Тревожность никогда не была подарком для тех, кто ею страдал. И среди моих доверителей многие приходили за помощью к психологу именно из-за нее.
Однако сейчас все настолько усугубилось, что я счел необходимым уделить этой теме отдельную статью.
Но - пойдем по порядку.
1. Тревожность - от нормы до патологии
Никому не нравится испытывать чувство страха. А, тем не менее, оно абсолютно необходимо для нашей нормальной, счастливой и, что немаловажно, - долгой жизни. Потому что совсем уж бесстрашные люди, как правило, долго не живут.
Здесь я бы провел аналогию с болью. Вот уж точно, что никому не нравится испытывать! Но лиши человека боли - и он сразу оказывается в зоне риска. Прикоснулся к горячему и не заметил. Подвернул ногу - и пошел дальше. Или ужасный пример из статьи моей коллеги Дарьи Стронг: она, будучи в то время героин-зависимой, упала с лестницы. Как позже выяснилось, сломала при этом позвонки. Но героин напрочь отбивает болевой рефлекс, и Даша со сломанным позвоночником... пошла дальше.
Очень скоро это привело ее к невозможности передвигаться без коляски. Слава Б-гу, она нашла в себе силы побороть и аддикцию, и неподвижность, чудовищным усилием воли и йогой заместив природную поддержку спинного мозга мышечным каркасом.
Можно привести и другие, более бытовые, но не менее опасные примеры нехватки страха: переход перед близко идущим транспортом, прыжки в воду в незнакомом месте, проведение досуга с незнакомыми людьми и т.д.
И, тем не менее, избыток тревоги и страха, хоть и не убивает сразу, но вполне способен испортить человеку жизнь в целом. Приведу для примера случай из моей практики, описанный здесь.
2. Почему я пишу эту заметку именно сегодня.
Потому что излишняя тревожность и панические атаки, разумеется, были всегда. Но именно сегодня они приобретают характер эпидемии, если не сказать сильнее - пандемии.
Конечно, ни с того, ни с сего, такое не происходит. Причина есть, и лежит на поверхности. Да, ковид-19 собирает свою жатву не только в виде опасных пневмоний и тромбоэмболий, но и в виде массовых тревожных расстройств.
Мне на этот тезис некоторые возражают: я, мол, молодой, коронавируса не боюсь.
Замечательно! А кризис вас никак не коснулся? А ваших детей? А за родителей не страшно? А вот вы мечтали в отпуск в Лувр съездить - удалось?
Естественно, ничего подобного таким "отрицателям" я не говорю, у меня другая профессия, с обратными устремлениями. Но ведь все именно так! Практически не осталось людей, так или иначе не задетых неприятными событиями 2020-го года. А, соответственно, резко выросло количество граждан с выраженной тревожностью или даже с патологическими проявлениями этого - в норме необходимого - свойства.
3. Побоится и успокоится? Не всегда, к сожалению
Здесь еще надо сказать про российские национальные особенности. Мы не сильно трусливы по жизни, слишком многое видели. Мы терпеливы. Не очень любим ходить по врачам, и еще меньше - к психологам и психиатрам.
Наконец, у нас у всех есть сильная надежда на мощный аргумент, который именуется АВОСЬ. Авось пронесет. Авось вывезет. И так далее.
Причем, иногда тревога и нежелание пойти к врачу (вообще-то, противоположные качества) совпадают в одном человеке настолько удивительно, что просто диву даешься.
Так, один доверитель (скорее - уже непростой пациент), был буквально приконвоирован ко мне его супругой. У него тряслись руки; оставшись один на один, он расплакался. Перед этим два дня он не вышел на довольно ответственную работу (жена прикрыла, соврав, что простыл - сам говорить не мог, голос слишком дрожал). Его так накрывали панические атаки, что мне пришлось подключать толкового терапевта. И толкового психиатра тоже, потому что я не имею права выписывать фармпрепараты, а ему, помимо психологической помощи срочно требовалась психофармакологическая.
Я также не имею права называть препараты, но для понимания их воздействия, можете посмотреть на нашем канале мои статьи про принципы работы психотропных медикаментов:
"Психофармакология. Часть 1. Почему она так нужна, и почему так опасно самолечение"
"Психофармакология. Часть 2. Антидепрессанты"
"Психофармакология. Часть 3. Нейролептики, антипсихотики"
Здесь, правда, одна загвоздка: статью про анксиолитики (специфически противотревожные средства) я еще не закончил. Но постараюсь дописать, с учетом ситуации, не откладывая в долгий ящик.
Так вот, в случаях, когда человек тревожен в высокой степени, да еще долгое время, то ждать не надо, следует быстро искать помощь.
И потому, что подобное состояние мучительно для людей, часто лишая их работоспособности. И потому, что высокая тревожность живет не сама по себе: она обязательно сказывается на соматическом здоровье.
А если точнее - обязательно отрицательно сказывается.
4. Душа и тело - неразделимы.
Из рисунка 1, который приведен выше, четко видно, как психологические (психиатрические) проблемы жестко взаимосвязаны с телесными.
Я уже не раз ссылался на исследования по кардиологии (данные за 2015 г., но и сейчас вряд ли что-то сильно изменилось). Согласно им, каждый шестой (!!) пациент, сидящий в поликлинике в очереди к кардиологу, вообще-то должен лечиться у психолога или у психиатра. Либо, по крайней мере, с их ведущим участием.
В том же докладе Марины Викторовны Путилиной она приводит данные, что тревожно-депрессивное расстройство увеличивает, например, риск инсульта (при прочих равных обстоятельствах) в четыре раза (!!).
Но мы видим и обратную зависимость. Уже наработанные данные по постковидным патологиям показывают выраженные психопатологические реакции:
*Отрицание факта заболевания;
*Агрессия с гневливым эффектом, чувством внутреннего напряжения, конфликтностью, неприятием вынужденной изоляции, поиском виноватых;
- Избегание социальных контактов;
- Быстрое истощение психических процессов;
- Подозрительность.
Эти данные я тоже взял из доклада проф. Путилиной, а она, в свою очередь, из свежайшей статьи пятерых ученых (Wang, Hu, Feng, Wilson и Chen) от сентября 2020 г.
Другими словами, психопатологии вызывают соматические проблемы, а соматические проблемы провоцируют психопатологии. Хотя странно было бы, если бы это работало как-то иначе.
5. Почему так получается? И, главное, что из этого следует!
В принципе, неразрывная связь тревожности и соматики вполне укладывается в ведущую на сегодня моноаминовую теорию тревожных расстройств, связывающую их с нарушениями баланса в основном следующих нейромедиаторов: серотонина, гамма-аминомасляной кислоты, норадреналина, дофамина, гистамина и некоторых других. (Подробнее в этой заметке вряд ли стоит писать. Смотрите прежние материалы, и еще напишу отдельную подробную статью для интересующихся).
А что из этого следует?
Да то, что и лечить эти проявления - психические и соматические - необходимо вместе и одновременно.
Вот этого, к сожалению, пока добиться не удалось. Из доклада проф. Путилиной следует, что лишь 16% врачей принимают во внимание, что наряду с "соматическим" диагнозом почти наверняка "под руку" идет психопатологический. Остальные 84%, даже замечая тревогу или депрессию (или то и другое вместе, коморбидность здесь частая), считают это нормой. Типа - "услышал диагноз и расстроился, а это нормально".
На самом деле, это не нормально, а естественно. И разница - огромная. Если нормально - то "сопутствующую" психопатологию можно не лечить. А если естественно - то лечить нужно обязательно. Второй путь гораздо более эффективный для пациента, потому что нелеченная соматика "портит" психику, а та, в свою очередь, утяжеляет соматические проблемы. Круг замкнулся, и этот круг - порочный.
6. Как разорвать порочный круг?
Конечно, лечить - дело врачей. Но чем более сведущ в своих проблемах пациент, тем больше у него шансов выздороветь.
А потому - даю простейшие инструменты для собственной психодиагностики. Нижеприведенный краткий опросник никоим образом не заменит ни терапевта, ни психолога с психиатром. Однако вполне может подтолкнуть человека к столь необходимому визиту к специалисту.
Задаем себе вопросы. Отвечаем, особо не раздумывая, ориентируясь на последнюю неделю, или даже 3 - 5 последних дней. Набрали до 7 баллов - остались в норме. От 7 до 9 - нашли (заподозрили) субклиническую тревогу и/или депрессию. И, наконец, от 10 баллов и выше - обращайтесь за помощью. Она необходима.
Еще одна полезная табличка из вышеупомянутого доклада - признаки соматоформного заболевания. Их несколько, здесь собраны главные. Например, где-то побаливает, однако, объективные исследования никаких проблем не обнаружили.
Или резкое облегчение наступает даже после диагностических процедур. Или "все болит по очереди". И так же внезапно проходит, сменяясь совершенно другим симптомом.
Если вы ощущаете подобные вещи - лучше посетите психолога или психиатра. Да и самому себе в этом случае можно помочь. Потому что ненужную тревожность можно существенно снизить не только фармпрепаратами, но и соответствующими безмедикаментозными приемами (см. ссылки в конце заметки).
7. Чем же все закончится?
Да хорошо все закончится, я уже не раз говорил это. И в самый разгар первой волны коронавирусного психоза, и сейчас.
Хорошо все закончится.
В истории человечества полно примеров гораздо более опасных пандемий, типа чумы, оспы, той же "испанки" в начале 20-го века. И ничего, человечество живо.
А наша сейчас задача - сохранить свое здоровье и нервы, тем более, как вы поняли, это практически одно и тоже.
Не поддавайтесь панике. Не слушайте кликуш. Спокойно смотрите в будущее и планируйте его (хотя и с возможностью сдвига планов). И, конечно, мойте руки и носите маски. Отдельный совет - приходя домой, уже вымытыми руками промывайте с мылом ноздри.
И все у нас будет хорошо.
Ниже приведу ссылки на опубликованные ранее заметки с полезными приемами борьбы с тревогой:
- Безмедикаметозные лайфхаки... Часть 1.
- Безмедикаметозные лайфхаки... Часть 2.
- Безмедикаметозные лайфхаки... Часть 3.
На сегодня - все.
Вопросы по тел./вотсап +7 985 9992364
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.