Часто описывая портрет, мы не знаем "как там эти штуки называются". Проверяем себя! Тест -подборка, на знание специфической терминологии.
1 Голландский угол— термин для обозначения композиции картины. "Немецкий угол"- это ракурс когда художник смотрит на героя снизу вверх, при этом горизонт должен быть завален набок. Путаница в термине - это сложности перевода слова на русский. В английском языке слова Deutsch (немецкий) имеет похожее происхождение и звучание со словом Dutch (голландский).
2 Голландский угол- (Камперовская горизонталь) — воображаемая носоушная линия от середины козелка уха до наружного края крыла носа (на черепе от нижнего края костной части наружного слухового прохода до передней носовой ости
3 Голландский угол— (Франкфуртская горизонталь) — Воображаемая линия, проходящая от нижнего края орбиты глаза до верхнего края наружного слухового прохода.
1 Глабель — участок, расположенный на затылке человека.
2 Глабель — участок на лице человека, расположенный между бровями.
3 Глабель — Поворот головы модели на столько, чтобы расстояние от края глаза- до линии контура головы по горизонтали составляло примерно длину ресниц.
I) Аркосолий – сводчатая ниша в стене катакомб.
II). Аркосолий – просто умное слово, на самом деле это просто кадык.
а). Вермилион- одно из художественных направлений авангарда "невозможное искусство". Центрированное вокруг поисков принципиально нового "естественного"языка искусства, под которым понимается пространственное моделирование естественных (природных) сред.
б). Вермилион- воображаемый угол лица (в профиль), который находится между верхней и нижней губами.
в). Вермилион- киноварь. Древние были предельно глупы, и как источник красного цвета использовали соединения ртути. Использовали, в том числе, и в косметических целях. Вермильоном сегодня называется красная "кожа" на поверхности губ.
1 Диастема - портретный жанр с обязательным включением в композицию бюста или скульптуры.
2 Диастема - Воображаемая "зрачковая линия"- анатомический ориентир на лице человека, горизонтально соединяющий зрачки.
3 Диастема - эта не болезнь, это просто правильное название щёлки между передними зубами.
I) Раф- кусочки фланели, которыми с картины убирается лишняя краска.
II). Раф- Инион (от др.-греч. ἰνίον — затылок) —самая заметная (выступающая) часть наружного затылочного выступа.
III). Раф- «мельничный жернов». Большой кружевной воротник позволявший престарелым модницам скрыть возрастные изменения или просто задрапировать некрасивую часть своего тела. Мужчинам тоже нравился этот богатый аксессуар.
а). Протома— или "лук купидона"- место с характерным изломом на верхней губе. Арка -где "встречаются" правя и левая половинки верхней губы.
б). Протома—Длинный шлейф, который крепился к острию средневековой дамской шапочки-колпачка.
в). Протома— изображение передней части тела животного или мифологического существа: быка, коня, оленя или сфинкса, грифона.
а). трони— поплечные портреты созданные в технике "живописи воском" в Римском Египте. Постепенно эти изображения заменили погребальные маски мумий.
б). трони— жанровая разновидность графического или живописного портрета, получившая распространение в Голландии в XVII веке. Представляет собой поясные или поплечные портретные штудии, изображавшие зачастую анонимных моделей с необычным выражением лица или в необычном костюме.
в). трони— тронный портрет. Полноростовой коронационный портрет, когда царственная особа "во всей красе" и с регалиями.
У- { Колумелла- это пространство между ноздрями.
Ф.- {. Колумелла (колонна)- пространство под скулой.
Щ. - { Колумелла- Линия, разделяющая волосы, расчесанные на две стороны. Ряд, пробор, разделяющий волосы на голове.
I) Пекторал – портрет в образе полководца (военного).
II). Пекторал – Положение зрачка, когда белок глаза по обе его стороны, по площади, примерно одинаков.
III). Пекторал – нагрудное украшение, амулет или оберег.
а). Мыс вдовы — ямочка на подбородке. Термин произошёл от английского поверья, будто такой признак у женщины говорит о том, что она переживёт своего мужа.
б). Мыс вдовы — линия роста волос на лбу в форме треугольника вершиной вниз. Странный, но не такой уж и редкий признак, наследующийся генетически.
в). Мыс вдовы — тень на щеке появляющаяся от ресниц.
I) Козелок -часть уха, небольшой хрящевой выступ на внешнем ухе, в передней части ушной раковины.
II). Козелок (от греческого tragos — коза) ямочки на щеках (рожки). Складка кожи, возникающая при раздвоении большой скуловой мышцы.
III). Козелок -угол глаза прилегающий к носу (слезничёк), также выделяется парный ему орган — противокозелок (anti-tragus,) расположенный напротив от козелка угол глаза.
а). керикион— длинная широкая атласная или муаровая орденская лента, переброшенная через плечо.
б). керикион— жезл, посох, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями, часто с крыльями на навершие жезла.
в). керикион— накидка на голову и плечи в виде звериной шкуры с пастью и клыками.
I) Герма— особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе служили путевыми и межевыми знаками, художники любили изображать персонажей опирающимися на герму.
II). Герма — цветной камень. Встречается в портретах, например, в перстнях персонажей. Еще так обобщённо называют искусство резьбы на цветных полудрагоценных и драгоценных камнях.
а). погонион — Самая выступающая часть подбородка в профиль. Самая "передняя " точка подбородка.
б). погонион —изгиб ключицы, характерный выступ на силуэте плеча.
в). погонион — шишечки из закрученных листьев, почек или цветов. Если эти "шишечки", например через равные промежутки украшают спинку стула, то образуется некий "крюкообразный" декоративный элемент. На шпилях в готической архитектуре подобные шишечки весьма заметный и распространенный элемент.
а). Оранс (орант) -поворот головы, положение, при котором переносица не должна закрывать внутренний уголок "дальнего" глаза.
б). Оранс -участок на лице человека, расположенный между глазом и ухом.
в). Оранс- фигура человека с руками, сложенными в молитвенном жесте.
1. Армлет- браслет размером больше похожий на наручи.
2. Армлет- портрет овальной формы.
3. Армлет- древнерусское женское височное украшение, полая металлическая подвеска. Предположительно во внутреннюю часть подобных украшений вкладывался кусочек смоченной благовониями ткани.
а). Назион— самая глубокая антропометрическая точка носолобной впадины. "Корень носа" -по грубоватой старине. Для привязки портретных построений -это замечательно зримое "вогнутое место". Место пересечения горизонтального носолобного шва с вертикальными носовыми костями.
б). Назион— Звериный образ-вставка. распространённая форма фигурного завершения кувшина- ритона, скульптурного оформления капители колонны, предмета мебели или ювелирного изделия.
в). Назион— Протетическая плоскость, воображаемая линия рта, один из основных лицевых ориентиров. Если человек зажмет в зубах линейку, то это будет эта та самая плоскость.
1 трихион - Бюрократическое или бюргерское полотно- большой групповой портрет. Обычно это -изображение собрания какой- то гильдии, цеха или просто большая семья, нарисованная на картине.
2 трихион - для хорошего шляпника -это самый нужный параметр. Антропометрическая точка находится на границе волосистой части лба по его средней линии.
3 трихион - Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость и пастозность мазка.
а). Гнатион— самая нижняя точка лица. Подбородочная точка. Нижний край нижней челюсти.
б). Гнатион, gnathion — охотничий портрет - не парадный, не помпезный, а наоборот, бытовой очень камерный. Например, сюжеты "Дети ловящие птиц", "Охотники на привале".
в). Гнатион —колонна фильтума. Находящиеся рядом с "бороздкой" фильтума две характерно выступающие колонны.
I) Квадрифолий- радужные цвета, образующиеся на гладкой поверхности металла или минерала в результате образования тонкой прозрачной поверхностной окисной плёнки. (Подобную гамму еще называют "цветовой побежалостью").
II). Квадрифолий- обязательное включение в парадный портрет колонны. Это символическое включение призвано подчеркнуть незыблемость власти и стабильность правления.
III). Квадрифолий (четырёхлистник) -многоугольного формата картина. Форма- мотив декоративного обрамления в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками.
а). Ма́сверк— Седьмой шейный позвонок. Его выступающая часть хорошо видна и служит хорошим ориентиром при рисовании поясного портрета и фигуры человека.
б). Ма́сверк— готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. Предварительная разметка такого орнамента проводится с помощью линейки и циркуля. Он заполняет стрельчатые арки, окна, и сочетается с розами и розетками.
в). Ма́сверк— Тип мужского портрета, когда изображенный демонстрирует, держа в руках, огромную медаль или бляху.
I) Скустинчик- отдельное произведение искусства в профилированном обрамлении. Произошел термин от "печки". Камин, появившись в богатом интерьере, стал признаком его роскошности. Каминный дымоход стал отдельной площадкой для живописи, его расписывали и украшали картинами. Сюжет "камина" был часто связан с домом, в котором он находился, с фамильным гербом, с портретом владельца или предка.
II). Скустинцчик- старинный русский головной убор.
III). Скустинцчик- крестьянский праздник, крестьянская свадьба. Жанр голландской жанровой живописи в XVIII веке, изображающий пирующих крестин.
а). Шпалера — Атрибут парадных служебных помещений. Официальный потрет правителя, обычно созданный и массово тиражируемый для оформления официальных мероприятий.
б). Шпалера —изгиб линии волос.
в). Шпалера — безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями.
I) Фалера - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины,
II). Фалера - решётка, служащая опорой для растений, часто на фоне фалер и изображают портретируемых.
III). Фалеры - военные награды в римской армии, отличительные жетоны, медальки, украшение. Термин дал название всему коллекционированию значков, бляшек, наградных знаков.
И. < папер < участок на лице человека, расположенный между носом и верхний губой.
Ё. < папер < фильтрум, участок на лице человека, расположенный между переносицей и кончиком носа.
О. < папер < портрет в полный рост.
А. Цестис- выпуклый шов, который иногда возникает в месте соединения левой и правой половинок губ.
Б. Цестис- особый широкий пояс, который крепится сразу под грудью, один из атрибутов античной богини Венеры.
1 флёр-де-лис- лотосовидные орнаментальные кисти, применяемые в декоре еще со времен древнего Египта.
2 флёр-де-лис - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка розы. В Розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имело значимый- литургический смысл.
3 флёр-де-лис — «ирис». Стилизованное изображение цветка. Гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур.
а). Субназале — способ организации целого посредством конъюнктивного соединения разнородных частей, статус которого может быть оценен в качестве частного приема художественной техники.
б). Субназале — в средневековой западноевропейской архитектуре — высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Имеет не конструктивное, а преимущественно зрительное значение.
в). Субназале —соединения пространства основания носа и верхней губы. "Та самая" изломанная линия, форма- контур. Это характерная красная кайма губ в свою очередь представляет собой место соединения нашей слизистой оболочки и кожи.
1 Комиссура. (лат. committo — соединяю) Сюжет девушка и ангел. Благовещенье. Каноническое изображение Девы Марии, где обязательно должен быть изображен какой-то "интерьерный мотив", чтобы евангельская фраза "и ангел вошел к ней" обязательно нашла себе место в повествовании.
2 Комиссура — в анатомии— соединение губ в углах ротового отверстия. В психологии и живописи- соотношение, наклон разница, между правым и левым уголками губ.
3 Комиссура- Саморазрушающееся произведение искусства, к этому жанру принадлежат "современное хрупкое искусство", или "эфемерное искусство".
а). Коносьер — В конце XVI -начале XVII века- портретный жанр, как изображение пирушки в виде античного застолья.
б). Коносьер — знаток и собиратель произведений искусства. Это тот, кто оценивает оригинальные произведения изобразительного искусства на основе эстетических взглядов. В своих суждениях он следует за своей интуицией, и его заключение должно быть обосновано детальным понимания произведения.
а). Клиторологий,- живописный прием, основанный на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне чётко различимыми отдельными мазками
б). Клиторологий, (др.-греч. от κλητός — «званый» + λόγος — «учение») в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела.
в). Клиторологий, —правильная расстановка, рассаживание персонажей по значимости и ранжиру.
1 Диадумен- иерархическим композиционное решение группового портрета, когда художник располагает не особо важных, второстепенных персонажей во втором и третьем ряду, сильно уменьшая их фигуры в перспективе.
2 Диадумен- изображение человека с ленточкой. Старинный канон фигуры человека, в котором изображен призер, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой).
3 Диадумен- (точка на лбу) символ из Индийской культуры.