Или так называемый пубертат. Начинается он примерно в 12 лет и заканчивается около 17-ти. Конечно, в зависимости от особенностей ребенка, подростковый период может начаться и закончиться немного раньше или позже.
В этом возрасте авторитетность родителей очень сильно умаляется, если совсем не пропадает. Чадо, которое находится на перепутье между детством и взрослой жизнью, начинает искать авторитет в кругу своих сверстников или ребят постарше. И начинает остро антагонировать всем идеям и предложениям родителей (и в целом прежде авторитетных фигур, в лице тех же учителей). Подошел этап сепарации.
Сами же родители к этому обычно не готовы (даже если думают, что готовы). Они стараются усилить контроль за ребенком и вернуть свой авторитет. Что приносит плоды, диаметрально противоположные ожидаемым. Чем сильнее давление, оказываемое на дитя, тем сильнее это дитя отдаляется.
В этот период происходит формирование внутренних идеалов и ценностей ребенка. И в целом, появляется стремление к самоидентификации в обществе и становлении взрослым. Несмотря на то, что в этот период родителям бывает очень сложно (а чаще даже невозможно) объяснить своему ребенку что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя; интенсивность прохождения чадом пубертата напрямую зависит от родителей. Если к 12 годам у ребенка уже сформировалось представление о хорошем/плохом, можно/лучше не надо. А также если ребенок уже приобщен к какому-то делу (спорт, музыка, танцы…), в подростковом периоде родителей ожидает что-то сродни импульсивным желаниям ребенка постоянно экспериментировать с цветом волос. Но если к этому возрасту ребенок еще не самоутвердился в жизни и не приобщился к какому-то делу, могут начаться эксперименты с алкоголем/курением.
Что вообще свойственно в этом возрасте подросткам:
- особое внимание к своей внешности;
- завышенная или заниженная самооценка;
- тревожные состояния;
- первая любовь;
- частая смена настроения;
- отстаивание границ;
- потребность в признании;
- потребность в уединении;
- проявление агрессии в сторону родителей, взрослых.
Из подросткового периода ребенок должен выйти с осознанием причинно-следственных связей и пониманием того, что любое действие имеет последствие. И что за свои действия ответственность будет нести именно он, а не друзья/учителя/родители. Это период экспериментов. Они могут быть безобидными или достаточно опасными, но каждый человек проходит этот период взросления. И каждый должен его пройти.
Бывает и так, что в возрасте, предназначенном для пубертата, ребенок его не проходит. Это может быть из-за воздействий каких-либо внешних факторов или по ряду других причин. В этом случае, человеку придется проходить подростковый период в более зрелом возрасте, ведь это – кризис, который необходимо пройти каждому. Во взрослом возрасте пубертат может наложиться на другие кризисы личности/отношений/и тд. Что может привести к серьезным жизненным трудностям. Поэтому, в случае с кризисом подросткового возраста (как и со всем другими кризисами) как нельзя лучше подходит фраза «всему свое время».