Надо ли помогать бедным? Это, конечно, риторический вопрос... Естественно, надо. Вопрос - как помогать. И, главное, будет ли от этого какой-то толк.
В этом мире существуют тысячи благотворительных организаций и миллионы благотворителей. Многие правительства поощряют благотворителей системой щедрых налоговых льгот и послаблений.
Фонды государственные и частные, смешанные. Чем они занимаются? Разными благородными делами, не только помощью бедным. Частные фонды, являясь донорами некоммерческого сектора, осуществляют финансирование благотворительных общественных организаций и объединений.
Например фонд Флоры и Уильяма Хьюлетт - "Доброе дело" - защита природы, здравоохранение, образование, помощь больным СПИДом.
Или фонд Конрада Н. Хилтона, учрежденный еще в 1944 году тем самым Конрадом, который основал отели Хилтона. Фонд рассчитан на работу с региональными организациями в борьбе против злоупотребления психолитиками. В странах Азии и Африки - за доступ к чистой воде. Контроль и поддержка детей в приемных семьях. Помощь детям, зараженным СПИДом. Этот фонд, как может, выполняет завещание своего основателя - "уменьшить страдания несчастных людей, лишенных возможности жить нормально". Оборотный капитал Фонда - около двух миллиардов долларов.
А так же фонды "Открытое общество", созданные еще в 1979 году работают под лозунгом строительства демократии, в которой правительство отчитывается перед обществом и финансирует инициативы по развитию образования, здравоохранения, бизнеса.
Фонд Форда: расположен в 11 странах мира. Его поддерживает семья и потомки Генри Форда. Первоначально развивал активность в Мичигане, где эта семья проживала, а впоследствии по всему миру. В задачи фонда входит повышать экономический уровень и содействовать процветанию разных стан, а также стимулировать благотворительность, науку и образование. Бороться за мир, верховенство закона и справедливость на планете - не много не мало.
Фонд Рокфеллера постоянно расширяет влияние на региональные НПО и правительства разных стран. Цель, тоже высокая и глобальная, изменение мира, в интересах людей, естественно, кого же еще. Поэтому идет работа по поддержке отдельных людей, организаций и проектов, всех творческих инициатив, которые докажут свою привлекательность во всех сферах деятельности, особенно в сфере экосистемы. Развитие городских инфраструктур, здоровье, помощь бедным - вот задачи фонда.
Детский Инвестиционный фонд (CIFF) - помогает выживать детям в неблагоприятной среде и использует разные технологии чтобы преобразовывать ее, борется с голодом, за бережное отношение к природе, пытается контактировать с правительствами разных стран по вопросам экологии.
Фонд Гордона и Бетти Мур, основанный в 2000 году - уход за пациентами больниц, научные исследования в области медицины (?), охрана окружающей среды. Поэтому фонд финансирует инновации и эксперименты не только в области медицины, но и других сферах. Активно сотрудничает с разными НПО и общественными объединениями.
Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартур, вынужденный прекратить свою работу в России по закону о иностранных агентах, занимается охраной природы, тестированием технологий на предмет воздействия на взрослых и детей, объединенных в общество. Так же поддерживает средства массовой информации и "помогает совершенствовать государственную деятельность", за что собственно и поплатился.
И как же без знаменитого Билла Гейтса, владельца Microsoft, у которого тоже есть свой фонд: точнее семьи Гейтс, Мелинды и Билла. Имеет активы не менее 34,6 миллиардов долларов и по некоторым оценкам достигает бюджета ВОЗ. Чем он занимается? Помощью беднейшим семьям фермеров в Африке и Азии, а также решает проблему СПИДАа, малярии и полиомиелита. Сотрудничает с другими НПО в деле инноваций в системе здравоохранения в разных странах.
Наконец фонд Организации Объединенных Наций нацелен на взаимодействие с НПО по всему миру в интересах "всех людей". Является основой всяческих общественных объединений, предоставляет гранты на разные благотворительные цели, имеющие задачу улучшить состояние здравоохранения, опять же образования. Региональные НПО помогают этому фонду работать с конкретными глобальными проблемами в области климата и энергетики.
В этих структурах есть своя бюрократия и зарплаты чиновникам, случаются как не целевое расходование средств, так и напрасное растранжиривание, как же без этого, но и реальная помощь по заявленным задачам тоже есть. Иначе их бы не существовало бы вовсе.
Но все их старания тщетны в глобальном смысле.
В серии комментариев после очередного списка благотворительных фондов, среди деловитых сообщений от работников самих региональных НПО, ищущих спонсоров для своей деятельности на благо общества, затесалось скромное объявление от программиста из Бангладеш:
Я с уважением отношусь к донорам - американцам, поскольку они помогают всем бедным странам мира, но пожертвования не расходуются должным образом для нуждающихся в бедных странах <в "богатых" та же история - Gründer >. Я бангладешец. Несмотря на то, что у меня есть диплом и компьютерные знания, я все еще безработный. В результате я ненавижу себя, свою жизнь, свою страну. Большинство образованных людей, как и я, безработны. Не могли бы вы помочь нам, пожалуйста.
И как-то никто не заметил, в том числе и особенно фонд семьи Гейтс, Мелинды и Билла, индийскую трагедию, когда начиная с 2002 года тысячи индийских фермеров покончили жизнь самоубийством из-за голода и долгов. Они не справились с дороговизной ГМ семян, навязанных им правительством в рамках сотрудничества с американскими производителями. Этим всходам требовался более обильный полив, к тому же эти семена изменены генетически так, что взрослое растение не может дать жизнеспособные семена для повторного высеивания и приходилось каждый раз покупать все новые и новые, которые, к тому же, стоили в несколько раз больше, чем обычные.
В девяностых годах 20 века, когда Россия вышла на свет "цивилизованного существования" почти все эти фонды уже существовали. Как это повлияло на благосостояние российских граждан тогда?
В дореволюционной России тоже были благотворительные общества. И тоже выполняли свою работу, строились богадельни и больницы, кормили нищих. Занимались, как тогда говорили, "призрением бедных", монастыри. Характерны названия ночлежек в Москве начала 20 века - "Пересыльная" и "Каторга". У нас в городе до сих пор есть больница в несколько корпусов, построенная богатым купцом от щедрости душевной. Она работает, переоснащенная, там достроены два корпуса.
Известный на всю страну меценат Савва Морозов строил дома и больницы для своих рабочих, вводил декретные отпуска для своих работниц, помогал театрам и спонсировал художников. А в то же время где-то потихоньку расстреливали рабочих, которые боролись за повышение зарплаты, а полиция разгоняла стачки. А оборванная и нищая российская деревня голодала с потрясающей регулярностью.
Есть благотворительные общества и сейчас.
В Индии крупные ашрамы-монастыри во время религиозных праздников кормят миллионы бедняков и нищих.
И что?
Собственно говоря, вся их деятельность сводится к тому, чтобы выдернуть из страждущей толпы пару несчастных бедолаг, одеть и кормить их раз в день. Или собирать многокилометровую очередь за бесплатной едой.
Собирать в ночлежки тысячи людей, которым некуда и незачем уже спешить. Вот что скрывается за оптимистичными фасадами этих фондов и организаций.
Так как последнее время число нищих (как не любят это слово официальные хроники!) в России и, в частности, в Москве заметно возросло и продолжает расти, в конце октября Минтруда решил изменить порядок оказания им помощи. Проект предусматривает социальную помощь бездомным не как раньше - с привязкой к месту жительства (?!), дому престарелых или приюту, а по месту фактического пребывания.
Ответственный работник благотворительной организации "Ночлежка" Москвы и Петербурга Даниил Александров говорит:
Помимо развития инфраструктуры для оказания самой базовой гуманитарной и медицинской помощи людям, которые оказались в крайне тяжелой ситуации, также было бы хорошо заняться профилактикой бездомности. Это в первую очередь поддержка малоимущих, повышение уровня финансовой и юридической грамотности, борьба с недобросовестными работодателями, с мошенниками в сфере недвижимости, реабилитационные программы для людей, отбывших наказание в исправительной системе, поддержка сирот и так далее. Доступность психологической и наркологической помощи в ряду основных медицинских услуг, информационная открытость государственных институтов, искоренение бедности, особенно такого явления, как "работающий бедный"...
iz.ru "Невидимые смерти: как пандемия увеличила число бездомных
В общем то же самое что и "борьба с коррупцией"...
Здесь еще надо отметить, что попрошайничество - это отличительная черта не социализма, который всем гарантирует право на труд, на стабильную работу и заработок, который никогда не позволит опуститься за черту бедности, а уж тем более впасть в нищету, а именно капитализма. В СССР в 1931 году на последней бирже труда был повешен замок и больше никогда не было ни одного безработного, вплоть до 1991 года, года "торжества демократии".
Капитализм - экономическая система, которая предусматривает обязательное наличие так называемой резервной армии труда. Постоянная текучка закрывающихся и открывающихся предприятий, хаос периодических кризисов, дефолтов, стагнаций и рецессий, спада и подъема, необходимость влезать в долги просто не позволяет по большому счету человеку свободно вздохнуть, почувствовать себя уверенно. С другой стороны - для предприимчивых дельцов надо чтобы в любую минуту для новой затеи были на подхвате свободные руки и головы, которые с энтузиазмом возьмутся за любую работу.
Собственно говоря, то, что апологеты капитализма применяют к социализму, на самом деле относится именно к капитализму. Ну по принципу - обезьяна видит в человеке не человека, а такую же обезьяну. И, в основном нищета, - это следствие безработицы. Хотя есть и работающие бедные.
Нищета, попрошайничество, желание дотаций, невозможность для отдельного человека или групп прожить самостоятельно, без дотаций и пособий - все это следствие экономической системы капитализма.
Как например некая Виктория Марио получила требующуюся сумму для учебы в университете после того, как обратилась к людям в соцсетях. Одну треть собрали те, кого зацепила ее грустная история, а основную часть подарила Тейлор Свифт - режиссер, музыкальный продюсер и исполнительница кантри. Та же самая Тейлор подарила дом одной своей поклоннице, когда система выпихнула ту на обочину жизни.
В этих условиях, где нет и не будет всеобщей занятости, где хаотический рынок периодически выталкивает из нормальной жизни "лишних работников" - не будет у всех нормальной жизни. Капиталистический рынок (в силу самой своей природы) фактически делает из нормального, здорового, трудолюбивого человека - умственно неполноценного изгоя, в которого каждый лучше устроившийся (временно) может тыкать пальцем, и самого себя считать креативным и незаменимым специалистом.
И все так же одни будут ронять со стола лишние крошки, а другие будут ждать кормежки... Куда же им в самом деле деваться?
Есть и еще одна важная черта этой благотворительности - она дает людям тщетные надежды. А эти надежды только усиливают то, с чем собственно, и борются благотворительные организации и отдельные благотворители.
И пусть Киану Ривз неутомимо помогает бездомным и содержит фонд борьбы с раком, а Санра Баллок жертвует Красному Кресту США миллионы долларов и усыновляет бедных детей - все остается по прежнему, потому что не устранена главная причина...
Вычерпывать воду кружкой из лодки, которая тонет - конечно, нужное дело, но на общий процесс это никак не влияет, лодка все равно утонет. Хотя может дать несомненный нравственный бонус самому вычерпывающему в своих собственных глазах.
Поэтому вопрос - надо ли помогать бедным на самом деле не совсем корректен. Лучше задать другой вопрос: почему существует бедность?