Найти в Дзене
Pitbikeclub МОТОЗАПЧАСТИ

«Гном» — самодельный мопед из СССР, прототип Рига-Мини

Оглавление

Всем привет, с вами Питбайк клуб!

Сегодня, с помощью ребят из Кузницы Тест-драйва и ТК "Самоходъ", мы окунёмся в увлекательную историю появления и распространения дырчиков или вело-мопедов в СССР. А главный герой это уже практический музейный образец, тот самый один из первых, собранный кустарным способом в гараже, талантливым изобретателем Валерием Леонидовичем Таранухой и группой школьников, его помощников.

«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва

Начало легенды

Эта техника была выпущена всего в трех экземплярах кустарным способом. Рассказывает один из учеников конструктора-изобретателя:

Движение самоделкиных в СССР было очень сильно развито, делались автомобили, мотоциклы, и как вы видите мопеды, дырчики так называемые.
Позднее, по чертежам, которые были опубликованы в журнале Моделист-конструктор, по всей стране, по тогда большому Советскому Союзу делалось их очень много и многие даже нам писали после выставки, что это было первое изделие которое человек сам сделал когда ему было лет 12-13.
Стенд посвящённый Валерию Леонидовичу Таранухе / Фото Кузница Тест Драйва
Стенд посвящённый Валерию Леонидовичу Таранухе / Фото Кузница Тест Драйва
Таких было много по всей стране, но первые, которые были изготовлены всего в трех экземплярах и назывались Гном один, Гном два и потом третий был Атаман, он был чуть-чуть другого цвета. И потом такие мопеды получили достаточно серьезное распространение, а уже через пару десятков лет подобные начали делать в Риге.
Основа этого мопеда складная рама от велосипеда Десна, в то время такие велосипеды как Десна, Кама были очень распространены, и вот на базе этого дела Валерий Леонидович Тарануха вместе с детворой, ребятами по 12-13 лет сделали этот этот мотоцикл и повезли его на ВДНХ в Москву, где он получил премию за первое место.
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Машину сразу же запустили на съемки, которые показывали в новостях и после этого журнал Моделист-Конструктор попросил срочно сделать чертежи, а у Валерия Леонидыча всегда было так: была идея в голове, после того как была идея в голове они вместе детворой выписывали и вырисовывали на большой доске какие то схемы, нагрузки и после этого все начинали действовать. Сразу же одновременно проектом могли заниматься два или три человека, которые делали, пилили, подбирали, проваривали и так далее. И после этого, когда вся техника была собрана, её срочно везли на какую-то выставку, а только после этого делали чертежи. И вот чертежи делали после выставки, так как Моделист-Конструктор принимал публикацию только обязательно с чертежами и на весь Советский Союз и дружественные страны шли эти журналы и там вот желающие посмотреть, сделать подобные и внести свои какие-то новшества, изобретения, дополнения. В журнале Моделист-Конструктор кстати опубликована фотография одного из людей которые его делали, он и держит мопед одной рукой. И это был прорыв!
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Что еще интересно, что машина была создана и больше двадцати лет она простояла просто в гараже в забытье, и год назад, сын Валерия Леонидовича Таранухи подарил его нам, с условием того что мы его восстановим. Нам повезло что сразу же отозвался один из соавторов с Валерий Леонидовичем - Георгий Дусь, который и взялся его привести в порядок. И вот в течение шести месяцев этот дырчик, так называемый мото-дырчик или вело-дырчик приобрел тот вид, который вы сейчас видите.
Забавную историю про него ребята рассказали, как они его везли в Москву на выставку. Они разобрали его на составные части, но везли в поезде, и вот для того чтобы он сильно не пах бензином (в поездах запрещено перевозить горюче-смазочные материалы) они весь его побрызгали тройным одеколоном и в результате стояло штырево не от бензина, а от тройного одеколона. Пассажиры с которыми они ехали зажимали носы, но тем не менее терпели, именно так этот вело-мотоциклик попал на выставку в Москву и там занял одно из призовых мест.
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Потом уже очень много было писем и отзывов по материалам Моделист-конструктора. Валерий Леонидович отвечал вместе с ребятами на очень большое количество писем, было даже такое, на главпочтамт приходили письма с пометкой "Харьков, Тарануха" и все знали куда надо их нести. Было огромное количество писем с территории всего бывшего Советского Союза, это было прорыв, это была интересная вещь которую делали все, и в результате она имеет такую легендарную историю.
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Давайте рассмотрим мопед внимательнее, здесь сразу видно что фара это либо Верховина либо Рига, они однотипных были, задняя светотехника это поздняя Паннония, брызговики ЛМЗ (Львовский Мото-Завод), это опять Верховина. Резина тоже от мотороллера, но что интересно, для того чтобы создать определенный шарм данного изделия, здесь брались стандартные обода, диски колесные и в них выпиливали спицы. Это все выпилено ребятами с помощью напильника. В результате обычные диски, которые мы все привыкли видеть на мотороллере, здесь он выглядит необычно хотя это одно и то же. Что еще, дело в том, что в на начальном этапе здесь стоял спереди фонарь от подсветки лаза над входом в дверь, которого к сожалению нам не удалось найти. Мы спешили к выставке, поэтому решили восстановить в том виде которым она к нам пришла именно с этой фаркой, а на дальнейшее будем восстанавливать ее в том виде котором она была на выставке в Москве, поковыряемся в наших запасниках и закромах.
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Дальше, рама здесь от складного велосипеда Десна, руль от него же, дроссельная заслонка, ручки переключения передач - это Рига 11, Рига 13, знаменитый легендарный двигатель дырчика Д6. Такой двигатель продавался в отдельной коробке вместе с бензобаком, двигатель который можно было купить в магазине спорт товаров и самому установить на свой велосипед. Это было доступно и давало возможность установить такую маленькую модернизацию для любого двухколёсного педального друга. Поэтому эту технику мог собрать любой человек действительно по чертежам в знаменитом и легендарном в прошлое время журнале Моделист Конструктор.
Поэтому действительно я считаю что это был прорывной вариант техники, которые действительно давал такую доступность. Чтобы пойти купить мопед советское время, надо было иметь 200-250 рублей, да не у каждого человека такие деньги, особенно у пацана водились. Но по частям это было как бы знаете, как сейчас кредиты дают, да и плюс ты делал своими руками свою технику для свободного передвижения по дорогам общего пользования и по грунтовым дорогам.
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Ты дарил себе свободу передвижений, да и вообще просто свободу. Куда хотел - туда ехал. Настолько развито было движение самодельщиков в СССР, и самое главное что государство его поддерживало и очень много прорывных идей технических исходила именно от самодельщиков.
К сожалению многие из них не стали внедряться на крупных автомобильных и мото-заводах, потому что перестраивать конвеер это было дорого, да и так сойдёт, но как мы видим продолжением этого образца стал серийный мопед Рига Мини.
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
«Гном» — самодельный мопед из СССР / Фото Кузница Тест Драйва
Как выяснилось, что все журналы Техника Молодежи и Моделист Конструктор обязательно шли в Японию и там сидели специальные группы башковитых товарищей, которые просматривали всю документацию, которая проходила у журнала и эти идеи из журналов потом внедряли какое-то свое производство. Поэтому может быть где то и от Гнома есть какие-то решения например в японских Хондах.
Ещё здесь интересно сделано расположение бензобака, это предложение Валерия Леонидовича. Не как обычно мы привыкли видеть мешающий между ног бак, а сзади никому не мешая полутора-двух литровый бачок который вполне обеспечивал мотору Д6 пробег до 100 километров на двухтактной смеси бензина с маслом.

Смотрите подробный обзор на самодельный мопед «Гном» из советского периода:

Ну а в наше время прогресс шагнул далеко вперёд и заниматься тюнингом маленького электро мотоцикла можно прямо дома, и кстати весело кататься на нём в парке рядом с домом.

Почитайте так же про наш маленький электромотоцикл BUTCH и незаметно вступайте в клуб минибайкеров! :)

Питбайк клуб — магазин эндуро техники, запчастей и экипировки с очень быстрой доставкой по всей России!

Написать нам: monkey.link/pitbikeclub

Авто
5,66 млн интересуются