Зачем нужна в таком количестве и когда за нее перестанут ставить оценки?
Как-то говорили с дочкой-семиклассницей про физкультуру: как проходят уроки, как ставятся оценки, какие занятия ей нравятся, какие нет. И меня несколько удивила ее позиция, в хорошем смысле. Девочка моя обычно предпочитает тихий досуг, на первые места не рвется, спорт явно не ее стихия. Но она считает, что «эти уроки школьникам нужны, чтобы хоть немного подвигаться (а то попа затекает при сидении за партой). Оценки подталкивают к улучшению своих же результатов, без них неинтересно заниматься». Также дочь рассказала, что физрук ставит двойки только тем, кто пришел без формы или срывает урок. За то, что человек не допрыгнул до нормы, оценка не снижается. Главное, старался же! Значит, меньше 4 не получит.
Как ставят оценки по физкультуре?
Многие родители возмущаются, что нормативы не соответствуют физическим данным детей, поэтому нельзя выставлять баллы по сдаче прыжков, бега и так далее. Однако в методиках преподавания предмета нет никаких указаний, что сдача нормативов является определяющей для оценивания. На самом деле основные критерии для положительных оценок таковы:
- регулярное посещение занятий,
- знание правил техники безопасности,
- теоретические знания в области физической культуры (правила спортивных игр, история спорта),
- овладение навыками самостоятельных занятий, оздоровительной гимнастики (доступных по состоянию здоровья),
- выполнение строевых, организационных и общеразвивающих упражнений, а также специальных упражнений по разделам программы.
Дополнительно учитывается улучшение собственных результатов по тестированию двигательной активности, без сравнения с возрастными таблицами и другими учениками.
Это в теории. На практике некоторые физруки выматывают детей нормативами и стращают двойками за плохой прыжок в длину или промах в пионерболе. К сожалению, такое встречается. К счастью, не везде. Родители вправе обратиться к администрации школы за разъяснениями. Но частенько предпочитают страдать в интернете, чем идти к директору. В мамских чатах столько споров, надо ли сохранять балльную систему или достаточно зачета. Кто-то считает, что отмена оценок — путь в никуда, так как отсутствует мотивация. Кто-то наоборот утверждает, что зачетная система вернет детям интерес к школьным занятиям спортом.
С 1 января 2021 года допускается писать в аттестатах «зачтено» по физкультуре, а также по изо и музыке (см. Приказ Минпросвещения № 546 ). Но пока нет ясности, как это будет организовано и повлияет ли на средний балл аттестата.
Зачем нужна физкультура?
Тем более без оценок.
Сами школьники говорят, что эти уроки — для движения. И многие взрослые с ними согласны, в целом. У современных детей, не занимающихся спортом на постоянной основе, образ жизни преимущественно сидячий. Поэтому приветствуется даже минимальная спортивная нагрузка на уроках физры, конечно, с учетом медицинских допусков.
В школе даются простейшие упражнения, базовые понятия физической культуры, основы здорового образа жизни. Знакомясь с разными видами спорта, ребенок выбирает самые интересные для себя. Выполняя спортивные упражнения, учится определять приемлемую нагрузку. Впоследствии, при желании, используя полученные знания, сможет составить комплекс упражнений для собственных занятий. Теория по физкультуре — это общее представление о спорте и его истории, правилах игр, об олимпийском движении. Более подробно задачи записаны в Примерной программе общего образования .
Так должно быть при наличии ответственного учителя физкультуры, который дает детям нужное, но не требует лишнее.
А у вас надо сдавать нормативы на пятерку?