Найти тему
Библио-лаборатория

"Феодал". Плоскость выживания от Александра Громова

Итак, Плоскость. Странный, абсурдный и одновременно - по своему логичный мир, не прощающий ошибок, но терпимо относящийся к тем, кто готов принять навязываемые им жесткие правила выживания. Однажды ты засыпаешь дома, и просыпаешься посреди иссушенного нигде, где перед тобой лежит бутылка и камень с надписью "никуда не уходи".

Photo by James Lee on Unsplash
Photo by James Lee on Unsplash

Феодалы - люди, которые хоть как-то могут ориентироваться и перемещаться по Плоскости, наполненной самыми разнообразными ловушками, общее у которых только одно: все они хотят тебя убить, некоторые настойчиво и быстро, некоторые - лениво и медленно. Не важно, кем ты был в прежней жизни, здесь ты станешь либо арендатором, зависимым от феодала, либо феодалом. Если тебе очень повезет... Хотя кто сказал, что обслуживать нескольких арендаторов, за счет которых ты только и можешь выжить?

Естественно, главный герой книги Фома - феодал. Современный читатель иного не приемлет, герой книги обязательно должен быть крут, уверен в себе и самостоятелен. Фома именно таков - во всяком случае, на первый взгляд. Сюжетная интрига уже не столь существенна, тем более, что автор ее откровенно запорол.

Photo by Rémi Jacquaint on Unsplash
Photo by Rémi Jacquaint on Unsplash

Ладно, бог с ним, с самой Плоскостью, которая представляет собой откровенную компиляцию из "Града обреченного" и "Пикника на обочине" братьев Стругацких. Читательская молодежь что-то там такое попискивает про "метро" и "сталкеров", так вот ребята, раскрою вам страшную тайну - вся эта метросталкерщина - это тоже сплошной фанфик Стругацких. Но оставим саму идею Плоскости, перейдем к сюжету. Начавшись довольно бодро, он вдруг подвисает в пространстве, и бесплодно повисев там в виде бесцельного брожения главного героя, и пустив несколько мертворожденных отростков в виде неоконченных сюжетных ходов, неожиданно обрывается приторно-слащавым хэппи-эндом.

Photo by Eduardo Gutiérrez on Unsplash
Photo by Eduardo Gutiérrez on Unsplash

Поверьте, я не против хэппи-эндов как таковых. В конце концов, их в литературе подавляющее большинство, привык. Но в "Феодала" он ну никак не вписывается, более того, он не сочетается со всем развитием сюжета, будь то с провисаниями или без. Такое ощущение, что что-то пошло не так - то ли автору просто надоел роман, то ли издатель на него давил со сроками, то ли друзья и близкие попросили героев "выручить". Не знаю. Но ощущение остается очень странное, словно на хорошо просоленную и провяленную воблу зачем-то намазали немного взбитых сливок с ванильным вкусом. И это тем более обидно из-за того, что Громов - автор вполне мастеровитый, это вам не самиздатные пажити бояръанимэ.

Нашел цитату из своей старой рецензии на эту книгу:

Но как ни крути, завершение романа смотрится розовым бантиком, повязанным на шею матерому волчаре с обломанным клыком и седой спиной. Или огромный чупа-чупз во рту у белой акулы.

Вот так примерно и есть. А зря.