Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Негативное отношение ребёнка к занятиям. Что делать? Ответ на вопрос читателя.

Писала ответ на вопрос и получилась как всегда простыня.

Решила опубликовать как заметку, возможно, ещё кому-то будет интересно. Хотя никаких полезных советов здесь нет.

Итак. Комментарий.

Если кратко: то у ребёнка негативное отношение к занятиям.
Если кратко: то у ребёнка негативное отношение к занятиям.

Ответ:

Я очень Вам сочувствую. Но помочь, к сожалению, не могу.

Вы описываете следствие - ребёнок отказывается заниматься.

А что служит этому причиной, думаю, сами не понимаете. А я тем более не смогу понять.

И это не одна причина, и не аутизм как таковой, а огромный комплекс причин. И понять его можно только наблюдая за своим ребёнком. И пробуя разные варианты.

Но первое и самое главное: а он вообще может справиться с задачами, которые Вы перед ним ставите?

Одно слово он напишет и всё, а, посмотрите, он может больше? Правда? Вы уверены? Раньше писал? Сейчас тоже должен мочь? Возможно, он на самом деле не может. Возможно, он испытывает огромные сложности, которые не способен преодолеть усилием воли, сесть и заставить себя выполнять задания. Но объяснить Вам, почему не может этого делать, тоже не может.

Вы настаиваете, не слушаете его объяснений, оправданий, заставляете. И он не верит ни Вам, ни в то, что Вы его поймёте и поможете ему справиться. Вы для него источник страданий.

- Не буду делать уроки.

- Будешь!!!

- Я устал.

- Всё равно иди делай. Ты должен.

- Я не могу.

А дальше вопли, драки, и "скоро совсем откажется учиться".

Повторюсь, я не могу Вам помочь.

Сама каждый день прохожу через весь этот концерт с бубнами. Не хочу не буду не могу. Убирайся отсюда. Ты уволена. Я не люблю уроки. Я ненавижу уроки. Ты плохая, злая. У меня голова болит, спина, нога. Я хочу писять, мыть руки, есть, спать и так далее.

Раньше были драки и летающие предметы. В меня.

Вы не одна. У меня то же самое.

Возможно, Вам как-то поможет моя тактика отношения ко всему этому.

1. Уроки для моего сына - это как инсулин для диабетика. Ему нельзя не заниматься, это опасно для его развития. И я сделаю всё, чтобы уроки-занятия были в его жизни каждый день. Они - средство, которое развивает Гришу. И их не будет только в том случае, если я не смогу встать с постели. Во всех остальных случаях они будут. Урезанные, не полные, лёгкие. Но они будут. Потому что, повторюсь, уроки (любая целенаправленная деятельность) в случае Гриши - это его развитие. И как противоположность - отсутствие такой деятельности - это остановка, если вообще не потеря навыков. То есть, если он ничего не делает, не учится, он стоит на месте (как в речевой, социальной так и во всех остальных областях). Я такого позволить ни себе ни ему не могу.

2. Я делаю всё, чтобы сохранить доверие и привязанность. Всё, что могу. После уроков обязательно совместные игры, обнимашки, разговоры. Он должен помнить, что мама - не только чудовище, которое мучает его. Мама - друг, очень хороший, много знающий и умеющий человек. С ней дружить и приятно, и полезно, многому может научить. Обращаю Ваше внимание, любовь ребёнка к Вам - это не "ой, мой сыночек так меня любит", нет, это Ваше самое главное оружие, самое главное средство, которое помогает прежде всего Вам, и только Вам. С помощью привязанности ребёнка к Вам Вы можете его чему-то научить. Без неё очень сложно провести ребёнка через те непосильные испытания, которые проходит больной ребёнок. Берегите привязанность, берегите её всеми средствами, которые можете придумать.

И я надеюсь, понятно, что я не имею ввиду потакание всем прихотям. Нет. Привязанность - это не "в попу дуть". Привязанность, это когда ребёнок точно знает, что Вы ему поможете в сложной ситуации. Не облегчите его жизнь, нет. Вы поможете ему, утешите его, и научите его решать проблемы самостоятельно. Будите рядом, когда он будет страдать (делать уроки). Не будите за него это делать. Но будите рядом и всегда поможете. Никогда не откажете, не запрёте наедине с непосильными задачами в воспитательных целях. Не предадите его. Вот что такое привязанность, на мой взгляд.

3. Я не отношусь к реакции сына на уроки (все эти вопли и так далее) как к проявлению его характера. Возможно, это самообман. Но я воспринимаю это как болезнь. Он не может справиться. Я помогу. Он не может нормально сообщить, что он не может, я научу это делать социально-приемлемым образом, не бросать в меня вещи, а объяснять мне, почему ему тяжело. Он дерётся, я научу перенаправлять агрессию на стол или на занятия боксом. И так далее.

Неумение справлять с трудностями и неадекватная на них реакция - это отсутствие определённых навыков. Им надо учить. Не требовать: - Веди себя нормально!!!! А учить вести себя нормально. Если бы ребёнок мог, он бы не орал. Сужу по Грише. Как только он переходит на новую ступень психического развития многие недоступные ранее просьбы он легко понимает и исполняет. До этого годами ему предлагались алгоритмы с планами, как действовать в той или иной ситуации. Теперь достаточно обычной просьбы. Он не привык и не понял наконец-таки. Нет, его мозг дозрел и многие вещи не вызывают больше никаких сложностей. Это болезнь, неправильно развивающийся мозг, нарушенные связи. Он не виноват, что орёт. Задача педагога научить не орать. (Уточнение: Гриша уже не реагирует так паталогически, но такой пример с воплями для понимания глубины проблемы и того, что я имею ввиду.)

4. Я не надеюсь и не жду адекватности. Чтобы потом не вздыхать: опять эти уроки, опять он будет орать. Да. Будет. Он всегда так делает. Это никак не повлияет на то, будут уроки или не будет.

При таком отношении я всегда готова к неадекватности. И всегда с удивлением и радостью взираю на нормальное поведение. Это позволяет сохранить прежде всего мою психику.

Объясняю непосвящённым в тёмный мир жизни с аутичным ребёнком. Непредсказуемость - вот что пронизывает каждую минуту жизни с таким человеком. И эта не та непредсказуемость, что и так есть при наличии обычного ребёнка. Здесь непредсказуемость опасная, связанная с диким постоянным стрессом, с разрушением, воплями и криками, с попытками всё это остановить, попытками стабилизировать реальность вокруг хотя бы на час, на день, на неделю.

И вот я с этим больше не борюсь. А как долбанный солдат, всегда готова реагировать. Рационально, собрано, трезво. Без этих вот "когда всё это закончится!!!".

Никогда. Это навсегда.

Уточнение: Мы давно не живём в таком режиме. И я даже начала расслабляться, привыкнув к тому, что с Гришей всегда можно договориться, и что давно не надо применять каких-то поведенческих манипуляция, которые я использовала раньше. Но вот зря расслабилась, потому что недавно была застигнута врасплох. Гриша выдал реакцию на событие, которую я давно не видела. Конечно, я среагировала верно (многолетний опыт просто так не забудешь), но эмоциональные потери с моей стороны были огромные. Я за несколько минут этого... конфликта так перенервничала, что потом весь день не могла в себя прийти. Это произошло непроизвольно. Само собой. Выброс адреналина или ещё чего-то.

И для того, чтобы не допускать вот таких опасных для моего здоровья проявлений со своей стороны, я стараюсь быть всегда... "настрёме", если простым языком, а если интеллигентным, то всегда готова к эксцессам.

Я понимаю, что всё, что я написала выше, это не руководство к действию. И вряд ли кому-то, кто находится в схожей ситуации, поможет.
А для людей, что живут в параллельном мире здоровых детей, и вовсе может показаться жутью.
Но вот такая тактика отношения к проблеме помогает мне сохранить моё здоровье и продолжить работу с больным ребёнком, которая приносит ему неоценимую пользу. При этом жизнь наша не наполнена отчаянием и надрывом - "когда же всё это закончится!!!", что очень важно. Потому что аутизм и иные расстройства развития - это марафон. И возможно, длинною в жизнь.
А жизнь лучше жить с улыбкой, а не со стиснутыми от боли зубами.

Удачи вам!!!

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ

-2