Найти тему
Сокровища барахолки

Детали из фильма «Москва слезам не верит», которые напоминают мне о доме бабушки

К концу жизни бабуля плохо видела. Но вязать не прекратила. Я мог долго смотреть, как ловко двигался крючок в её пальцах, сплетая катушечные нитки в тончайшие "паутинки". Таких салфеток требовалось много - накрыть телевизор, положить под каждую вазочку. Вещи, сделанные вручную, придавали дому особый уют. Как в фильме "Москва слезам не верит".

Помните квартиру Рудика? Персонаж малосимпатичный. Но матушка его - дама, придающая большое значение быту, была искусная рукодельница. Это я утверждаю, глядя на интерьер квартиры.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Ажурная двухцветная салфетка большого размера углом накрывает пианино. Другая, белоснежная, подстелена под радиоприёмник. И конечно, в центре стола, под вазой, тоже красуются самодельные кружева.

Напоминает дом моей бабули в деревне. Там салфетки были повсюду: на трюмо, под самоваром. На этажерку их клали углом, а сверху стояли статуэтки или слоники. Подушки, пышно взбитые и составленные башней на кровати, накрывали ажурной вязаной «накидушкой». И коврик на стене почти такой же - с бахромой. Только у нас были олени.

Проход в другую комнату оформлен портьерами. Был такой распространённый приём. К тому же так было теплее. Задёрнул шторы - и сквозняк не гуляет. У нас были плотные тканые занавески, как в фильме. Потом стали вешать лёгкие полотнища, для красоты.

В домах 50-70-х годов текстиля было много. Так уж было принято. Сейчас не кладут на стол салфетки из катушечных ниток, они вышли из моды. Думается, не так уж были необходимы все эти дополнения к интерьеру. Но так уж полагалось. По-моему, домовитость и стремление украсить жилище собственными руками - отличные качества.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

В квартире Рудика-Родиона многочисленные фото вставлены в рамки. Такие рамки сами по себе служили украшением - круглые, овальные, металлические или деревянные, украшенные узором или резьбой.

В нашем деревенском доме целая стена была занята фотографиями в рамках. Некоторые выцвели до того, что с трудом можно было разглядеть изображение. Но бабушка знала всех, кто изображён на фото, и могла рассказать о каждом человеке - кто он, откуда, кем нам приходится.

Фото тогда было сделать намного сложнее, чем сегодня. И такие снимки зачастую были единственной памятью о близких и родных людях. Поэтому снимки бережно хранили. На обороте многих фотографий можно прочесть дарственные надписи.

Некоторые из этих фамильных реликвий висят в тех же рамках в моём кабинете. Жаль, что я не догадался записывать рассказы бабушки, можно было бы генеалогическое дерево составить.

Думаю, у многих из вас, дорогие читатели, сохранились раритеты 40-50-летней давности. Такова уж наша натура - хранить памятные вещи. Напишите, остались ли у вас кружевные салфетки, такие, как в фильме. Неужели только я их сберёг.