Академика Вавилова приговорили к 20 годам тюрьмы за антисоветскую деятельность. Через 14 лет все обвинения были сняты, но он к этому моменту умер от истощения.
Генетика: за или против?
В конце 1920-х годов генетика стала темой государственной важности. Ведь она была напрямую связана с селекцией и земледелием, а значит, могла помочь накормить страну. Или, напротив, тормозила развитие сельского хозяйства, как полагали многие.
Ученые из Всесоюзного института растениеводства (ВИР) предлагали программу последовательных шагов для развития отрасли. Выступая в 1929 году на Всесоюзном съезде по генетике, Вавилов обозначил круг задач практической ботаники. Задачи ставились на многие годы вперед, а хотелось быстрее. В 1930-е на первый план вышел тот, кто обещал сделать быстро и хорошо — Трофим Лысенко.
Николай Вавилов и Трофим Лысенко
В начале 1920-х Вавилов сформулировал теорию гомологических рядов в наследственной изменчивости. Изложенная в общем виде эта теория гласит, что близкие генетически виды и роды организмов меняются примерно по одной схеме. Таким образом, биологи смогли строить прогнозы, в каком регионе можно обнаружить растения с необходимыми селекционерам качествами.
Работая в данном направлении, Вавилов стал одним из ведущих генетиков своего времени. И стремился поставить селекционную работу — выведение новых видов и сортов сельскохозяйственных культур — на строго научную основу. В 1920 году Вавилов организовал (и до ареста возглавлял) Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), в 1929 году он был избран действительным членом АН СССР, назначен президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ).
Трофима Лысенко часто называют «академиком от сохи» — Лысенко закончил заочное отделение сельскохозяйственного института в Киеве. В середине 1920-х работал на опытных полях в Азербайджане.
Как писали современники, Лысенко умел производить впечатление исключительно увлеченного человека. Возможно, он и правда был настоящим энтузиастом своего дела. Подтверждением тому служит то, как активно он продвигал идею яровизации. Это специальная техника обработки семян низкими температурами и влагой, которая ускоряет их прорастание и позволяет высевать ряд культур в более северных, чем обычно, регионах.
Но Лысенко не ограничивался практикой, а стал теоретиком, выдвинув идею «мичуринской генетики». По Лысенко, все было просто: не надо проводить долгую работу по селекции, отбору лучших гибридов, повторному скрещиванию и изменению генотипа. Растение с нужными свойствами можно «воспитать», меняя условия его произрастания.
По мнению Лысенко, выводить новые породы и сорта, более стойкие и урожайные, можно было всего за 2−3 года. Это, конечно, устраивало советское руководство, и Лысенко стал и академиком, и главой селекционного института. Одновременно словно упали невидимые барьеры — генетику объявили заблуждением. Его верным соратником стал Исаак Презент, автор работ по марксистской методологии науки, научный консультант Президента ВАСХНИЛ по философским вопросам, неоднократно выступавший против Вавилова.
Академик Вавилов — обвиняется во всём
А обвинить его было легко. Кто мешает коллективизации? Вредители с их прозападными идеями, в числе которых вавиловцы. Почему страна столкнулась с голодом? Генетики тормозят создание урожайных сортов. В 1935 году Николая Ивановича сняли с поста президента ВАСХНИЛ. Вавилова арестовали 6 августа 1940 года во время экспедиции по Белоруссии и Украине.
Следователем по его делу был помощник начальника следственной части главного экономического управления НКВД СССР, старший лейтенант Александр Хват. Он подготовил официальное обвинение: руководство контрреволюционной организацией, сотрудничество с иностранными разведками, диверсии для подрыва хозяйственной и оборонной мощи СССР. На первых допросах Вавилов отрицал все обвинения, с течением времени часть признал, кроме сотрудничества с разведками и участия в диверсиях.
Суд приговорил ученого к расстрелу, через некоторое время заменив его на 20 лет лишения свободы. В 1943 году Николай Вавилов умер в саратовской тюрьме и был похоронен в братской могиле.
В 1955 году ученого реабилитировали, установив, что показания, данные против него, полностью сфальсифицированы. Все обвинения с Николая Ивановича Вавилова были сняты.