Интерес к человеческим изображениям можно наблюдать с древних времен. Египтяне, греки и римляне создавали скульптуры, которые позволяют понять, как воспринимался образ человека мастерами того времени.
Египетские скульпторы в первую очередь стремились воплощать богов и представителей правящего сословия, причем эти изображения создавались в соответствии с канонами. Цвет мужского тела обязательно делали темнее женского, сидящий на троне человек должен был держать перед собой руки на груди или коленях, спина прямая, ноги сомкнуты. Лицам придавалось подчеркнуто безэмоциональное выражение.
В эпоху Нового Царства, когда скульптура теряет тесную связь с погребальным культом, портреты приобретают большую индивидуальность (например, правительницы Хатшепсут). С этого времени фигуры начинают изображаться полностью в профиль, возникают первые семейные портреты – фараонов и их супруг.
Древнегреческие ваятели классического периода ставили во главу угла красивого физически безупречного человека, не придавая значения его мыслям и чувствам. Примеры – «Канон» Поликлета и «Дискобол» Мирона, где прекрасно передано движение и анатомия напряженного человеческого тела, но лицо атлета безучастно. В более поздней эллинистической скульптуре передаче внутренних переживаний уделено больше внимания. Идеальные образы сменяются характерными, даже странными – это видно по статуе пьяной старухи неизвестного автора.
Появление скульптуры Древнего Рима, по мнению ряда ученых, тесно связано с культом мертвых, изготовлением посмертных масок. Среди римской знати считалось добрым знаком хранить в доме скульптурные портреты умерших предков, люди верили, что они охраняют род. Были распространены и семейные каменные надгробия. Например, супружеской четы с Виа Статилиа. В целом же римскому скульптурному портрету свойственна большая конкретность и натуралистичность, чем греческому, но и идеализация была мастерам не чужда. Статую императора Клавдия ваятель наделил телом бога Юпитера, но оставил ей голову и лицо настоящего Клавдия. Широкое распространение получили монетные изображения.
Развитие портретов в эпоху средневековья
В средневековой Европе жанр портрета не был особо востребован. В живописи преобладало религиозное направление, человеческие фигуры изображались схематично и были лишены индивидуальных черт. Важнее было показать социальную принадлежность человека. В то же время изображениям православных святых в византийских и русских храмах придавали определенную «человечность».
В X веке к портретному жанру вновь появляется интерес. Художники изображают жертвователей религиозных святынь или книг, вписывая их в миниатюру или библейский сюжет. Люди, как правило, меньше и незначительнее ключевых персонажей. Например, на одной из картин Джентиле да Фабиано эпох и Предвозрождения донатор изображен в профиль коленопреклоненным перед Мадонной, святыми Николаем и Екатериной.
Позднее портретный жанр становится востребованным у европейской аристократии. С течением времени он менялся по двум направлениям – в первую очередь, в сторону большей демократизации. Постепенно художники начинают изображать не только состоятельных и знатных заказчиков, но и людей из народа, не ради заработка, а привлеченные особенностями их облика. Другая примета эволюции жанра – меняющиеся размеры изображений. Вместо маленьких портретов, хранящихся где-нибудь в сундуках, появляются работы побольше, которые можно было без проблем разместить в интерьере.
Возрождение. Человек – прежде всего. Появление семейных портретов
Одним из мастеров, поднявших жанр портрета на небывалую высоту, был немецкий живописец Альбрехт Дюрер. С 13 лет и до зрелого возраста он рисовал сам себя, что практически не встречалось в те времена, и своих родных. Во-первых, заказчиков у него не было, во-вторых, он много времени посвящал созданию семейных хроник.
В 28-летнем возрасте Дюрер сделал первый в Европе полностью обращенный к зрителю автопортрет, который некоторые сравнивают с изображением Христа. До этого так рисовали только святых, а людям разрешалось присутствовать на холсте только в профиль либо в трехчетвертном повороте.
Жанр портрета привлекал художников итальянского Возрождения. Здесь особенно заметен постепенный переход от композиций со множеством фигур к помещению в центр картины одного человека или нескольких, если речь идет о семейном портрете, хотя в Италии XIV–XVI вв. он не был так распространен.
Второе рождение переживает искусство медалей, связанное с обретением во времена ренессанса артефактов античности, на которых человек нередко изображался в профиль. Так же поступают и мастера Возрождения. Например, медальный портрет Чечилии Гонзага работы Пизанелло. Не только медали, но и некоторые живописные портреты Возрождения также являются профильными, что указывает на ценность и самодостаточность человека самого по себе, не обращенного ни к другому человеку, ни к Богу.
Считалось, что в профиль лицо выглядит совершеннее всего. Например, «Портрет принцессы» Пизанелло или «Портрет Джованны Торнабуони» Гирландайо – это две красивые молодые женщины, которые будто бы и не позируют, а смотрят куда-то вдаль и погружены в себя.
Семейные портреты на ренессансных полотнах итальянцев часто бывают скрытыми, неявными. Они вписываются в некий сакральный сюжет – например, из Священного Писания. Так, Беноццо Гоццоли разместил на картине «Поклонение волхвов» все семейство Медичи, и современники могли без проблем распознать их всех. Молодой король на коне – не кто иной, как Лоренцо Медичи. В то же время находится место и реалистичному изображению людей. Доменико Гирландайо на картине «Портрет старика с внуком» заостряет контраст между ангельским лицом мальчика и далеко не идеальным обликом его дедушки с большим бородавчатым носом, как бы противопоставляя детство и старость. Но между двумя героями чувствуется теплота, она подчеркивается лиричным пейзажем за окном.
Портреты мастеров итальянского Возрождения
Сандро Боттичелли стремился идеализировать героев, сохраняя их уникальность. Он изображал людей, имена которых не сохранились, исторических личностей, свою возлюбленную Симонетту Веспуччи, которая любила Джулиано Медичи. С нее он писал и Мадонну, и Венеру. Так же как и Гоццоли, он поместил семью Медичи в евангельский сюжет поклонения волхвов, но изобразил в правом нижнем углу и самого себя вполоборота к зрителю, как бы признавая авторство работы.
Андреа Мантенья разместил знатное семейство Гонзага в Камере дельи Спози – интерьере, расписанном фресками его собственной работы. В то же время люди окружены деталями живой природы, в помещении есть деревья. Иногда вместе с семьей изображали и ее святых покровителей, но на этом групповом портрете их нет.
Джованни Беллини в первую очередь стремился показать насыщенную интеллектуальную и духовную жизнь. Одна из работ – «Портрет молодого человека». Зритель видит умное серьезное лицо, пытливый взгляд, и неважно, существовал ли этот юноша на самом деле. Он – идеализированный образ личности в представлении гуманистов.
Самая известная работа Пинтуриккио – «Портрет мальчика». Вероятнее всего, это конкретный подросток с серьезным и глубоким взглядом, помещенный в романтичный и одновременно сдержанный пейзаж. Тот же художник сделал и необычный автопортрет, с которым немного поиграл, разместив его в дополненном несуществующими деталями интерьере.
Кто заказывал семейные портреты и какими они были
Сам по себе Ренессанс отличается повышенным вниманием к отдельной личности и к ее внутреннему миру. Его можно назвать искусством гуманизма, прославляющим красоту внешнего облика и личностную глубину. Человек интересовал мастера как венец творения. Даже природа отходит на второй план: герой часто находится дома, а пейзаж лишь слегка виден за окном. Таким образом в портрет привносятся детали архитектуры и интерьера, то есть того, что создано человеком.
Существовало два наиболее часто встречающихся характера портретов эпохи Возрождения – парадный и интимный. Парадные портреты заказывали богатые и влиятельные особы, духовенство, власть. Человек изображался сначала по грудь, потом по пояс. Позднее его стали рисовать в полный рост, чтобы зритель мог видеть все его величие, достоинство, богатство и заслуги.
В родовитых семьях было почетным иметь портреты предков, передавать из поколения в поколение, рассказывая о них. Позируя, заказчики надевали самые лучшие костюмы, драгоценности и награды. К произведениям такого рода можно отнести двойной портрет герцога и герцогини Урбинских, нарисованный Пьеро делла Франческа. Нарядные мужчина и женщина на фоне одного величественного пейзажа изображены в профиль, оба самодостаточны, но у зрителя появляется ощущение, что они смотрят друг на друга, будто ведут молчаливый диалог. Здесь есть еще одно объяснение выбора профильного изображения – у герцога Монтефельтро одна половина лица была изувечена в боях, и зритель видит его здоровую половину.
Интимные, или камерные, портреты призваны показать чувства и переживания человека, и, что касается семейных портретов, – отношения между любящими людьми в семье. Нередко они служили напоминанием об ушедших, становясь семейными реликвиями. Женщин часто изображали вместе с детьми, подчеркивая значимость материнства. Нередко на холсте стремились запечатлеть беременных из страха, что супруга может умереть родами и не останется ни одного ее изображения.
К жанру камерного семейного портрета обращались и фламандские живописцы Северного Возрождения – Ганс Мемлинг, Ян ван Эйк, Робер Кампен. Известный портрет супругов Арнольфини работы ван Эйка – изображение мужчины и женщины в детально прорисованном интерьере, рядом с маленькой собачкой. Дама, предположительно беременная, вложила руку в руку мужа, между людьми чувствуется близость, несмотря на некоторую церемонность этого жеста. Лица выглядят более отстраненными, мужчина кажется погруженным в себя, женщина скорее миловидна.
Двойной портрет богатого банкира из Брюгге Виллема Морееля и его жены Барбары, выполненный Мемлингом, подчеркивает религиозность четы. Предполагается, что это часть триптиха, куда ранее входило изображение Девы Марии.
Позднее жанр семейного портрета получил развитие в творчестве других выдающихся фламандцев – Рубенса, Анониса ван Дейка, Йорданса.
Портреты в знак семейной гордости
Парадные семейные портреты, в отличие от камерных, располагались на видных местах, с хорошим освещением – на лестницах, в гостиных. Цель их – напоминать членам семьи о славе рода, вызывать чувство гордости за происхождение. Гости, входящие в дом, должны были сразу понимать, что здесь живут достойные, знатные люди, которые чтут память и заслуги предков.
А что сейчас? И сейчас жанру семейного портрета есть достойное место – фотокнига! Конечно, многие по-прежнему украшают свой интерьер фотокартинами своей семьи – холстами, фотопостерами. Однако чаще и удобнее создать семейную фотокнигу – в ней гораздо больше фотографий, целая история одного из семейный периодов.
Вам также будет интересно:
«Как сделать главный кадр семейного альбома?»
«Как разобрать террабайты семейного путешествия?»
«Лайфхак, как фотографировать свою семью»
Если вам нравится статья, ставьте лайк, комментируйте, подписывайтесь на канал.