Найти тему
6000 миль до Голливуда

Инструктор для умной пули. Классика боевика 90-х

("Снайпер", Sniper, 1993, США)

Кто бы что ни говорил, но, при всех спорных моментах в данном фильме, никто доселе так не популяризировал профессию снайпера, как Том Беренджер в этой картине Луиса Льюсы ("Специалист", "Анаконда"). Пожалуй, даже лучшей, что Луис снял за всю свою недолгую голливудскую карьеру. А про дядю Тома и говорить нечего - более культовой роли в кино он не играл ни до, ни после.

Кто бы мог подумать, что в 21 веке этот знаменитый боевик 90-х превратится в целую 10-серийную (на данный момент) "санта-барбару" с детьми Снайпера и прочими мелодраматическими клише!
Кто бы мог подумать, что в 21 веке этот знаменитый боевик 90-х превратится в целую 10-серийную (на данный момент) "санта-барбару" с детьми Снайпера и прочими мелодраматическими клише!

При этом оба они явно не предполагали, какого свирепого джина выпустили тогда из бутылки. Да вдобавок коварно-замедленного действия. Ибо, проспав все 90-е, этот джин продрал глаза лишь в 2002-м, когда нежданно-негаданно для всех выл снят "Снайпер 2". Правда, уже не Льосой и без Билли Зейна на подхвате, зато с самым что ни на есть правильным Беренджером. Только чуток постаревшим и погрузневшим, однако по-прежнему находящимся в отличной актерской, харизматической и "стрелковой" форме.

А потом новообразованная франшиза будто с цепи сорвалась, взявшись тараторить сиквелами уже не со снайперской, а с пулеметной скоростью. В связи с чем, разумеется, и Зейна достали с антресолей, снова вернув его в строй. Тем более к тому времени актер вылетел из высшей лиги и побирался любыми ролями, какие только ему подавали.
Увы, но качество всех этих продолжений тоже было отнюдь не таким, чтобы Билли мог хвастаться ими на людях и гордо вписывать их себе в резюме. А некоторые из тех картин, не иначе, и вовсе снимались на камеру мобильника - настолько отвратительного полулюбительского качества они были; особенно - "Снайпер 4".

Итогом этой сиквельной гонки стало то, что нынешняя Снайпериада уже скачет ноздря в ноздрю с "Форсажем". Нет, конечно, не по кассовым сборам, а в том, что тоже отпраздновала намедни выход своей юбилейной десятой части. И в том, что тоже к настоящему времени углубилась в такие адские трэш-дебри, что из снайперксого в ней осталось лишь название. А всё прочее являет собой ядреный экшен-балаган, от которого даже фейспалм не спасает. Разве что качество съемок по сравнению со "Снайперами 4-7" затем стало всё-таки получше - какое-никакое, но утешение. Как и то, что Беренджер и Зейн больше не желают участвовать в этом цирке с конями и клоунами. И пусть они, увы, все равно скатились в 2020-е на уровень плинтус-фильмов, и тот, и другой тем не менее к Снайпериаде больше не приближаются - отдали это отнюдь не почетное право кривляться в ней какой-то молодежи.

Согласен: в благодатные боевиковые 90-е Том Берренджер отжигал просто не по-детски!
Согласен: в благодатные боевиковые 90-е Том Берренджер отжигал просто не по-детски!

Между тем канонический первый "Снайпер" по сей день держится на удивление бодрячком-боевичком, и выглядит в оцифрованном HD-виде очень достойно. Если, конечно, не обращать внимание на кое-какие чисто художественные несуразности, добавленные сюда для усугубления драматизма, либо просто ради красивой картинки. Ведь только ради нее, казалось бы, многоопытный армейский снайпер Беккет может порой усесться на живописном утесе на виду у всех потенциальных врагов. Или же проползти по скошенной траве в своей "лохматой" маскировке этакой подозрительно движущейся копной.
Но в остальном, разумеется, Беккет в исполнении Беренджера получился чертовски колоритным охотником на человеческих гадов. И его умению бить их в глаз с расстояния в милю всё-таки веришь.

Дабы избавить вас от зевоты, что напала бы на зрителя при наблюдении за слишком правдоподобной работой снайперов, Беккета выпустят пострелять по наркобаронам не одного, а со стажером Миллером (Зейн). Зеленым во всех смыслах, а не только в маскировочном, даром что он имел серебряную олимпийскую медаль по керлингу стрельбе.
Сделано это затем, чтобы изобразить на контрасте Миллера с матеростью Беккета череду конфликтов, и вам было интереснее следить за их перебежками-переползанием по зарослям Центральной Америки. Ибо, согласитесь, ругающиеся, а порой дерущиеся друг с другом снайперы - всё куда более нескучное зрелище, чем хладнокровные профи без эмоций и скелетов в шкафах.

Таким скелетом у Беккета была повальная смертность его прежних напарников-корректировщиков. Что, естественно, придавало его армейской репутации далеко не святую, а мрачную ауру. Поэтому соратники глядели на него косо, и бухал он всегда один, ведь корешей у него не заводилось.
Скелет из шкафа Миллера был, в отличие от беккетовского, довольно-таки странным. Тем более с учетом, какую серьезную, вкупе к стрелковой, психологическую подготовку он прошел, прежде чем его наконец выпустили "в поле".
Дело в в том, что Миллер... боялся стрелять в людей. Даже в тех противников, кто стрелял в него самого. А свою хорошую новичковую репутацию он заработал чисто случайно, буквально по ошибке, но никому, хитрец, об этом не сказал.
И вот такой напарник-неподарок достался Беккету на очередном боевом задании! Но ничего не попишешь. Наркобароны сами себя не убьют, так что пришлось многомудрому асу тащить с собой в джунгли понтовое недоразумение по фамилии Миллер и учить его уму-разуму уже по пути. Не забывая, ясен Зейн, отбиваться в перерывах между его учебой от москитов, зловредных партизан и вражеских асов-снайперов.

Билли Зейн: - Да, блин, сколько можно повторять: не я Имхотепа в "Мумии" играл, а Арнольд Вослу!
Билли Зейн: - Да, блин, сколько можно повторять: не я Имхотепа в "Мумии" играл, а Арнольд Вослу!

***

В общем, несмотря на то, что "Снайпер" вышел уже, считай, под занавес эпохи Видеосалонов, статус культового боевика этой эпохи он всё-таки получить успел. И соблазнил немало мальчишек не только "в стрелковые пойти кружки", но и избрать для себя в будущем снайперскую профессию. При этом градус романтики в фильме не больно-то высок, и что враги делают с угодившими в плен, снайперами-неудачниками, здесь тоже показано весьма подробно.

Как бы то ни было, но и по прошествии 30 с лишним лет эта картина Луиса Льосы пересматривается с неизменным ностальгическим удовольствием. Как, собственно, и "Специалист" с "Анакондой". Всё-таки талантливым режиссером он когда-то был, - жаль, что череда кассовых провалов заставила его вернуться на родину в Перу и завязать с большим кино.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):