Сегодня мы поговорим о легенде итальянского автомобилестроения, которая, к великому сожалению, совершенно забыта рядовыми автолюбителями. Это вдвойне обидно, учитывая, что в свое время эта компания была не только одним из ведущих итальянских автопроизводителей, но и во многом завала тон в развитии как автомобильных технологий, так и концепций дизайна. Возможно, кто-то из вас уже догадался, что речь пойдет о компании Isotta Fraschini (произносится Изотта Фраскини).
Компания Isotta Fraschini была основана четырьмя итальянцами: Чезаре Изотта (Cesare Isotta), Винченцо Фраскини (Vincenzo Fraschini) и двоюродные братья последнего — Антонио Фраскини (Antonio Fraschini) и Оресте Фраскини (Oreste Fraschini). Первоначально фирма специализировалась на перепродаже французских автомобилей марок «Renault», «De Dion-Bouton» и «Aster». Чуть позже компания занялась сборкой автомобилей «Renault».
Первым автомобилем, построенным компанией Isotta Fraschini стал двухместный Tipo 1902 с 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 лошадиных сил, построенный в 1903 году. Это была первая попытка создать автомобиль, и конструкторы пошли по пути компилирования разных агрегатов от других авто. Так четырехколесное шасси было похоже на Renault 12HP, оснащалось 1-цилиндровым мотором Aster объемом 700 куб. см и карданным приводом на заднюю ось. Конструктором авто был Джузеппе Стефанини.
Следующим автомобилем компании Isotta Fraschini стала модель Isotta Fraschini 24HP, разработанная также Джузеппе Стефанини. Это был первый мелкосерийный автомобиль компании, он оснащался 4-цилиндровым двигателем собственного изготовления мощностью 24 л.с. В следующем году было сконструировано еще две модели с моторами на 12 и 16 л.с.
В 1905 году на должность помощника конструктора был приглашен Джустино Каттанео, с его приходом в компанию начинается эра гоночных автомобилей Isotta Fraschini. В том же 1905 году Джузеппе Стефанини и его помощник Джустино Каттанео строят первый специальный гоночный автомобиль Isotta Fraschini Tipo D, оснащающийся 4-цилиндровым двигателем с верхним распредвалом (SOHC) объёмом 17200 куб.см и мощностью 100 л.с. Две таких машины участвовали в гонке Coppa Florio, что сделало марку узнаваемой, а компанию Isotta Fraschini – производителем автомобилей №2 в Италии после Fiat с объемом выпуска 300 авто в год.
В 1907 году начинается сотрудничество Isotta Fraschini с французской фирмой Lorraine-Dietrich. Несмотря на то, что оно продлилось всего два года и уже в 1909 году Isotta Fraschini стала снова полностью самостоятельной компанией, оно положительно сказалось на техническом опыте ее сотрудников. В 1907-1908 годах гоночная модель Isotta Fraschini Tipo I выступала в Targa Florio и американском Кубке Вандербильта.
Начало 20 века было очень успешным для гоночных автомобилей Isotta Fraschini. В 1908 году Джустино Каттанео создает новую модель – Isotta Fraschini Tipo FE. Она оснащалась рядным 4-цилиндровым мотором SOHC объёмом 1207 куб. см. и мощностью 67 л.с., и легко разгонялась до 100 км/ч при весе 600 кг, что сделало её успешной в соревнованиях Grand Prix des Voiturettes. В 1909 г. появилась её серийная версия Tipo FENC, которая была одним из первых автомобилей на рынке с верхневальным двигателем, увеличенным до 1327 куб. см.
В 1910 году вышли в свет еще две модели - Tipo TM и Tipo KM, оснащённые 4-цилиндровыми двигателями SOHC объёмом 6.2 и 10.6 л. соответственно. Они впервые в мире получили патентованную систему тормозов на все четыре колеса, разработанную Джустино Каттанео.
С началом Первой мировой войны Isotta Fraschini временно приостанавливает производство легковых автомобилей и переключается на выпуск армейских грузовиков, бронеавтомобилей, авиационных и судовых двигателей.
Во второй части мы поговорим об автомобилях Isotta Fraschini периода между двумя мировыми войнами и о самом грустном - закрытии компании после Второй Мировой войны. Подписывайтесь на канал, и спасибо за внимание!