Распространение христианства в средние века по всей Западной Европе и увеличение количества верующих неизбежно приводило к росту культового церковного зодчества. Там, где утверждалась эта религия, начиналось бурное строительство церквей и монастырей. Как писал современник тех лет монах Рауль Глабер: «Вскоре после 1000 года вновь приступили к постройке церквей… Их строили даже тогда, когда в этом не было необходимости… Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы весь приукраситься белым нарядом церквей».
Нужно отметить, что в течение весьма долгого времени именно монастыри являлись своеобразными очагами культуры в полудикой, варварской Европе.
В IV веке в среде христиан зародилась своеобразная религиозная практика - мона́шество (от греч. «уединение», «одиночество»). Мона́хами (в православии - и́́ноками) становились те, кто считали человеческий мир слишком порочным и, желая посвятить свою жизнь лишь служению богу, добровольно отказывались от суетной мирской жизни, становясь отшельниками, вменяя себе аске́зу.
Монашеские общества – братства, проводили жизнь в непрестанных молитвах, постах и физическом труде (монастыри содержали себя сами). Их жизнь подчинялась определённому уставу, в который обычно входили обе́́ты (обещания) нестяжа́ния (бедности), целому́дрия (безбрачия) и послушания.
Отличительной чертой западноевропейского монашества являлось то, что усилия членов общин (или братств) были направлены не только на самосовершенствование, но и на «спасение» остального (по их мнению, заблудшего) мира, посредством более широкого распространения идей христианства среди мирян в своей стране и за её пределами. Таким образом, появились монашеские ордена́ – организации, ведущие активную внешнюю политику и даже принимавшие с благословения католической церкви участие в войнах.
Назову некоторые из монашеских ордено́в, имевших заметное влияние в средневековой Европе: франциска́нцы, доминика́нцы, бенедекти́нцы, тамплие́ры, госпиталье́ры, кармели́ты, капуци́ны, тевто́ны, мальти́йцы и др.
В стенах монастырей строились школы и больницы, работали ремесленники и мастеровые, создавались скрипто́рии (мастерские, где переписывались старинные книги) и библиотеки, функционировали своеобразные гостиницы и больницы для многочисленных пало́мников (путешествующие к святым местам), странствующих монахов или просто нищих.
Кроме того, монастыри владели обширными подсобными хозяйствами и угодьями. В условиях непрекращающихся феодальных войн, они ещё выполняли функцию убежища для всех окрестных жителей в случае нападения неприятеля.
Главной постройкой монастыря являлся храм, где проходили богослужения. В качестве основы храмового зодчества западно-европейские архитекторы стали использовать конструкции, созданные когда-то древнеримскими мастерами. Именно поэтому, в последующие века, стиль, сформировавшийся в искусстве Западной Европы к X веку, получил название рома́нский («римский»).
Из всех сохранившихся от античной архитектуры типов общественных зданий, западноевропейские христиане выбрали базилику, служившую в Древнем Риме помещением для судебных разбирательств и других общественных целей (см. статью "Древний Рим. Искусство строить"). Базилика могла вместить большое количество верующих, и её форма прекрасно приспосабливалась для проведения богослужений.
Что же представляли из себя христианские храмы-бази́лики? Это были здания прямоугольной формы, интерьер которых делился на несколько частей - не́фов (обычно 3, иногда 5), разделённых рядами колонн. Перевод слова «неф» - «корабль» - отражал представление христиан о церкви как «корабле» на котором верующие спасутся от житейских бурь и войдут в Царствие Божие. Центральный или главный неф, имел, как правило, бо́́льшую высоту, по сравнению с боковыми, и в его верхней части делались окна, являвшиеся главным источником освещения здания.
Согласно выработанной византийскими богословами концепции храма, как модели мироздания (подробнее об этом я рассказывала в статье "храм, как мир"), западноевропейские базилики были строго ориентированы с запада на восток. Восточная часть храма, где находился алтарь, выделялась полукруглым или многоугольным выступом – апси́дой.
В связи с постепенным усложнением церковного богослужения и необходимостью в увеличении количества служебных помещений в храме-базилике появляются поперечные нефы (чаще один, но иногда – два), пересекающие тело храма поперёк – трансе́пты. Благодаря их наличию западно-еропейская базилика в плане (при взгляде сверху) приобретает форму латинского (удлинённого в нижней части) креста.
Это нововведение было важно не столько с утилитарной (практической) точки зрения, сколько являлось символической деталью, так как крест - важнейший символ христианского вероучения - воплощал идею самопожертвования и последующего Воскресения Христа, был напоминанием об орудии его казни, а также символически воспринимался как само тело Христово. На пересечении главного нефа и трансепта, как правило, устанавливалась башня средокре́стия.
Постепенно оформились характерные черты романского стиля. Зодчие мало заботились о внешней красоте построек, главное, чтобы здание было крепким и прочным, могло хорошо защищать от войск неприятеля. В романской архитектуре воплощалась идея – «мой дом – моя крепость». Таким образом, мощь и монолитность, монументальность и внушительность, простота и некоторая мрачность - отличительные черты романского искусства.
Монастырские храмы внешне выглядели весьма сурово. Обязательным архитектурным элементом романского собора становятся дозорные башни, возводимые, чаще всего, над западным фасадом.
На стенах собора, сложенных из массивных камней, практически отсутствовал декор, а окна были редкими и достаточно небольшими (узкими, как бойницы).
Из-за скудного освещения, а также из-за конструктивных особенностей интерьеры романских соборов достаточно мрачны. Колонны, разделяющие нефы романской базилики, превращались в столбы-опоры, тяжёлые и массивные, которые должны были выдержать грандиозный вес камня. Располагались они на достаточно близком расстоянии друг от друга и перекрывались арочными сводами полуци́ркульной (округлой) формы.
До наших дней сохранились шедевры романского храмового искусства, такие как соборы в немецких городах Во́рмсе, Шпе́ере, Ба́мберге, в Италии – в Пи́зе и Мила́не, в аббатстве Клюни́, Оте́не, Ве́зле во Франции, испанских районах Андалу́сии, Катало́нии и др.
В следующих публикациях я продолжу рассказывать о романском стиле. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале:
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Средневековый город - колыбель готического стиля.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.