Найти тему
6000 миль до Голливуда

Железная хватка

Оглавление

Дважды на Диком Западе. Лучшая роль Джеффа Бриджеса в новом тысячелетии.

(True Grit, 2010, США)

И да - так тоже можно было: никогда доселе не снимать вестерны, а потом сделать римейк знаменитого вестерна 60-х ("Настоящее мужество") - и создать один из лучших вестернов уже 21 века. А также кассовый хит и 10-кратный номинант на Оскары. Правда, ни один из них не был выигран, однако по меркам эпохи, когда вестерны давно утратили популярность, это тоже впечатляющее достижение.

И нет - речь идет не о Тарантино с его играми на этом заросшем травой поле, а о братьях Коэнах. Решивших под старость не только удариться в дикозападные страсти-мордасти, но и спустя 12 лет после "Большого Лебовски" снова поработать с великим "Чуваком" Джеффом Бриджесом.

- Сам ты Кутузов!
- Сам ты Кутузов!

И Джефф братанов снова не подвел. Правда, если фанаты Лебовски ждали от него возвращение любимого образа, он их зверски обломал... в наилучшем смысле слова: мастерски и абсолютно не обидно.

Да, возвращения легендарного Чувака не случилось. Но по накалу харизмы новый герой Бриджеса - одноглазый маршал "Забияка" Кокберн, - выдался не менее ярким и забавным. Особенно когда начинает без умолку болтать и отпускать фирменные коэновские шуточки, подкалывая других героев, лишенных чувства юмора.
Причем мы начинаем улыбаться и аплодировать Кокберну еще до того, как он вообще появляется в кадре - когда героиня Мэтти (Хейли Стейнфилд) беседует с ним, кряхтящем на "толчке", через дверь уличного сортира. А уж когда Забияка, надев штаны, выходит из его тесных стен и разворачивает свои плечи во всю их ширь - поверьте, ни о каком Чуваке вы дальше и не вспомните. Ибо Бриджес достаточно многогранен, чтобы приятно удивить вас даже после семи с лишним десятков своих ролей, сыгранных за его 40-летнюю на тот момент карьеру.

Тем не менее, даже при такой концентрации иронии, "Железная хватка" не скатывается в комедию, а остается кроваво-мрачным дикозападным приключением. Так же как Кокберн не превращается в шута, а продолжает быть суровым вестерновым героем, истинным железнояйцевым мужиком, хотя и падким на выпивку.

Между прочим, за эту роль Хейли Стейнфилд номинировали на Оскар аж в 14 лет. А чего добился ты, учась в школе?
Между прочим, за эту роль Хейли Стейнфилд номинировали на Оскар аж в 14 лет. А чего добился ты, учась в школе?

Не меньше, а местами и больше, порадовала 14-летняя в ту пору Хейли Стэйнфилд - настоящее открытие в большом кино, чей дебют у Коэнов тотчас принес ей номинацию на Оскар.
Хейли тоже, несмотря на возраст, умеет бомбически "зажигать" на экране. Да так, что даже снявшийся в компании этой парочки Мэтт Дэймон выглядит бледно-заурядным, даром что Коэны старались нарисовать и его персонажу, техасскому рейнджеру ЛаБифу, в чем-то уникальный характер.

Именно Мэтти нанимает Кокберна после того, как некий бандит Чейни (Джош Бролин) ограбил и убил ее отца, а потом скрылся на диких "индейских" землях. Только нанимает она Забияку на одном условии - что сама поедет с ним ловить и карать негодяя.
Забияка соглашается... и сразу нарушает их договор: берет себе в напарники не Мэтти, а ЛаБифа, и уезжает без нее - дескать, не "девочковое" это дело, охотиться за головами. Да еще в тех краях, где о Законе что-то там слышали, но в глаза его никто отродясь не видел.

Больша-а-ая ошибка!
Возмущенная таким "взрослым" поведением, Мэтти с риском для жизни настигает своего вероломного наемника. И устраивает им с ЛаБифом такую словесную головомойку, что обоим ей и возразить-то нечего. Разве что - отшлепать нахалку, как обычно и делают большие дяди, когда у них нет иных контрагументов в свою защиту от настырных детишек.

- О, боже, дядя Джефф, что это с ним? - Ну... вот так обычно и бывает, деточка, если мушку вовремя не спилить.
- О, боже, дядя Джефф, что это с ним? - Ну... вот так обычно и бывает, деточка, если мушку вовремя не спилить.

Впрочем, даже несмотря на жесткий контакт мягкого места Мэтти с хворостиной, это не отбило у нее желания ехать с двумя суровыми мужиками в холодные горы Арканзаса. Да и куда им теперь было деваться? И впрямь, не прогонять же пигалицу назад? Гораздо проще действительно взять ее с собой. Ведь так она хотя бы будет под присмотром, нежели одна в городе, где нажалуется шерифу и растрезвонит о маршале и рейнджере всякую ерунду.

И поскакали они, солнцем палимые и ветром гонимые, искать новые приключения уже на все свои части тела без исключения. Да на радость всем нам, причем не обязательно поклонникам вестернов или братьев Коэнов, так как эта лента снята ими абсолютно для всех зрителей, кому уже исполнилось 16 лет (а в Америке и того меньше - 13).

***

В общем, несмотря на то, что сегодня в копилке у Коэнов есть два замечательных вестерна - этот и "Баллада Бастера Скраггса", - второй их такой творческий опыт принес им уже не десять, а лишь три номинации на Оскары. И тоже - по традиции не выигранные, вот досада!

Как бы то ни было, бесконечная народная любовь к обеим этим лентам - к "Железной хватке" побольше, к "Балладе" поменьше, - с лихвой компенсирует их пролеты над гнездом "оскарной" кукушки. И дарует надежду, что братья еще вернутся к вестернам - уж больно круто, оригинально и забористо те у них получаются, это факт.

Трейлер фильма: