Найти в Дзене

О Чайтанье без фанатизма

Вопрос о личности Чайтаньи. Одни считают его реформатором, другие Богом, соответственно возникает вопрос на что опираются эти точки зрения?

Ответ Нāрасимхи Д. (татвавада-сампрадая): Реформатором его считают больше историки, тем более что родился он в век таких общемировых реформ: открытие Колумбом Америки, Мартин Лютер в Европе, возникновение протестантства, поэтому очень удобно провести такую параллель реформаторства и в Индии, возникновение бенгальского вайшнавизма (гаудия-вайшнавизм).

Те же, кто считает Чайтанью Самим Богом приводят, в подтверждение этого, ряд праман (цитат), доказательств из шастр. Но помимо какого-то личного опыта общения с ним и испытанного потрясения от этого общения, что в сана́тана-дха́рме (вечный закон) недостаточно личного преклонения перед тем или иным человеком.

И поскольку этого недостаточно, то приводятся цитаты (праманы) из шастр. В своё время я был тоже чайтанитом, гаудием
(речь идёт о человеке, который лет 20 был в гаудия-сампрадае и дошёл там до статуса махараджа, но всё это время изучал санскрит. И когда начал читать первоисточники на санскрите, понял, что гаудии исказили настоящий вайшнавизм, то как честный человек, покинул эту организацию).

Однажды я набрался внутренней смелости и решил взглянуть на эти праманы и посмотреть на них не просто, что это авторитетные праманы и их приводят авторитетные люди, а оценить их самостоятельную ценность.

И я увидел, что эти праманы можно разделить на две категории.
Одна категория - это те цитаты, в которых совершенно недвусмысленно очень явственно говорится о том, что в кали-югу в Навадвипе, в Маяпуре родится Сам Кришна как Гауранга, в общем, всё совершенно в ясных выражениях. Как-то по-иному это интерпретировать или отнести это кому-то к другому невозможно.

Проблема в том, что эта категория явных свидетельств, либо она цитируется из никому неизвестных шастр, каких-то самхит и так далее, о которых никто ранее не слышал и о существование которых нет никаких других свидетельств кроме самих этих цитат.

Либо они цитируются из каких-то известных шастр, например Ваю-пураны и так далее, но в самих этих шастрах эти цитаты невозможно найти. Гаудии приводят целую главу из Ваю-пураны. Но если поднять манускрипты Ваю-пураны и более древние чем гаудия-вайшнавизм и менее древние, то этой главы найти там невозможно.

А встречается она отдельно только в бенгальских версиях, либо просто вообще отдельно как отрывок как бы из Ваю-пураны. То есть какая-то общая приемлемость этих свидетельств она крайне низка и вообще отсутствует.

В человеке, который принял тот факт, что Чайтанья это Бхагаван Кришна, то в таком человеке такие цитаты способны Веру укрепить, что не просто так принял, а вот есть такие-то свидетельства.

В человеке, который не принял этого, то он эти свидетельства не может принять, потому что их невыдуманность, несфабрикованность ничем не подтверждается.

Другая категория свидетельств - это общеприемлемые, общеизвестные цитаты из шрути, пуран, прежде всего из Бхагаватам, в которых по мнению гаудий, говорится о явлении Чайтаньи. Но тут возникает другая сложность, она состоит в том, чтобы увидеть, прочесть в этих цитатах послание или какое-то предзнаменование явления Чайтаньи, можно только с помощью очень долгих и сложных манипуляций с текстом, интерпретаций, где задействуется и грамматика и какие-то второстепенные значения слов и так далее.

Например: ШБ 11.5.32

kṛṣṇa-varṇaṁ tviṣākṛṣṇaṁ
sāṅgopāṅgāstra-pārṣadam
yajñaiḥ saṅkīrtana-prāyair
yajanti hi su-medhasaḥ

varṇaṁ - означает цвет, tviṣā - означает сияние.

Шридхара Свами древний комментатор Бхагавата-пураны, объясняет эти слова как тёмный (kṛṣṇa), который тёмный (тёмно-синий сапфир), но сияющий, не просто тёмный, а тёмно-сияющий (tviṣā-kṛṣṇaṁ).

kṛṣṇa-varṇaṁ tviṣākṛṣṇaṁ

Тёмного цвета (kṛṣṇa-varṇaṁ) и одновременно сияющий (tviṣā-kṛṣṇaṁ). Сияющего цвета кришна (тёмного цвета).

Как объясняют это гаудии varṇaṁ у них означает не цвет, а слог (гласное плюс согласное) kṛṣṇa-varṇaṁ - это тот, кто произносит слоги кр̣ш-н̣а; tviṣā - они объясняет не как сияние, а как цвет тела; ākṛṣṇaṁ - цвет не кришна, не тёмный, а золотой противоположный цвету кришна.

kṛṣṇa-varṇaṁ tviṣākṛṣṇaṁ

Гаудии переводят это как тот, кто (tviṣā) цветом тела ākṛṣṇaṁ (золотой) произносит слоги кр̣ш-н̣а (kṛṣṇa-varṇaṁ). Ему поклоняются в кали-югу, то есть Гауранге.

Упрощённый смысл такой, что гаудии утверждают, что Кришна приходил в двапара-югу, а Чайтанья, он же Гауранга (желтый, золотой аватар) - это аватар для кали-юги.

При этом возникает другая сложность, когда Нарада-муни перечисляет цвета и говорит о том, что ваш сын уже рождался в этом мире. Он говорит, что Он был белым, красным, жёлтым (гаура) и сейчас Он обрёл кришность, стал тёмного цвета, цвета кришна.

Перечисление такое: 1) белый 2) красный, 3) жёлтый 4) тёмный, кришна. В перечислении в 11 песни Бхагаватам, перед тем как этот стих производится kṛṣṇa-varṇaṁ tviṣākṛṣṇaṁ идёт перечисление других юг и других аватаров и там вначале идёт ш́уклах̣ — белый (ШБ. 11.2.21); затем rakta-varṇo (ШБ 11.5.24) - красный цвет; затем śyāmaḥ (ШБ 11.5.27) - может означать как тёмно-синий цвет так и жёлто-зелёный цвет; и затем идёт цвет kṛṣṇa (ШБ 11.5.32).

Когда Нарада-муни перечисляет по югам цвета юга-аватаров, он перечисляет белый цвет аватара для сатья-юги, красный для трета-юги, (pita) жёлтый для двапара-юги, и цвет кришна (тёмный) для кали-юги.

Объясняя это тем, что белый - это цвет, когда нет недостатка в людях той эпохи (сатья-юги). Красный цвет - это когда появляется у людей желания, уже есть неконтролируемые желания. Желание окрашивает человека (трета-юга).

Пита (pita) означает ту эпоху, когда люди не только желают, но уже не могут не удовлетворять свои желания. Пита (pita) означает жёлтый и также испитый, когда кто-то выпивает, тот удовлетворяет свою жажду, удовлетворяет своё желание (двапара-юга).

И кришна (тёмный) цвет для кали-юги, так как в эту эпоху почти отсутствуют любые достоинства, противоположный цвет сатья-юге, когда цвет был белым.

Точно такое же объяснение даётся в Махабхарате, точно такое же перечисление: белый, красный, жёлтый и чёрный. И когда мы рассматриваем этот стих Бхагаватам 11.5.32:

kṛṣṇa-varṇaṁ tviṣākṛṣṇaṁ sāṅgopāṅgāstra-pārṣadam yajñaiḥ saṅkīrtana-prāyair yajanti hi su-medhasaḥ

В контексте всех шастр, Махабхараты, Панчаратры и самой Бхагаватам, то мы видим, что конечно можно объяснить kṛṣṇa-varṇaṁ - как тот, кто произносит слоги кр̣ш-н̣а, но естественно соответствующего порядка цветов юга-аватаров в шастрах является объяснение - тот, кто цвета кришна (kṛṣṇa-varṇaṁ).

Кришна, который явился между окончанием двапара-юги и наступление кали-юги. Как есть сумерки между ночью и днём также есть сумерки между югами, между эпохами. Кришна явился в эти сумерки между двапара-югой и кали-югой.

Собственно с уходом Кришны начинается кали-юга, Кали вступает в свою полную силу. Каждому из аватаров, поклоняются в соответствующую югу, ш́уклах̣ - белому аватару поклоняются в сатья-югу, rakta - красному аватару поклоняются в трета-югу, pita - жёлтому аватару в двапара-югу, kṛṣṇa - тёмному аватару в кали-югу.

Естественно, что Кришне НЕ могли поклоняться в двапара-югу до того как Он явился. Он является и Ему поклоняются. В двапара-югу поклоняются Рамачандре, который явился перед двапара-югой в трета-югу. И который цвета шьяма, в описаниях Рамачандры в шастре используются такие слова, Он цвета шьяма как свежая трава дурба. Эта трава имеет оттенок зелёного и жёлтого цвета мы бы назвали зелёным или жёлто-зелёным, а в санскрите эти оттенки называют шьяма.

Кришна не мог быть юга-аватаром для двапара-юги. Двапара-юга идёт в два раза дольше, чем кали-юга и Кришна является в самом конце двапара-юги. Совершенно естественно, что в кали-югу поклоняются Кришне, который является перед самой кали-югой.

Этот сдвиг Кришны как юга-аватара для двапара-юги, а не для кали-юги он, во-первых, нарушает эту последовательность: белый, красный, желтый, тёмный. Во-вторых, просто нелогичен. Ничем не подтверждается.

Тогда для того чтобы решить эту проблему, которую естественно комментаторы гаудии видели, они извлекают цитату из Вишну-пураны, где отдельно упоминается данная маха-юга (цикл из четырёх юг) и где говорится о том, что это особенный цикл из 4 юг.

Цитата извлекается без контекста. Я показываю вам как далеко заходит эта интерпретация чтобы доказать что-то, что не является очевидным. И показывается, что данный цикл из 4 юг он необычный. Там говорится просто, что он необычный без привязки к аватарам. А гаудии говорят, что он необычный, потому что происходит перестановка между Кришна-аватаром (тёмным) и Пита-аватаром (жёлтым), они меняются местами, сначала идёт Кришна-аватар, потом идёт Пита-аватар (Гауранга).

Но сама цитата говорит о какой-то особенности махаюги, там не говорится об аватарах, там не говорится о явлениях Бхагавана. Если посмотреть эту цитату в контексте, то там говорится о моментах связанных с тем, кто является Ману в эту эпоху или что-то в этом духе, об аватарах там нет речи.

И снова даже та цитата, которая подтверждает это очень необычное и сложное истолкование в пользу Чайтаньи, сама эта цитата она также трактуется косвенно, а не в прямом своём и естественном значении.

И вот все цитаты из этой второй категории, с общеприемлемых шастр, они все отличаются вот этим, для того чтобы показывать Чайтанью как Бога, все эти цитаты должны истолковываться очень сложным и вырванным из контекста образом.

Или взять к примеру цитату из шрути, которая приводится гаудиями. В шрути есть такие слова: "Махапрабху Пурушаха", в этой цитате идёт речь о Боге, что Пурушаха (Бог) Он Махапрабху, в том смысле, что Бог не только Отец всего сущего Пуруша, не просто Тот, кто оплодотворяет Пракрити, вкладывает семя, но Он ещё и Прабху, от него исходит влияние, Он управляет этим сотворённым миром и Он Махапрабху, Тот, кто породил этот мир и Он же и управляет им, Он же и главная власть в этом мире.

А истолкование гаудий здесь оно даже забавно, я бы сказал. Гаудии говорят, что вот здесь говорится, что Пурушаха - Верховный Господь это Чайтанья Махапрабху. Но то, что последователи Чайтаньи назвали его Махапрабху - это ещё не означает что, если мы встречаем в шастрах слова Махапрабху, то они относятся именно к Чайтанье.

В этой шрути нет никаких указаний на то, что Бог является в кали-югу, что Он цвета гаура, что Он родился в Навадвипе и так далее. А просто есть слова: "Махапрабху Пурушаха", но это никаким образом не свидетельствует о том, что Чайтанья это аватар или даже аватари как утверждают гаудии.

В общем если подходить с позиции требовательности сана́тана-дха́рмы (вечного закона) к доказательствам и свидетельствам, то свидетельств и доказательств о Чайтанье как о Боге вообще нет! Если сравнивать учение гаудий, например их объяснение Гиты, их объяснение Бхагаватам с теми объяснениями, в которых учитывается мнение Вьясадэвы, учитываются слова шрути, то мы снова находим очень много провалов.

К словам Н.Д. добавлю. Ранее, чтобы сформулировать доктрину, необходимо было написать комментарии как минимум к 10-ти Упанишадам, Брахма-сутре и Бхагавад-Гите. У Чайтаньи нет научных трудов по Веданте. Поэтому гаудии примазались к Ачарье Мадхве, который оставил более 40 трудов по Веданте. Гаудии незаконно назвали себя Брахма-Мадхва-гаудия сампрадая и морочат головы наивным людям, как дети лейтенанта Шмидта.

Бенгальский вайшнавизм или гаудия-вайшнавизм - это искаженный вайшнавизм или по невежеству, или искажали специально, с умыслом. Скорее всего, искажали вайшнавизм специально, судя по их попыткам увязать разные шастры и подогнать цитаты под Чайтанью. Это говорит о том, что шастры они всё-таки знали и хотели красиво их подогнать под себя.

Традиционный вайшнавизм не признаёт ни Чайтанью, ни Радху как божества. Чайтанья - это лже-аватар. В шастрах нет прямых свидетельств о таком аватаре. Ни Шрути, ни Ведавьяса про него, ни говорят, ни слова.

Гауранга или Чайтанья Махапрабху как Бог - это красивый бенгальский фольклор, но к шастрам и настоящему вайшнавизму это не имеет отношения!

Ачарья Мадхва предупредил, что презрение к праманам из шрути, в которых провозглашается Величие Вишну и поклонение лже-аватарам - всё это проявления ненависти к Вишну и путь в ад!

Гаудийский путь - это ловушка на пути сатвиков созданная умными и хитрыми людьми или возможно даже асурами. Те уникальные воззрения, которые и делают гаудиев отличными от Вайшнава-дхарма, слишком уж явно совпадают с определениями некоторых видов Вишну-двеша (ненависть к Вишну, ненависть к Богу). Поэтому если Вы не изучаете шастр, то Вам асуры легко сделают подмену, и молиться Вы в итоге будете уже не Богу, и на алтаре у Вас будет стоять лже-аватар. Думайте сами, решайте сами.

Этот канал создан как рука помощи для обычных людей, которые по наивности прельстились этим гаудийским наваждением, или прочими ловушками.

Татвавадские аудио лекции

Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.

Читайте также:

Ложь кришнаитов

Бог и лже-религии

ТАТВАВАД и ИСККОН

Кто духовный авторитет?

Отличия вайшнавизма от гаудия-вайшнавизма