Разобраться в приказе минтранса №15 от 20.08.2004 г., регулирующем режим труда и отдыха, не так то просто. В этой статье мы поможем выделить существенную информацию из этого документа и дадим вам рекомендации по их соблюдению.
Что важно: нормы приказа касаются только водителей, работающих по трудовому договору, и индивидуальных предпринимателей.
Что входит в рабочее время водителя?
В приказе №15 часто используется два схожих термина. «рабочий день (смена)» и «рабочее время». С ходу может показаться, что это одно и тоже. Однако, в юридических документах каждое слово имеет значение. Разница состоит в том, что не вся деятельность в течение рабочей смены засчитывается в его рабочее время по тахографу.
Что входит в рабочее время водителя (и индивидуального предпринимателя):
- предрейсовый медицинский осмотр по соотношению 1:1, то есть 30 минут потраченных на прохождение медосмотра равняется 30 минутам рабочего времени по тахографу.
- Работа вторым водителем, в составе экипажа транспортного средства по соотношению 2:1, то есть 1 час такой работы, равняется 0,5 часам рабочего времени. (Возможно с 1-го января 2021 года такая работа вообще перестанет учитываться как рабочее время)
- Работа по охране груза по соотношению 10:3, то есть от 1 часа такой работы не менее 18-ти минут засчитывается в рабочее время (возможно с 1-го января 2021 года это также исключат);
- ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузочные/разгрузочные работы, получение документов и пр. по соотношению 1:1, то есть 1 час такой работы равен 1 часу рабочего времени.
- Специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем по отношению 1:1, то есть 15-ти минутный отдых полностью засчитывается как 15 минут рабочего времени. Однако, перерыв, который длится от 30 минут до 2-х часов в рабочее время не входит вообще. При этом обратите внимание, закон предписывает что во время смены такой отдых может занимать не более 2-х часов.
Что не входит в рабочее время водителя?
Из рабочего времени и рабочей смены можно исключить следующее:
- Водителям регулярных городских и пригородных маршрутов общественного транспорта разрешается делить смену на две части перерывом, который должен длиться не более 3-х часов. Это время не входит ни в рабочее время, ни в смену.
- Водителям междугородних перевозок ежедневное время на отдых можно разделить так, что только часть отдыха будет считаться рабочей сменой и разделит ее на две части. Этот перерыв также не включается ни в рабочее время ни в смену ( работает только при суммированном учете рабочего времени.
Управление автомобилем в течение дня
Давайте отдельно разберем п. 19 приказа №15 минтранса РФ:
«Не позже чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа».
Первое, на что стоит обратить внимание, это фраза "не позже чем через 4 часа", что означает, что водитель может сделать первый перерыв в любое время по своему усмотрению, но не позже чем через 4 часа непрерывного управления.
Второе, это фраза "в дальнейшем перерывы … не более чем через каждые 2 часа", что означает, что водитель после перерыва для питания и отдыха должен останавливаться на специальный 15-ти минутный перерыв не реже, чем через 2 часа непрерывного вождения. Ниже мы привели выдержку из письма министерства транспорта, которая проясняет данную трактовку.
При этом, обратите внимание, что специальный перерыв засчитывается только в случае установки на тахографе режима "отдых". Вот письмо, разъясняющее данное правило:
Неделя и календарная неделя
Еще одной особенностью трактовки приказа №15 является различие между "неделей" и "календарной неделей". Так как в части текста приказа есть уточнение "календарная неделя", то в остальных частях текста, где обращение происходит к обычной "неделе", необходимо читать как 7 суток.
Возьмем для примера два положения действующего документа.
1. В п. 25, сказано: «отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха». Что означает именно семи-суточный интервал (обычную "неделю).
.2. А в п. 17, четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья (календарная неделя).
Нормы труда и отдыха в таблице
Помимо перечисленного в таблице следуюет обртать внимание на следующее. Для всех типов смен На городских и пригородных автобусных перевозках рабочий день можно разделить на две части (п. 13 приказа).
- Перерыв должен быть не позже первых 5 часов смены.
- Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня не должна превышать 2 часов, время на обед в перерыв не входит.
- Продолжительность перерыва может быть увеличена до 3 часов (на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локального нормативного акта работодателя и с согласия водителя).
- Перерыв между двумя частями рабочего дня не считается рабочим временем и в рабочее время не включается.
Как автоматизировать работу по контролю соблюдения режима труда и отдыха?
Контролировать выполнение режима труда и отдыха - очень затратное занятие. Для автопарка из 15-20 ТС такой контроль может легко занять до 100% времени специалиста по охране труда или инженера БДД.
А отсутствие контроля неизбежно будет приводить к штрафам за несоблюдение закона. Причем, как мы выяснили ранее, штрафам не малым.Чтобы решить получить необходимый контроль и не платить штрафы мы предлагаем автоматизировать эту работу при помощи специальной программы GR.CARDS.
Эта программа создана специально для работы с тахографами сотрудникам транспортного отдела предприятия. Она легко проверит все данные с тахографов и выведет все найденные нарушения в виде удобного отчета по каждому транспортному средству и водителю.
Все возможности данного программного обеспечения вы можете изучить по этим ссылкам:
Для каждого нового пользователя существует бесплатный 14-ти дневный тестовый период, в рамках которого вы с легкостью сможете проверить данные с любого количества тахографов и получить полный отчёт.
Учитывайте время работы ваших экпипажей и не подставляйтес под штрафы. С уважением, команда "Геороут"
Оригинал статьи доступен по ссылке: https://georoute.ru/how-to-observe-the-work-and-rest-mode-on-the-tachograph