А вот еще одна часть материала, подготовленная в печатный номер National Geographic Россия, где я работаю. Ив Контант, один из лучших авторов журнала, беседовал с последними свидетелями войны. Он говорит: "Здесь – голоса представителей уходящего поколения, своими глазами видевших ужасы самой масштабной в истории человечества войны. И пока свидетели Второй мировой готовы рассказывать нам о ней, мы должны использовать уникальный – и очень ценный – шанс. Чтобы помнить". Тут сложно не согласиться. Вот история 94-летнего Юрия Транквилицкого. Интересно, что выжить ему много раз помогали приемы самбо.
"...У меня было шесть рукопашных схваток с фашистами. И все они были не на жизнь, а на смерть..."
Юрий Транквилицкий, офицер
Уже в 18 лет Юрий Транквилицкий стал офицером, прошел подготовку по руководству на Западном фронте и получил в командование взвод фронтовой разведки. С этим периодом войны связаны его самые ужасные воспоминания. «У меня было шесть рукопашных схваток с фашистами, – вспоминает Юрий. – И все они были не на жизнь, а на смерть».
Одна из самых запоминающихся произошла в Белоруссии. Вражеский солдат спрыгнул на Юрия с крыши дома, ударил ногами в спину, чтобы тот упал, забрался ему на шею и стал душить. В какой-то момент Юрию удалось сломать противнику руку, и он закричал. В пылу драки Транквилицкий сломал ему вторую руку, хоть в этом уже не было необходимости, и убил его.
Вторая жестокая схватка также случилась в Белоруссии. Юрий и его товарищи выходили из болота недалеко от деревни. Вдруг он почуял неладное, обернулся и заметил нациста, целящегося в него. Юрий выхватил пистолет, но выстрелить не смог: болотная грязь забила дуло. Оружие врага, как по волшебству, тоже не стреляло. Тогда нацист бросился вперед и попытался ударить в пах, но Юрий схватил его за ногу и ловким приемом порвал ахиллово сухожилие. Враг был обезврежен.
«Словом, в моей военно-спортивной карьере было шесть крупных побед, – говорит Транквилицкий. – Шесть побед и шесть нацистов, которых я победил с помощью приемов самбо, а призом стала моя жизнь».
Как и многие люди, прошедшие войну, он по сей день (сейчас ветерану 94 года) хранит свой «сувенир». Юрий признается, что если бы не эта вещица, его бы не было в живых: «Меня осыпало довольно большим количеством осколков. Один из них попал почти в самое сердце, но у меня в кармане был маленький кожаный кошелек. Я до сих пор храню его дома. Осколок разрезал кошелек, мою одежду, мышцу и вонзился в ребро. Если бы не он, меня бы здесь не было».
Только подумать – шесть раз приемы самбо спасали Юрию жизнь. А если бы до войны он пропускал тренировки, относился к ним пренебрежительно?
А здесь еще немного голосов – других свидетелей Второй мировой.
Zorkinadventures. Опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.