Гранитные или металлические столбы, вкопанные по углам обычной въездной арки — это колёсоотбойные тумбы, предназначенные для защиты углов зданий от ударов колёс проезжающими экипажами. В основном они простой цилиндрической формы, 30—40 см в диаметре и полтора метра высотой, примерно на треть вкапывались в землю. Такие тумбы ставились парами снаружи и внутри арок, но не только.
Колёсоотбойники — примета того времени, когда основным транспортом были конные экипажи, начиная от кареты и кончая простой крестьянской телегой.
С тележно-подводных времен оси выступали за основные габариты средств передвижения и разрушали углы зданий и подворотен в частности.
Старые колёсоотбойные тумбы находятся в разных городах Европы: в Париже, Одессе, Санкт-Петербурге, Копенгагене, Тбилиси, Берлине, Киеве и др.
С конца XIX века от применения тумб стали понемногу отказываться. Но в последнее время стало модным устраивать пешеходные зоны, и у всех видов колёсоотбойников появилась надежда на светлое будущее.
Упоминание в литературе
«У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт», — писала Ахматова. Без трагедии нет поэта — поэзия живёт и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на краю». Но здесь была такая боль, такая цепь несчастий, разрывов, потерь, такой постоянный дамоклов меч над головой — и такой силы преодоление и вживание в судьбу!
«Я — как петербургская каменная тумба», — сказала как-то Анна Андреевна 3. Б. Томашевской, своему давнишнему другу, дочери известного пушкиниста. Каменные и чугунные тумбы стояли раньше у ворот почти каждого дома, кое-где остались и до сих пор — невозможным оказалось их уничтожить, вывернуть из земли. Вот такой запас своей несокрушимой внутренней прочности и имела в виду Анна Андреевна, прибегая к этому горько-ироничному сравнению