Найти тему
Внимательный Лис

2. Смысл жизни. Прошлое.

Оглавление

( фантазия в двух частях с введением)

Часть 1. Прошлое и настоящее

Года полтора тому назад мы тщательно разобрали любопытный вопрос "Что есть истина". Сегодня ещё более интересный сакраментальный вопрос: "В чем смысл жизни".

У этого вопроса есть точный ответ. Ответ, к которому мы придём, не вызовет ни одного возражения. Это будет единственный ответ, другого ответа быть не может.

Забавно, что независимо от того, что этот неизбежный ответ о смысле жизни всегда был доступен человечеству, оно тем не менее в лице своих особо одарённых экземпляров постоянно "ищет" его. Ещё более забавно, что хотя оно его никак не находит, тем не менее человечество всю свою историю точно следует смыслу своего существования, лишь изредка делая паузы. Больше того, оно громко восторгается малейшими удачами на пути следования к этому неизбежному для себя смыслу существования и впадает в буйство сразу же как только его существование перестает соответствовать этому смыслу.

Смысл жизни находится буквально прямо под дыхательным приспособлением сапиенса, но рассмотреть его, исходя из настоящего, довольно трудно. Рассмотреть его можно, исходя из прошлого. Из очень далёкого прошлого. Из прошлого от начала Вселенной.

Очень простой тезис 1:

У всего существующего есть цель существования. Движение к цели существования есть смысл существования.

Очень простой тезис 2:

Если вы не видите смысла существования, значит вы еще не разглядели цель.

Цель возникновения Вселенной выглядит неизвестной. Но если разбить её существование на отдельные этапы, то цель существования Вселенной на каждом её этапе определяется легко и ясно. Следует лишь посмотреть на те изменения, которые произошли во Вселенной между концом и началом этапа. И вот эти изменения и являются теми целями необходимость достижений которых стояла перед Вселенной в начале этапа.

Начнем смотреть.

Этапы эволюции Вселенной
Этапы эволюции Вселенной

1. Начало. От энергии к звездам

Вселенная возникла как чистая энергия. Энергия, возникнув неизвестно откуда и зачем, тем не менее сразу же стала преобразовывать себя. Почему именно таким образом? Этого мы не знаем. Но поскольку преобразования далее пошли строго закономерно, то тому были причины. Согласитесь, что если нет причины, то незачем упорядочивать изначальный хаос.

Что такое энергия совершенно неизвестно. Эта неизвестность фундаментальна. Энергия не имеет лица. Она есть источник всего, но сама остаётся непонятной для нас. Она есть нечто непостижимое по своей изначальной природе, но одновременно то, что можно изучать по ее видимым проявлениям и извлекать из этого пользу для себя. Религии предпочитают называть эту же сущность другим словом и отказываются от её изучения, следовательно и от пользы. И напрасно.

Мы предполагаем, что появление энергии случилось около 13.5 миллиардов лет назад.

Появившись равномерной, ровно распределенной, энергия немедленно приступила к процессу структуризации . И начала она с объединения себя в компактные структуры, в базовые строительные "кубики" - элементарные частицы, как мы их называем теперь. Вследствие неизвестных нам причин кубики эти стали образовываться неодинаковыми по своим свойствам (и эта неодинаковость есть второе фундаментальное непостижимое). Различия между базовыми элементарными кубиками положили начало многообразию всех дальнейших преобразований.

Производство из первичной энергии базового строительного материала было целью первого этапа преобразований Вселенной

С возникновением кубиков энергия перестала быть равномерно распределенной. Стартовал долгий, очень долгий, непрерывный процесс усложнения образуемых ею структур.

Первая Эпоха преобразований чистой энергии завершилась созданием звёзд, фабрик для производства материи - химических элементов.

2. От звёзд к веществу

Возникнув, звезды активно приступили к работе. Перед звездами встала следующая цель существования - им предстояло создать из базового строительного материала материю, вещество.

Звезды уподобились мощным производственным фабрикам. Из элементарных "кубиков" энергии они стали создавать сложные химические элементы и соединять их между собой в газы, металлы, жидкости и минералы. Производимое вещество звезды собирали в большие шары - планеты, которые далее уже не отпускали от себя.

Вместе со звездами планеты объединились в галактики - острова преобразованной в материю энергии. Этим сложным структурам, галактикам, предстояло стать колыбелями жизни. Для этого они и были подготовлены. Именно это стало целью их дальнейшего существования.

Производство вещества было целью второго этапа эволюции Вселенной

3. От планет к информации

Подготовительные период

Образовав планеты вокруг себя, Звёзды приступили к подготовке планет к следующему этапу усложнения структуры материи - к жизни. Но перед этим предстояло подготовить комфортные условия для возникновения жизни на планетах.

Звезды принялись упорядочивать внутреннюю структуру планет. Они разделили химические элементы, составляющие планеты, по их весу, сосредоточили наиболее тяжёлые из них в центре, образовав ядра и запустили в ядрах процесс разогрева планет изнутри. Будущая жизнь нуждается в тепле!

Они сосредоточили наиболее лёгкие из химических элементов - газы над поверхностью планет. Жизнь нуждается в свежем воздухе!

На поверхности планет Звезды разлили жидкости. Жизнь нуждается в комфортной среде обитания и жидкой легкоусвояемой пище!

На это ушло несколько миллиардов лет. Всё было подготовлено к дальнейшему усложнению структур теперь уже не энергии, а материи - к рождению жизни. Это стало следующей целью существования Вселенной.

Подготовка колыбели жизни стало целью третьего этапа Эволюции Вселенной.

Рождение жизни.

Что нужно прибавить к материи чтобы она ожила? Тайна первой репликации не разгадана. Репликация - самая главная тайна жизни. На Земле это случилось 3,5 миллиарда лет назад. Полагаю, то же самое и в это же время произошло и в других Галактиках.

Живая материя научилась копировать свою сложную структуру и не просто копировать, а при этом непрерывно усложнять ее. Общая закономерность непрерывного усложнения структур сначала энергии, потом материи теперь перешла от неживой материи к живой.

Звезды смогли приступить к выполнению следующей цели своего существования - к воспитанию и развитию жизни.

Жизнь это не просто свойство репликации с усложнением. Репликация это метод, но не цель Эволюции Вселенной. Целью же стало новое ранее никогда не существовавшее качество, появившееся вместе с жизнью.

Главное свойство жизни и её отличие от не жизни заключается в том, что живые существа преобразует и усложняет не первичную энергию, и не материю как было ранее, а информацию о материи и энергии.

С появлением жизни родилось новое качество. Если на предыдущем этапе Эволюции появилась материя, то с появлением жизни появилась информация о материи.

Отныне информация о материи и способы преобразования информации стали целью Эволюции Вселенной.

Вселенная готовилась к этому событию почти 10 миллиардов лет!

Развитие рецепторов восприятия информации

Для получения и анализа информации жизнь стала создавать и воспитывать в себе рецепторы - органы преобразующие состояние окружающей материи в информацию об этом состоянии. Метод воспитания был выбран суровый. Звезды стали создавать живым существам смертельные трудности для их существования и тем заставлять их совершенствоваться в направлении работы с информацией.

Первое, что было сделано - создана нестабильная среда обитания. Источники пищи в которых возникла жизнь перестали быть стабильными.

Живые существа отреагировали на это выработкой у себя свойств, позволяющих анализировать информацию о наличии и о количестве пищи, научились в соответствии с полученной информацией перемещаться к местам концентрации пищи.

Первые живые существа развили в себе два свойства: рецептор реагирующий на концентрацию пищи в воде и орган, позволяющий перемещаться в направлении градиента концентрации.

Появление этих двух свойств явилось новым качественным этапом усложнения отныне уже не мёртвой, а живой материи. А первый рецептор, источник информации для живого организма, положил начало развитию нервной системы, структуры предназначенный для работы с информацией.

Появление анализатора и места хранения информации

В развитии своих рецепторов существа провели долгое время, почти 3 миллиарда лет. За это время возникли десятка полтора рецепторов производящих информацию о материи. Живые существа научились определять запах, давление среды, яркость света, цвет, контраст, ускорения и проч. Кроме этого существа научились не только находить пищу ориентируясь по информации о ней, но определять опасность для своей жизни и избегать ее.

Вначале пришлось развиваться только под стимулирующим воздействием внешней среды обитания. Но довольно скоро Эволюция произвела второй важнейший метод стимуляции развития жизни. Она придумала конкуренцию между живыми существами - второй кнут Эволюции.

Опасность для жизни отныне и постоянно стала проявляться не только со стороны среды обитания, но и со стороны своих же собратьев по жизни. Некоторые из живых существ "сообразили", что вместо того, чтобы искать пищу, гораздо проще и эффективнее найти и съесть тех, кто эту пищу уже сконцентрировал в себе - других живых существ. Появились хищники. Началась конкурентная гонка за жизнь.

Результатом этой гонки явилось новое качество нервной системы - анализатор /сумматор потоков информации от нескольких рецепторов одновременно, зачаток будущего мозга.

Взаимная гонка за жизнью скоро привела к следующему усложнению структуры живого существа:

Жизнь развила в себе свойство накопления и хранения информации - память.

Память оказалась чрезвычайно полезной. Готовая информация о хищнике в памяти ускоряет идентификацию хищника или идентификацию жертвы и тем усиливает конкуренцию за выживание. Скорость развития нервной системы возросла, а сама она усложнила свою структуру.

С возникновением анализатора и памяти был создан полный комплекс основных структур живого существа: организм, рецепторы, память, анализатор информации. Были определены три из шести практические цели существования живого существа: пища, размножение, безопасность.

Одновременно были определены три из четырех методов работы нервной системы с информацией: анализ, синтез, сопоставление.

Отныне целью Эволюции Вселенной стало совершенствование инструмента работы с информацией - совершенствование и усложнение мозга.

Возникновение интеллекта

Для ускорения процесса развития нервной системы Эволюции пришлось изобрести двухполость, мужские и женские особи. Это привело к дополнительной конкуренции за возможность размножения. У живых существ всвязи с этим появилась ещё одна цель существования - доминантность.

Школа интенсивного развития и окончательное формирование мозга начались сразу же как живые существа вышли из воды в пространство газов - на сушу. Суша обрушила на мозг гигантское количество новой информации в сочетании с возросшей нестабильность среды обитания. Прозрачность атмосферы позволяет видеть и контролировать пространство в сотни раз превышающее то, что можно видеть под водой. Возросший объем информации требовал совершенствования средств её хранения и обработки.

Мозг стал быстро увеличиваться в размере в том числе и за счёт мест постоянного хранения информации - памяти. Приблизительно 300—350 миллионов лет назад возник зачаток будущего неокортекса - наиболее совершенного инструмента обработки информации. Возник интеллект. Существа стали учиться создавать из объектов в памяти сценарии своего и чужого поведения и далее не только непосредственно реагировать на сигналы рецепторов, но и следовать заранее выработанным сценариям ради предполагаемого результата в конце сценария.

Вместе с неокортексом появились последние две наиболее важные цели существования: стремление к новизне и к экономии энергии.

Существа стали учиться создавать оптимальные сценарии поведения и осуществлять их с целью достижения пищи размножения, безопасности, доминантности, новизны и экономии энергии.

С этого момента целью жизни стало развитие неокортекса мозга.

4. От информации к методам работы с информацией

Неокортекс появился как инструмент, позволяющий дополнительно к ранее возникшим логическим операциям анализа, синтеза и сравнения делать ещё одну логическую операцию - предположение или экстраполяцию.

Действительно, увидеть вдали лес, пойти туда, рискуя и преодолевая опасности по дороге, чтобы найти там много пищи, невозможно без предварительно составленного предположения о том, что пищи там может быть больше чем здесь. В свою очередь такое предположение основывается на ранее накопленный в памяти информации о других местах с пищей.

Сегодня свойство предположения есть даже у мышей. Мышь не сразу полезет за сыром в мышеловку. Она сначала все осмотрит и обнюхает вокруг. То есть сделает предположение о опасности.

С возникновением неокортекса мозг обрёл структуру, которой мы пользуемся и сегодня, а период обучения живых существ завершился.

Далее живые существа ждала другая цель - новый качественный скачок методов работы с информацией.

До сего момента смерть живого существа означала потерю информации, которую оно накопило в течение жизни.

Целью следующего этапа эволюции стало создания методов, позволяющих живым существам обмениваться информацией друг с другом и, соответственно, перестать терять её после смерти отдельной особи.

Или иначе:

следующей целью жизни стало создание распределенного или группового интеллекта. Этот этап начался ориентировочно около 1,5 миллионов лет назад.

Конец части 1

До встречи.

Остальные части:

1. Смысл жизни. Эмоция против логики (эссе)

3. Смысл жизни. Будущее (фантазия)