Найти в Дзене
Дело Модульбанка

Какие требования к ценникам на товар

Оглавление

К ценникам для товаров есть требования, и если их не соблюдать, Роспотребнадзор может оштрафовать магазин на полмиллиона рублей. О требованиях и частых ошибках — в этой статье.

Ценник на каждом товаре

Первое требование к ценникам — они есть на всех товарах. Нельзя написать на двери «цены по запросу» — мол, пусть покупатели спрашивают у продавца, и там как договоримся. Магазин без ценников нарушает закон о защите прав потребителей.

Если у вас разносная торговля, можно без ценников. Разносная торговля — формулировка из закона, к ней относятся ярмарки, рынки, торговля на дому. Вместо ценников — список товаров и стоимость. Такой список называется прайс-листом или прейскурантом.

На прейскуранте — подпись директора, товароведа или ИП, печать необязательна
На прейскуранте — подпись директора, товароведа или ИП, печать необязательна

Прайс-лист хранится у продавца. Идет покупатель по рынку, видит розовые помидоры и спрашивает: «А почем?», продавец отвечает, и они торгуются — так можно. Если покупатель не поверит цене, он вправе попросить прайс-лист, а продавец обязан его показать по первой просьбе.

За товары без ценников Роспотребнадзор штрафует директора магазина до 1000 рублей, а ИП и компании — до 10 000 рублей.

Ценники в одном стиле

Все ценники в магазине должны быть одинаковыми. В законе об этом пишут так: «Продавец обязан обеспечить наличие единообразных ценников». В переводе требование значит, что у ценников совпадают:

  • размер;
  • цвет;
  • шрифт и способ написания — от руки или на принтере;
  • форма;
  • материал — бумажные карточки, электронные табло или грифельные дощечки.

Ценники на разные товары могут отличаться только ценой и названием.

На витрине шампунь, мыло, крем и присыпка — это разные товары, но ценники отличаются только ценой и названием. Тут всё верно
На витрине шампунь, мыло, крем и присыпка — это разные товары, но ценники отличаются только ценой и названием. Тут всё верно

Ценники могут быть какими угодно: желтые квадраты, красные звездочки или белые кружки — не важно. Главное, если выбрали желтые квадраты, то все ценники на все товары должны быть желтыми квадратами.

Частая ошибка — выделять ценниками товары по акции. Например, магазин продает колбасу. Все ценники белые, но чтобы покупатели не пропустили скидку, на колбасу по акции крепят желтый ценник. Это ошибка. У колбасы со скидкой должен быть такой же ценник, как у остальных товаров.

Ценник на колбасе со скидкой оформлен не по правилам: отличается от остальных цветом и размером
Ценник на колбасе со скидкой оформлен не по правилам: отличается от остальных цветом и размером

В законе нет требований, из какого материала делать ценники. Цену на товар можно написать:

  • на электронных или световых табло;
  • грифельных досках;
  • стендах;
  • картонных или бумажных карточках. Такие карточки печатают на принтере или заполняют разборчивым почерком от руки.

Если магазин выбрал грифельные доски, на всех товарах должны быть ценники в виде грифельных досок. Иначе нарушается единообразие ценников.

Штраф за ценники в разных стилях для директора магазина — до 3000 рублей, для компаний и ИП — до 30 000 рублей. Штрафы суммируются, если нарушений несколько.

На ценнике — название, сорт и цена

Ценники показывают покупателю, что продается, за сколько и в каком объеме. Поэтому, кроме цены, на ценниках пишут:

  • название товара;
  • сорт, если есть;
  • цену за единицу измерения. Например, за штуку, литр, килограмм.

Ошибкой будет написать на ценнике только цену или наклеить стикеры с ценой на упаковку товара.

На примере ценник с ошибкой: продавец указал только стоимость, без названия товара и единиц измерения
На примере ценник с ошибкой: продавец указал только стоимость, без названия товара и единиц измерения

Еще на ценнике можно поставить печать, подпись главного или написать артикул, но это по желанию.

Если на ценнике не хватает информации о товаре, Роспотребнадзор штрафует директора магазина — до 1000 рублей, ИП и компании — до 10 000 рублей.

Самые крупные штрафы Роспотребнадзор использует, когда продавец специально пишет на ценнике неправильные характеристики товара.

Продавец написал на ценнике двери из фанеры, что дверь из дуба, чтобы продать её дороже — это обман покупателя.

За обман покупателя директор магазина рискует получить штраф до 5000 рублей, а компания или ИП — до 500 000 рублей.

Указывается одна цена и в рублях

Итак, на каждом товаре в магазине есть ценник, на ценнике — цена. Это не всё, к цене на ценнике еще три требования:

  • указывается в рублях;
  • только одна;
  • совпадает с ценой в чеке.

Частая ошибка: две цены на ценнике. Так бывает, когда в магазине акции или распродажи. Обычная цена — 200 рублей, со скидкой — 100 рублей. Чтобы обратить внимание покупателей на скидку, старую цену зачеркивают и под ней пишут новую.

Пример неправильного ценника с двумя ценами: зачеркнутой старой и новой ценой со скидкой
Пример неправильного ценника с двумя ценами: зачеркнутой старой и новой ценой со скидкой

Получается, на одном ценнике сразу две цены, а это нарушение. Даже если на товар скидка, цена должна быть одна. Чтобы исправить ошибку, надо оставить цену с учетом скидки:

На ценнике — новая цена по акции и размер скидки. Покупатель получит товар по той стоимости, что на ценнике
На ценнике — новая цена по акции и размер скидки. Покупатель получит товар по той стоимости, что на ценнике

Цена на ценнике должна совпадать с ценой в чеке. Нельзя сказать покупателю на кассе: «Ой, мы не успели ценники поменять, доплатите 7 рублей». Покупатель вправе требовать продать товар по той цене, что на ценнике.

Если цены на ценниках и в чеке разные, Роспотребнадзор штрафует директора магазина до 5000 рублей, компанию или ИП — до 50 000 рублей.

Когда покупатель жалуется на магазин, Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку. Проверяющие смотрят не только ценники, но и, например, сертификаты на товары, медкнижки продавцов, уголок потребителя. Чтобы не рисковать, я советую магазинам договариваться с покупателем на кассе.