Найти в Дзене
TIME PSYCHOLOGY

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В литературе встречаются различные обозначения синдрома Мюнхгаузена by proxy (#синдром Мюнхгаузена по доверенности - #смд )

  • «делегированный синдром Мюнхгаузена»,
  • «синдром Мюнхгаузена «от третьего лица»,
  • «фальсифицированное или вызванное расстройство у детей (Fabricated and Induced Illness),
  • «синдром голословных утверждений» (Parental Alienation Syndrome).

В США и Англии СМД чаще упоминается как «имитируемое расстройство по доверенности» (factitious disorder by proxy).

В 1977 г. английский педиатр R. Меadow описал два случая экстраординарного поведения матерей, одна из которых пыталась отравить своего маленького ребенка избыточным количеством соли, а другая добавляла свою кровь в образцы мочи ребенка, которое было им расценено как синдром Мюнхгаузена by proxy.

В настоящее время синдром Мюнхгаузена by proxy рассматривается в качестве подтипа, так называемого имитируемого расстройства (factitious disorder), объединяющего группу психических отклонений, связанных с намеренным представлением пациента в роли больного при отсутствии очевидной выгоды.

Также можно выделить «делегированный» вариант описанного F. Johnstone синдрома Альбатроса в виде настойчивого стремления родителей детей с ипохондрическими расстройствами, вопреки разубеждениям врачей, к повторному посещению различных специалистов, госпитализациям и различным обследованиям в поисках «причины» недомогания у детей.

Еще один вариант созвучного существующему в нарративной клинической практике понятие «#doctor shopping », когда родители постоянно обращаются с жалобами к разным врачам, не удовлетворяясь полученной помощью и настаивая на своем диагнозе и лечении.

#Симуляция болезни ребенка родителями по внешним прагматическим мотивам (служба в армии, получение инвалидности, пособий и т. п.), определяется как преднамеренное вызывание или имитация соматических или психологических симптомов или инвалидизации.

Достаточно большое количество исследований посвящено изучению различных психиатрических аспектов СДМ.

Согласно рекомендациям международного мультидисциплинарного комитета экспертов, специально созданного в 1996 г. с целью разработки критериев идентификации данного синдрома:

#СМД представляет собой тяжелую и трудную в диагностике форму жестокого обращения с ребенком, для которой характерны фабрикация, аггравация или индукция симптомов болезни у последнего.

С 1995 г. в американском диагностическом и статистическом руководстве DSM-IV были впервые представлены диагностические исследовательские критерии для изучения СМД с целью последующего включения в классификационную систему.

Впервые СМД как самостоятельное расстройство введен в рубрификацию ДСМ-5 в 2013 г.. Диагноз в данном случае ставится человеку совершающему неправомерное действие, не жертве.

По мнению Barber & Davis (2002) среди наиболее частых форм проявления СМД отмечаются «судороги» и обмороки (прямой обман о наличии признаков эпилепсии и использование препаратов, которые могут вызывать псевдоэпилептические припадки, удушение и др.), вызывание сонливости и вялости (использование препаратов, тормозящих ЦНС).

Поведение таких родителей может принимать разные формы.

В одном из определений СМД представлен как «дискуссионный термин, который используется для описания поведенческой схемы, согласно которой персона, ухаживающая за больным, умышленно преувеличивает, фабрикует и/или индуцирует физические, психологические, поведенческие нарушения, и/или проблемы, связанные с психическим здоровьем, у тех, кто находится в их попечении».

К СМД могут быть отнесены дети с психическими расстройствами, родители которых умышленно искажают клиническую картину, провоцируют или фальсифицируют болезненное состояние ребенка, которому наносится вред навязыванием неадекватной помощи имеющимся психопатологическим проявлениям роли больного - ненужными частыми госпитализациями, процедурами и неправильным лечением.

В рабочем определении СМД, помимо закрепленной возможности путем обмана вызывать психологические и поведенческие признаки и симптомы у других зависимых персон, преимущественно у детей, внесено важное дополнение:

В случае наличия предшествующего расстройства могут намеренно преувеличиваться существующие признаки болезни, фальсифицироваться или вызываться дополнительные симптомы с целью поиска помощи и представления ребенка в роли больного.

В качестве лиц, способствующих появлению синдрома, как правило, выступают родители, чаще всего матери, хотя бывают случаи, когда отец также участвует в описании «клинических» симптомов.

D. Rosenberg представил «семейный портрет» при СМД:

Четверть всех матерей имели среднее медицинское образование, 10%-30% из них сами страдали синдромом Мюнхгаузена, семья обычно была неполной или отец часто и подолгу отсутствовал (например, в семьях военных).

По данным исследований, часть родителей с СМД стремится привлечь к себе внимание присваиванием себе роли больного by proxy.

Первичной мотивацией у некоторых матерей при этом является получение помощи или вмешательства извне посредством больного ребенка, у других - добиться уважения в качестве «очень преданных родителей тяжело больного ребенка».

Также указывается на чрезмерно активное стремление «помочь» ребенку, которого, по мнению матери, лечат неправильно.

У отдельных фальсификаторов преобладает стремление к манипуляции и тайному контролю над людьми, желание обмануть авторитетных людей - не только врачей, но и учителей, социальных работников, юристов.

Вовлеченные в СМД дети, помимо физического вреда, причиненного провоцированием болезненных симптомов, проведением избыточных исследований и назначением неадекватного лечения, имеют неблагоприятные психосоциальные последствия в виде нарушений в эмоциональной сфере и поведении, изоляции из детской среды, нарушения психосоциального и личностного развития.

По данным M. Sanders, пребывание этих детей в поддельной роли больного может формировать стремление к этой роли во взрослом возрасте.

Кроме того, более половины детей получают косвенно психологическую травму, вызывающую нарушения в эмоциональной сфере и в поведении, непосещение школы и выраженные нарушения концентрации внимания.

Семейные условия, в которых сфальсифицированное или вызванное заболевание протекает, также могут объяснять тот факт, что до трех четвертей впервые выявленных детей с СМД страдают от других форм плохого обращения, невыполнения родителями своих обязанностей в отношении ребенка, дополнительных фальсификаций или неадекватного лечения лекарственными средствами.

По данным G. Adshead et al., непосредственная связь между каким-либо конкретным психическим расстройством и жестоким поведением по отношению к детям отсутствует.

В то же время отмечается наличие психических проблем у матерей, «индуцирующих» болезни у своих детей, связанных с недостатком психологической поддержки в семье, проблемами в браке, а у части из них - серьезной психиатрической патологии.

По данным C. Bools et al., имеются указания на высокую частоту пограничных расстройств личности у лиц, занимающихся фальсифицированием заболевания, а также на нарушения в воспитании детей и в заботе о них, опосредуемые типом привязанности у матерей с этим расстройством.

Установлена определенная взаимосвязь между симптомами соматизирующих матерей и симптомами, чаще всего фальсифицируемыми у детей, между пережитым матерями опытом жестокого обращения в детстве и СМД.

Влияние психического насилия на развитие ребенка может иметь значительно более тяжелые последствия, чем физическое насилие.

По мнению G. Adshead et al., взаимообратные отношения поведенческих ролей могут иметь большое значение при этом типе жестокого обращения.

G. Gray, A. Bentovim (1996) подчеркивают связь небезопасной привязанности с неразрешенной тяжелой утратой, так как реакция на последнюю может стимулировать отношение матери к ребенку как к более больному, чем он есть на самом деле и бояться, что потенциально опасное заболевание может быть пропущено.

На сегодняшний день проблема выявления СМД и привлечения родителей с проявлениями СМД к прохождению индивидуализированных лечебно-реабилитационных программ остается недостаточно изученной.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.