Просто сваять и оформить проект недостаточно, надо еще его грамотно преподнести.
Подготовка
Как я писала в предыдущем тексте, «тронная речь» готова, презентация тоже. Все выверено по времени. Что со всем этим делать дальше?
А дальше – самое важное. ОБЯЗАТЕЛЬНО отработать ответ в связке «ученик-учитель» или «ученик-родитель» (смотря кто за компьютером будет переключать слайды).
ОСОБЕННО это актуально для начальной школы. Почему? Да они просто не успевают следить и за текстом, и за слайдами. И часто бывает так: ребенок изо всей силы фигачит текст (наизусть или по бумажке), а презентация бежит вперед или не успевает. И он, допустим, про собаку, а на экране улитка. Как мы только в свое время с этим не прыгали. И писали «СЛАЙД», и цветом выделяли. В общем, идеальный вариант, это когда перед учителем лежит текст с размеченными слайдами, и он вовремя «ловит» нужный момент.
Отсюда вывод какой? Надо несколько раз все отработать. Иначе у выступающих будет очень печальный вид.
В более старшем возрасте эта проблема снимается. Например, дочь просто кивала головой в сторону преподавателя. А когда та "ловила ворон", Бездна интеллигентно говорила:
-Дальше, пжжалста. )))
Да, еще. Многие уверены, что текст ребенок должен выучить наизусть. Нет, это не обязательно. Вполне допустимо «подглядывать». Но лучше, конечно, максимально рассказывать. Я бы посоветовала купить вот такой планшет.
Очень удобно листочки перелистывать, и ничего не путается и не падает.
Часто дети теряются и от испуга начинают все-все читать, хоть и могут сами. Это уже вопрос опыта. На первой конференции испугаются, на второй уже нет.
На самом деле, мне даже одна старшеклассница сказала:
- Это очень страшно – там выступать. Все смотрят.
При мне были случаи истерики и обмороков. Да что далеко за примером ходить, дочери на первой в ее жизни городской конференции стало плохо. Пришлось срочно нестись в туалет, потом просить в столовой горячий чай. Потом она мужественно вернулась и рассказала-таки проект! Первое место заняла.
На школьной конференции один раз мальчик ни с того ни с сего зарыдал. Вроде читал, все нормально, все кивают, все очень доброжелательны. И вдруг расплакался. Так что тяжело это для детей.
Поэтому, если вы помните, я очень резко реагировала на комментарии двух человек. Это к статье «Впервые в истории школы! Не учитель ведет ученика к завучу, а наоборот». Знаете, дети работают, стараются, готовятся, верят, что это кому-то нужно и интересно. Волнуются, им плохо становится. А тут мне пишут что-то типа:
- Фу, ваши грамотки никому, кроме вас, не нужны. Да и что там такого дети сделают, все это чепуха и ерунда. Кому это вообще нужно. Уж точно не учителям.
Ну вот, хотя бы:
… И да, такие проекты в самом деле никому не нужны.
… У меня этими грамотами вполне можно оклеить туалет. Толку от них?... Так что берите их себе, клейте на все стены.
… Никаких учебных лабораторий или еще чего для проведения в школах "исследований" не создано… (Замечу в скобках: а разве для проекта обязательно нужна лаборатория?)
… Ваш диплом, поверьте - это просто одна-две строчки в отчете директора… (И опять замечу в скобках – вот за этим презрительным «ваш диплом» - работа ребенка, его волнение, его обмороки.)
… Учителю Ваши проекты - только на полку поставить в пыльный угол…
… В школьных проектах нет ничего сложного… (Ага, все элементарно. Дети без помощи взрослых их пачками делают по любому предмету.)
… Работа с информацией в интернете - метод исследования? (Да-да, один из методов исследования.)
… Эти проекты - очередная придурь министерства, в которую верят только сильно экзальтированные мамочки. (И добавлю: и дети. Которые как раз все это и переживают.)
… Эти работы интересны только самим учащимся и никому более. (Вот и финал. Парьтесь, дорогие детки, расстраивайтесь из-за своих неудач, радуйтесь своим успехам, но, кроме вас, это никому не нужно.)
… Ценность детского проекта важна только для самого ребенка и его родителей. Вы же понимаете, что там нет никакого настоящего научного изыскания. Или Вы и в науке так же "компетентны", что будете это утверждать? А школе важна массовость. Важно, что каждый ребенок имеет проект. (Мне тут многие рассказывали о проектах, которые делали их дети. Вы согласны? Действительно, никакого научного изыскания? Фуууууу, вот как мерзко.)
Противно, противно и еще раз противно. Потому что я, я лично видела этих зеленеющих на глазах детей. Я видела, как дети терялись, когда такие вот учителя-пофигисты, которые совали на конференцию «сырой» проект, от балды гоняли эти слайды и не могли найти нужный. Потому что есть дети, которые честно пашут над этими проектами, а вы, уважаемые комментаторы (и, к сожалению, еще и учителя) крутите носами. Это гадко и мерзко по отношению к детям. Вы почитайте в комментариях, сколько тут интересных проектов описали. И это без «настоящего научного изыскания»?
Так что процитирую еще раз себя:
-И подумайте на досуге еще вот о чем: ведь наступит день, когда вам руководство велит срочно посылать того же ребенка на конкурс чтецов, проектов и прочего. И уже ВАМ это будет надо. Это будут с вас требовать. И ВЫ подойдете к такой Бездне. А она вам скажет: «Марьиванна, а это мне не надо, это не входит в учебные планы. Мне некогда, я к репетитору пойду. Я не хочу на это тратить свое время после уроков/в каникулы.» И уже ВЫ будете ходить и искать того, кто согласится пойти на мероприятие. Вам проблемы детей (которые вы же им и создаете ) не нужны, так и им ваши проблемы не нужны. Мало ли что там от вас требуют. Крутитесь сами. ))))
Простите, я немного отвлеклась. Но, знаете, реально накипело.
Выступление
Начну с описания реального случая. Опять же, с дочерью это было. Школьная конференция, там в одной секции 2 и 4 класс. Кстати, второй четвертому сто очков вперед дал. И именно потому, что с ними учительница/родители вроде меня отработали. И вот, выходят дети, включают слайд с титульным листом и читают (многие вообще по слогам):
- Школа такая-то, класс такой-то. Проект такой-то подготовила ученица класса…школы.
Выходит моя дочь. Я сижу со слайдами, то есть как раз лицом к комиссии. Ребенок деловым жестом поправляет на носу очки и вещает:
- Здравствуйте, уважаемые члены экспертной комиссии, а также преподаватели и учащиеся. Проект, который я предлагаю вашему вниманию, называется…
Я видела лица членов пресловутой экспертной комиссии. Я сразу поняла – уже не очень важно, что она там еще провещает, это уже победа. Собственно, так и получилось. Они ко мне еще поодиночке подошли по дороге в актовый зал и сказали:
- У вас первое место. Вы победили.
А кто ребенка научил? Я научила. )))))) (Могу я хоть немного попучиться от гордости, а? Ну, совсем чуточку. ))))))
И еще перечислю несколько важных моментов.
- Если есть возможность, стоит заготовить раздаточный материал, желательно распечатанный на цветной бумаге. Например, реквизиты зоозащитной группы, список спортивных секций и так далее. И гордо все это всем выдать.
- Задом к аудитории не вставать! Надо эдак полубоком.
- Обязательно поздороваться и представиться.
- Все рассказали – НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА МЕСТО БЕЗ КОМАНДЫ. У комиссии будут вопросы. Точнее, они обязаны хоть один вопрос задать. В идеале надо сказать что-то типа:
- Спасибо за внимание. А теперь я готова ответить на ваши вопросы.
Кстати, по поводу вопросов. Можно специально что-то недоговорить, например, про дальнейшее развитие проекта – тогда очень большая вероятность, что этот вопрос и зададут. Или еще вот так бывает: комиссия толком не знает, что спросить (у дочери как-то на теме по переводу сидели одни русисты, они там реально были несколько…задумчивы). И задают вопрос по тому, что уже было рассказано. То есть это уже звучало. Дети часто начинают теряться:
- Я же это сказал, а опять спрашивают. Неправильно сказал? Надо что-то другое отвечать?
Не надо в этих случаях теряться, надо просто спокойно ответить. Можно теми же словами, что и до этого.
И еще любят спрашивать:
- А почему не рассмотрели вот этот или вон тот аспект?
В таких случаях помогает магическая фраза:
- Это может быть темой моего следующего проекта. )))))
А что может быть темой следующей статьи? )))
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Весь цикл о проектах:
Мои скромные советы по поводу написания школьных проектов. Как писать введение
Темы школьных проектов и актуальность
Вот о чем я писала 27 октября в прошлом году:
Долой расхлябанность и разгильдяйство при подготовке к экзаменам
В 2018 году: