Недавно разбирал (со своей точки зрения) рассказ о некоей даме, и там была фраза — выросший сын не пускает в свою комнату.
Вот от этого почему-то некоторых особенно бомбануло. Возмущались — ах, бессовестный мальчишка. В свою комнату мать не пускает, не любит ее, нехороший киндер.
Стоп, стоп, стоп, дамы (особенно дамы, потому что ни один мужчина этому не возмутился). У меня вопрос: а разве ребенок не имеет право на свое личное пространство? И еще — у каждого поступка, у каждого нашего решения есть причина. И у детских, и у подростковых поступков и решений — тоже. Не надо детей и подростков глупыми, не надо думать, что они руководствуются исключительно капризами.
Начнем с того, что личное пространство каждого человека — неприкосновенно. Для того, чтобы войти в комнату взрослого человека хорошим тоном считается постучать и дождаться разрешения. Если кто-то этот ритуал не соблюдает, то этот «кто--то» считается невоспитанным человеком.
Кстати, это работает даже в случае если вы муж и жена. НЕ надо ломиться в личное пространство без стука. Даже у мужа и жены существуют моменты, когда человек предпочитает находиться один. Правильно? Правильно.
Так почему ребенку в праве на неприкосновенность личного пространства мы взрослые, так стремимся отказать? И не надо про воспитательные моменты или надзор. Ребенок или подросток в семье — не в тюрьме, а родители — не надзиратели.
Подростки начинают так резко защищать сое личное пространство в том случае, если туда не только ломятся, но еще и «ноги вытирают» в самого подростка. Например, обыскивают вещи.
Во-первых, это проявление недоверия к собственному ребенку. Представьте, подростков такое оскорбляет — особенно если они не делают ничего «противозаконного». А если делают — вы все равно не найдете. Подростки, особенно при родителях, которые любят все прошерстить, становятся очень осторожны.
Во-вторых, это яркое подтверждение того, что за полноценного человека вы подростка не считаете.
У меня коллега (читает канал) по этому поводу вот что сказала:
— В классе шестом у нас была мода — вести девчачьи дневники. Песенки там всякие, рисунки, «анкеты», записи — кто тебе нравится, кто кому нравится… Ну, вякая чушь. Ничего серьезного или преступного, однако это было МОЕ личное, и я не хотела чтобы кто-то лез без разрешения. К тому же я знала маму. Она бы стала смеяться, назвала все глупостями. Поэтому тетрадку эту клала в стол, на самый низ тетрадной стопки. А однажды пришла домой, у меня со стола все убрано, а посреди стола лежит эта тетрадь. Я поняла, что пока меня не было, мама проверила и прошарила все, все мои записи, и вот это читала, и даже не постеснялась продемонстрировать это, и положила на виду, чтобы я типа «размышляла над своим поведением».
Когда она попыталась мне читать лекцию, что умные девочки такими глупостями не занимаются, что она очень разочарованна в моих подружках — они не моего круга, раз пишут глупости, что она очень разочарованна во мне — что я до такого уровня опустилась, я в ответ не выдержала и закатила истерику. Ответила ей, то она — бессовестная, что она тайком лазит по чужим вещам, как вор. Я ей высказала все, что она говорила мне, когда объясняла, почему нельзя лазить по ее вещам — я однажды маленькая взяла у нее пудру.
Со мной не разговаривали неделю. Требовали, чтобы я извинилась. Я ответила, что мне извиняться не за что, это она лазила по моим вещам без спросу и что раз так — нечего заходить в мою комнату. Она давила на то, что она мать, ей можно, и квартира — ее. Но я все равно не извинилась. А она не прекратила тайно лазить по моим вещам. Правда, ничего ни разу больше найти я ей не дала. Просто знала — залезет. До сих пор, а уж больше двадцати лет прошло, не оставляю без пароля ни ноутбук, ни телефон, а комната — на замке, на случай маминого визита, потому что ведь полезет… «Она ж мама, ей же можно».
Гадко история звучит, да? А ведь подобные случаи — сплошь и рядом. Так что если подросток ощетинился, защищая личное пространство, стоит не на подростка катить, а задуматься — может, стоит не искать его прегрешения, а если уж опасаетесь чего — быть ему другом, а?