Рада Русакова — полиглот. В свои 17 лет она знает 10 языков и планирует выучить еще столько же. Мы поговорили с Радой о том, как она выбирает языки для изучения, почему не пойдет учиться на филфак и как ее увлечение связано с нейронаукой.
Автор: Алла Москвичёва
«Я понимала, что это будет полезный опыт»
Рада с детства хотела стать полиглотом. Она начала с изучения английского и немецкого в лицее. Это единственные языки, с которыми девушке помогал преподаватель. Остальные она постигала полностью самостоятельно.
«Всего я учила 10 языков: английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, португальский, финский, чешский, белорусский и арабский. Сейчас активно занимаюсь английским и немецким, а другие языки только повторяю, чтобы не забыть. Еще я начала учить валлийский, он просто показался мне забавным».
Мама Рады всегда поощряла ее интерес к языкам. Однажды она случайно нашла интернет-марафон «The Great Polyglot Challenge» и предложила дочери принять в нем участие. Его участники должны были параллельно изучать несколько языков. Рада согласилась и решила учить на марафоне французский, итальянский и чешский. В течение четырех месяцев участники сами составляли для себя учебный план, выполняли задания и отчитывались о своих результатах.
Девушка расценила марафон как дополнительную мотивацию, чтобы заговорить на ещё большем количестве языков.
«Многие участники учили один-два языка. Мне же хотелось набрать базу, пока я в подходящем возрасте. Ведь чем раньше начинаешь учить язык, тем легче. Я понимала, что это будет полезный для меня опыт».
«Дома тоже сформировалась своя языковая среда»
После марафона Рада знала уже пять языков: три на базовом уровне и еще два, английский и немецкий, на разговорном. Остальные языки она выбирала по благозвучию и по сложности:
«Арабский показался мне необычным. До него я изучала языки, основанные на латинице. Мне хотелось чего-то более трудного и интересного, но если бы все языки были настолько сложными, как арабский, я бы ничего не успевала. Необычно то, что в нем пишут справа налево. Мне кажется, что у меня поменялось сознание, я начала по-другому строить композицию в рисунках и фотографиях. Кстати, интересно было бы изучить этот феномен. А итальянский, испанский и португальский я выбрала скорее для того, чтобы не напрягаться. В них несложная грамматика и понятная письменность — латиница».
Рада утверждает, что благодаря арабскому языку ее мышление изменилось. Например, она заметила, что ей стало легче играть на фортепиано двумя руками. И рисовать она стала по-другому, двигаясь из левого угла к правому, хотя раньше делала наоборот:
«У художников есть вечная проблема, они красиво рисуют правый глаз, а левый выходит не очень (или наоборот), это тоже стало мне проще даваться. Листать справа налево, например, фотоальбомы или фотографии профилей в соцсетях иногда вызывало у меня раздражение. После изучения арабского хотелось листать в другую сторону. Хоть я и не знаю в какую сторону листают арабы…».
Самым сложным языком для Рады стал именно арабский, а наиболее простым для русскоговорящего человека она считает итальянский.
«Итальянский у меня шел легче всех. Думаю, это отличный вариант для самостоятельного изучения: там нет сложных правил произношения, простая грамматика. Если ты учил английский/немецкий/испанский, все схватывается на лету. Латинские корни — это большущий плюс. Я учила итальянский параллельно с набором других языков и даже не считала, сколько времени на него потратила».
На марафоне Раде приходилось много практиковаться: искать иностранцев и записывать видео диалоги, общаться с ними. В изучении других языков она также ищет людей, с которыми можно поговорить. Кстати, благодаря маме-лингвисту, дома тоже сформировалась своя языковая среда.
«В нашей семье мы иногда даже выделяем дни, в течение которых говорим только на иностранном языке, чаще всего на английском».
Почему учить языки — полезно
Для Рады изучение такого количества языков началось с эксперимента над самой собой. Она хотела посмотреть как изучение языков влияет на мозговую активность. Ученые это подтверждают: проводились исследования, в ходе которых сравнивали воздействие на головной мозг изучения иностранных языков (в частности, хинди и арабского) и обучение медицинским наукам. Оказалось, что новые языковые знания для развития мозга ценнее. Эффективность исследований доказывают результаты МРТ испытуемых. Также считается, что изучение языков улучшает память и уменьшает риски появления болезни Альцгеймера.
Рада отмечает, что после изучения некоторых языков из-за другой письменности, правил грамматики и т.д меняется тип мышления. В целом улучшается работа мозга.
«Память и внимание очень прокачиваются. Я чувствую, что становлюсь спокойнее, мне легче сконцентрироваться, проще что-то запомнить. Многие слова, которые я учу, похожи на иностранные. К тому же, легче делать всякие креативные задания, где надо придумывать что-то нестандартное».
Иногда девушке приходится жертвовать другими делами, чтобы учить языки. Но ей нравится то, как работает ее мозг благодаря изучению нового.
«Передо мной открыты все дороги»
Сейчас Рада думает о поступлении в вуз. Со своей языковой базой она могла бы учиться на филфаке или лингвистическом направлении, но выбрала совсем другую область. Девушка хочет уехать в Канаду и поступить на факультет нейронаук. В России подобного пока нет.
«Раньше я хотела учиться в США, но потом задумалась о том, как я буду жить после вуза. Я поняла, что, наверное, мне захочется получить иностранное гражданство и много путешествовать, а для этого лучше всего подходит Канада. Граждане этой страны могут ездить по безвизовому режиму в большинство государств мира, а получить гражданство легко, если ты отучился там в вузе».
Однако если по каким-то причинам поступить за границу не получится, Рада надеется попасть в Высшую школу экономики на психфак. Это наиболее близкая специальность к тому, чем она увлекается. Существует даже отдельная область — нейролингвистика, которая объединяет страсть к языкам и к нейробиологии. Кроме того, девушка училась в лицее при ВШЭ на этом же направлении. Как говорит Рада, наверное, это было бы для нее самым логичным вариантом.
«Меня очень привлекает нейролингвистика, потому что кроме изучения языков я интересуюсь нейропсихологией и нейрофизиологией.
Я буду подавать документы сразу в несколько вузов, в которых есть подходящие специальности. В принципе, любая из них мне подойдет. Вне зависимости от моего нынешнего выбора я всегда смогу углубиться в какую-то конкретную тему при проведении экспериментов и исследований».
Сейчас Рада усиленно готовится к выпускным и вступительным экзаменам. Но останавливаться на достигнутом пока не собирается. Есть еще как минимум 10 языков, которые девушка хочет выучить в ближайшее время.
«Многие прикольно звучат, только времени на все не хватает. Я хочу выучить еще польский, шведский, китайский, корейский, японский, суахили, эсперанто, латинский, норвежский и какие-нибудь ещё языки».
Эксперимент над собой удался
Когда Рада участвовала в марафоне, она тратила на языки не меньше часа каждый день, но девушка жалеет, что теперь уделять времени получается намного меньше. Из-за подготовки к экзаменам процесс изучения языков идет очень медленно. Однако для Рады важны не скорость изучения, а удовольствие и результат.
«Только в лицее, в котором я учусь, у нас 6 часов английского в неделю. Другими языками я сейчас занимаюсь по 2-3 часа — пару раз в неделю».
На то, чтобы изучить язык на начальном уровне без учителей, у Рады уходит около четырех недель.
«Сейчас я могу освоить за месяц примерно до уровня A2 практически любой язык, родственный одному из тех, которые я уже учила».
Чтобы не забывать языки, Рада постоянно ищет возможности для практики: она ищет носителей языка в специальных приложениях и иногда даже на улицах.
Чаще всего полиглоты делают языки своей профессией, но для Рады это серьезное увлечение, образ жизни, который помогает ей развиваться не только в области лингвистики, но и нейронаук. Эксперимент над собой удался, и теперь девушка обрела интересную и полезную привычку, которая повлияла на ее развитие.