроде бы пока не рехнувшаяся. По крайней мере до буйной стадии.
Впрочем, одной ей "конвоировать" трех безумиц тоже не придется. Потому что вскоре на дороге она встретила Бриггса (Томми Ли Джонс), коего его недруги оставили сидящим на лошади под деревом с петлей на шее. Якобы за то, что он присвоил себе чужую землю.
И надо ли говорить, как обрадовался Бриггс этой встрече, ведь Кадди не только не желала ему смерти, но и освободила бедолагу из петли. Но с одним условием - недовисельник должен был отправиться с ней в Айову в качестве медбрата-помощника. И, разумеется, он согласился, - а какой у него был выбор? И поехали они на своем спецдилижансе для транспортировки буйнопомешанных на восток всё по той же весенней прерии. Хотя уже не такой унылой, поскольку не может же столь экстравагантная компания не притягивать к себе в дороге приключения? А тем более в 1855 году в не слишком дружелюбном американском захолустье...
***
В общем, явно не тот фильм, с которого надо рекомендовать знакомиться с творчеством Томми Ли Джонса-режиссера ("Вечерний экспресс Сансет Лимитед"" для этого более удачный выбор). И не тот фильм, который смотрят для поднятия себе настроения. Однако, если вас интересуют нетипичные, хмурые и глубоко психологичные вестерны, "Местный" замечательно для этого подойдет. Тем более, что помимо Джонса и Суэнк в нем сыграла еще целая прорва талантливых актеров, включая несравненную Мэрил Стрип. И всё это на фоне хоть и плоской, но по-своему "многоликой" прерии, - идеальной натуры для столь мрачной и душераздирающей истории.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):