Для нетерпеливых сразу скажу, что тест, как самое вкусное, внизу статьи. :) Но рекомендую прочесть весь материал для полноценного понимания к чему именно он относится.
Речь пойдёт о важнейшем симптоме аутизма - социальной неловкости. Аутисты часто либо не заинтересованы в общении с другими людьми, либо заинтересованы, но делают это неумело, так как испытывают сложности в интерпретации чужих жестов, мимики, намёков, что затрудняет социальную адаптацию.
Откуда же берутся эти трудности?
Учёные до сих пор затрудняются давать какие-то однозначные ответы насчёт аутизма, так как, по-видимому, это системное отклонение, затрагивающее если не весь мозг, то значительную его часть. Однако в некоторых случаях им удалось вывести достоверные гипотезы насчет того, почему при РАС бывает сложно строить отношения. Например, это исследование показало, что у аутистов ненормально (слишком активно или, наоборот, меньше, чем надо) функционируют миндалевидные тела в мозге.
Миндалевидные тела - это два маленьких участка в мозге, которые располагаются симметрично друг другу в правом и левом полушариях. Несмотря на свой малый размер, они ответственны за большой ряд функций, среди которых есть и социальное взаимодействие. Ряд исследований показал, что чем больше развита эта область мозга, тем сильнее развит эмоциональный интеллект человека.
Нарушения в работе миндалевидных тел и ослабление связей между ними и другой структурой мозга, - веретенообразным лицевым участком, - ведёт к тому, что ребёнок не может нормально распознавать мимику и даже лица других людей (это явление называется прозопагнозией или лицевой слепотой), что вполне объясняет, почему у таких детей нет интереса и желания задерживаться взглядом на собеседнике. Кроме того, контакт "глаза в глаза" для некоторых аутистов неприятен буквально на физическом уровне - у них активируется миндалевидное тело справа, ответственное за избегание негативного опыта.
Эмпатия ещё одна трудная сторона людей с расстройством аутистического спектра. Хорошая эмпатия развивается на базе модели психического состояния (МПС) - способности нашего мозга оценивать поведение других людей и их намерения.
Эмпатия делится на когнитивную и аффективную. Что интересно, при аутизме оказывается страдает не всё вместе. Так, по этому исследованию, аутисты близки к норме в плане аффективной эмпатии, особенно в области положительных эмоций (с отрицательными всё же есть затруднения - могут тормозить, когда надо пожалеть и посочувствовать).
Аффективная эмпатия - это когда мы разделяем чувства других людей. Например, заражаемся восторгом от выступления артиста или сопереживаем чьему-то горю на похоронах.
Однако при этом у людей с РАС обнаруживаются довольно устойчивые трудности в когнитивной эмпатии.
Когнитивная эмпатия - способность встать на место другого человека и понять мотивы тех или иных его поступков.
Именно из-за проблем с когнитивной эмпатией родственники людей с РАС часто думают, что они совсем не нужны им, хотя на самом деле аутист просто не может поставить себя на место других, чтобы понять чего, собственно, от него ждут.
До конца не установлено, какая именно часть мозга ответственна за МПС и, соответственно, за когнитивную эмпатию, но наиболее вероятно, что это височно-теменной узел (ВТУ).
По этому исследованию с фМРТ оказалось, что мозг аутистов активируется меньше в задачах, связанных с ВТУ, а другое добавило информации о том, что эта область у детей с РАС вообще в целом менее активна по сравнению с нормой. Причём чем меньше активности она проявляла, тем сильнее проявлялся социальный дефицит.
Это подтверждают и исследования влияния микрополяризации височно-теменного узла на ухудшение/улучшение способностей к эмпатии у людей: подавление электродами этой области мозга приводило к ухудшению эмпатических навыков, а стимуляция, напротив, увеличивала способности считывать намерения и эмоции. Учёные считают, что микрополяризация в будущем сможет помогать людям с РАС улучшать свои социальные навыки, но пока ещё нужны дополнительные исследования.
Тест Салли-Энн
За рубежом в качестве одного из методов диагностики аутизма используется тест Салли-Энн. Этот тест выявляет у ребёнка недостаток способности предсказывать поведение других людей и вставать на их место. Примерно 85% детей с нормальным развитием и с синдромом Дауна отвечают здесь верно. В то время как 80% детей с аутизмом, несмотря на кажущуюся очевидность теста, неизменно ошибаются именно из-за проблем с когнитивной эмпатией.
Внимание: результаты теста ни в коем случае не являются диагнозом, а только лишь показывают, что ребёнок находится в зоне риска по дефициту эмпатии, который обычно присущ РАС.
Кроме того, тест не дают детям младше 4 лет (часты ложноположительные результаты, так как малыши в основном не способны к децентрации (восприятию различных точек зрения)).
Смысл теста в оценке ребёнком простой истории:
После демонстрации задаются контрольные вопросы для понимания, что ребёнок верно понял историю и финальный вопрос: Где Салли? Где Энн? Где коробка? Где корзинка?
Вопрос у задания достаточно очевиден, но некоторых слово "искать" всё равно путает. Поэтому обязательно проговорите, что под словом "искать" имеется ввиду не потеря, а где девочка будет смотреть мяч в самую-самую первую очередь.
Кажется, что тут невозможно ошибиться? Как бы не так.
Для большинства детей без аутизма не составляет проблемы встать на место Салли: для них очевидно, что Салли вышла из комнаты и не видела, как Энн переложила мячик к себе. Соответственно, она будет считать верным последнее запомненное ею местонахождение мяча - свою корзинку.
Дети с аутизмом тут ошибаются, указывая, что Салли будет искать в коробке. Они не понимают, что надо исходить не из своего знания о том, что мяч в коробке, а из того, как ситуация выглядит со стороны Салли: она вышла и не могла видеть того, что сделала Энн, а значит она не может знать о том, что мячик был переложен.
Эта невозможность посмотреть на происходящее со стороны другого человека, часто и ведёт к большим трудностям в общении. И хотя тест ложноотрицателен для 20% детей с РАС и его нельзя называть суперчувствительным, согласитесь, он даёт довольно информативное представление о том, как они мыслят.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Почему дети говорят о себе в третьем лице?
"Остров гениальности" - откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?
Рассказываю, во что поиграть, чтобы ребёнок начал лучше смотреть на вас и не отводил взгляд (для родителей алаликов и аутистов)