Здесь удобная навигация по всем моим статьям.
-----------------------------------------------------------------------
Заранее хочу предупредить тех, кто начал читать статью с целью получить тайные ресурсы поиска людей, их тут не будет. Но будут описаны действительно эффективные приёмы, которые сработали на личной практике.
Начнём с базы, что такое #холодный #поиск – это поиск кандидатов на всевозможных ресурсах, которые подходят по вашим критериям запроса на вакансию, но пока ничего не знают о вас. С такими кандидатами #работать сложнее всего, потому что вы то уже видите, как он просто идеально подходит именно вам, и теперь то и начинаются танцы с бубном, а как бы его заинтересовать, или хотя бы сделать так, чтобы он вышел на связь.
Самая главная дилемма 21 века – звонить или писать? Единого правильного ответа нет. Если мы говорим о LI, то, очевидно, писать, потому что телефона у вас просто нет. Если мы говорим о #hh.ru, то можно пробовать ориентироваться на предпочтение человека, ведь все указывают предпочитаемый способ связи. Такой подход, пожалуй, оптимален, но каждый всё же выбирает обычно комфортный для себя способ и пользуется им. После нескольких звонков со стороны других работодателей с их предложениями о работе и скомканной презентацией компании, сфере деятельности и предложением приходить на собеседование, я поняла для себя, что писать – это более комфортно.
Первое письмо должно быть информативным, но не перегруженным и обязательно с вопросом в конце, чтобы уже начать диалог с кандидатом. Еще хочется отметить, что в письме в обязательном порядке стоит рассказать немного о компании, а не только о вакансии. Многие почему-то забывают об этом, видимо, искренне считая, что тут они в сильной позиции и просто предлагают новому человеку стать частью вашей большой дружной семьи. А что за семья, чем занимается, какие у нее успехи, почему кандидат должен выбрать именно вас из всего многообразия на рынке?
Итак, письмо написано, про компанию рассказали, про вакансию тоже. Но почту смотрят далеко не все, ответов приходит 2 из 10 отправленных писем в среднем. Что тогда делать? Конечно, прогрессивные программисты уже давно общаются с HR’ми в #Telegram, но что делать с остальными позициями? Да в целом, всё то же самое. Да, когда вы напишите инженеру/продажнику/маркетологу в мессенджер он удивиться чуть больше, чем разработчик, но зато точно выйдет на связь и зачастую даже поблагодарит вас за то, что вы ему написали, потому что почту «не смотрел/пропустил/ушло в спам». В Telegram конверсия ответов сильно выше, если сравнивать с почтой. Интервал времени между письмом на почту и сообщением в Telegram я выбрала 1 день. За это время, если человек и проверяет почту, то он точно выйдет на связь, а если нет, то письмо еще не уйдёт на 2 страничку, и он сможет с ним ознакомится после того, как вы его об этом попросите в мессенджере.
Почему Telegram удобнее?
- Во-первых, вы видите (чаще всего), когда человек был последний раз в сети.
- Во-вторых, в мессенджере, где вся суть как раз в мгновенном обмене сообщениями, людям гораздо проще даже отказать.
- В-третьих, даже если вам ничего не ответят, то вы увидите, прочитал человек сообщение, или нет.
Если говорить о конверсии обратной связи через Telegram, то она повышается по сравнению с почтой сильно (у меня где-то 70%, т.е. 3 человека из 10 всё же проигнорируют тебя). Что делать в этом случае? А вот тут нужно смотреть на уровень вашей заинтересованности этим кандидатом. Это может быть рядовой #менеджер, каких на рынке сотни, ну не ответил и не ответил, значит вам не по пути, ваше предложение не зажгло его, спасибо, расходимся. Но ведь это может быть и суперуникальный разработчик, которого вы искали половину своей карьеры (ну ладно, тут тоже немного перебарщиваю, просто хороший кандидат, каких мало, этого достаточно для заинтересованности HR-специалиста), тогда даже прочтенное сообщение в мессенджере может быть не последней попыткой.
Когда я проходила всевозможные курсы повышения квалификации, я слышала, что HR’ы достают соискателей разными изощренными способами. Самым веселым и доступным мне всегда казался способ «отправить ждуна», просто стикер, просто милый ждун, просто показать свою заинтересованность еще раз. Мне казалось, правда, что это не может сработать, раз человек уже 2 раза прошёл мимо моего УНИКАЛЬНОГО предложения, то что тут сделает серая ожидающая масса? Но в какой-то момент решила попробовать, настроение было веселое, видимо. И представляете, к моему гигантскому удивлению, это сработало. #Кандидат извинился, что не отвечал раньше, был занят, сказал, что предложение действительно интересное, и он хотел бы встретиться у нас в офисе и все подробно обсудить. Раз уж мы затронули интересные способы поиска кадров, то, если вы не знали, их ищут даже в Тиндере. Да, да, люди там хотят расслабиться и найти любовь своей жизни (да, да, у меня розовые очки, и я искренне так считаю), а HR’ы не дремлют и хантят там, где их меньше всего ждали.
Но если отойти от необычных способов и вернуться к холодному поиску в целом, то остаётся еще один вопрос: писать ли тем, кто обновил #резюме год назад и возможно не ищет работу? Тут однозначно – да. Ведь вы нигде не можете знать в каком положении сейчас находится тот человек, который искал работу пол год назад, например. А что если ему не нравится новое место, но он консерватор, да и воспитывали нас так, что работа должна быть долгой, прыгать с места на место не нужно, кому ты такой потом будешь нужен? Да и мы в России живём, у нас же с молоком матери заложена вера в лучшее, которое вот-вот, скоро-скоро, надо только немного потерпеть. И люди терпят, а потом ваше сообщение на почту, дзынь! А вдруг он только этого и ждал, просто боялся сделать первый шаг к переменам.
Но а если вы написали кандидату, но он сейчас действительно не в поиске работы, потому что и место хорошее и перспективы пока рисуют, ну и ничего, удочка заброшена, всегда можно попрощаться на позитивной ноте и сообщить, что вы на связи, если что-то в жизни этого человека изменится. И вам не сложно, и ему приятно, что где-то его всегда ждут. А на будущее для вас это самый приятный кадровый резерв.
Подводя итоги, можно сказать, что холодный поиск он по своей природе чуть сложнее, чем просто разбор желающих работать с вами. Но именно от этого он сильно интереснее, тут вам – HR’ам нужно креативить и «продавать» компанию. Своего рода продажник тут их вас вырастает. А какой же кайф, когда результатом вашего поиска становится новый сотрудник, который в восторге от вас и вашей компании и благодарит судьбу, что когда-то где-то вы наткнулись именно на него.