Итак, Плоскость. Странный, абсурдный и одновременно - по своему логичный мир, не прощающий ошибок, но терпимо относящийся к тем, кто готов принять навязываемые им жесткие правила выживания. Однажды ты засыпаешь дома, и просыпаешься посреди иссушенного нигде, где перед тобой лежит бутылка и камень с надписью "никуда не уходи".
Феодалы - люди, которые хоть как-то могут ориентироваться и перемещаться по Плоскости, наполненной самыми разнообразными ловушками, общее у которых только одно: все они хотят тебя убить, некоторые настойчиво и быстро, некоторые - лениво и медленно. Не важно, кем ты был в прежней жизни, здесь ты станешь либо арендатором, зависимым от феодала, либо феодалом. Если тебе очень повезет... Хотя кто сказал, что обслуживать нескольких арендаторов, за счет которых ты только и можешь выжить?
Естественно, главный герой книги Фома - феодал. Современный читатель иного не приемлет, герой книги обязательно должен быть крут, уверен в себе и самостоятелен. Фома именно таков - во всяком случае, на первый взгляд. Сюжетная интрига уже не столь существенна, тем более, что автор ее откровенно запорол.
Ладно, бог с ним, с самой Плоскостью, которая представляет собой откровенную компиляцию из "Града обреченного" и "Пикника на обочине" братьев Стругацких. Читательская молодежь что-то там такое попискивает про "метро" и "сталкеров", так вот ребята, раскрою вам страшную тайну - вся эта метросталкерщина - это тоже сплошной фанфик Стругацких. Но оставим саму идею Плоскости, перейдем к сюжету. Начавшись довольно бодро, он вдруг подвисает в пространстве, и бесплодно повисев там в виде бесцельного брожения главного героя, и пустив несколько мертворожденных отростков в виде неоконченных сюжетных ходов, неожиданно обрывается приторно-слащавым хэппи-эндом.
Поверьте, я не против хэппи-эндов как таковых. В конце концов, их в литературе подавляющее большинство, привык. Но в "Феодала" он ну никак не вписывается, более того, он не сочетается со всем развитием сюжета, будь то с провисаниями или без. Такое ощущение, что что-то пошло не так - то ли автору просто надоел роман, то ли издатель на него давил со сроками, то ли друзья и близкие попросили героев "выручить". Не знаю. Но ощущение остается очень странное, словно на хорошо просоленную и провяленную воблу зачем-то намазали немного взбитых сливок с ванильным вкусом. И это тем более обидно из-за того, что Громов - автор вполне мастеровитый, это вам не самиздатные пажити бояръанимэ.
Нашел цитату из своей старой рецензии на эту книгу:
Но как ни крути, завершение романа смотрится розовым бантиком, повязанным на шею матерому волчаре с обломанным клыком и седой спиной. Или огромный чупа-чупз во рту у белой акулы.
Вот так примерно и есть. А зря.