Найти тему
Морская коллекция

Флот Португалии. Список статей и справочные данные.

Португальский военно-морской флот (Marinha Portuguesa) один из старейших ныне существующих флотов стран мира. Он был создан королем Диниш I 12 декабря 1317 года. На счету португальских мореходов открытие морского пути в Индию Васко да Гама, открытие пути в Индийский океан вокруг Южной Америки через Магелланов пролив. Португальцы начинали "освоение" европейцами Японии и Китая. Они создали первую в мире колониальную империю, раскинувшуюся на всех континентах планеты. И они последними в мире ее сдали в 70-х годах 20-го века.

Но история была не слишком благосклонна к Португалии. После португальского династического кризиса в 1580 году португальский престол перешел к испанским королям на правах унии. Лишь в 1640 году португальцы снова обрели независимость. Противостояние с соседней Испанией сделало Португалию вечным союзником, а позднее сателлитом Англии. Метуэнский договор 1703 года поставил всю экономику Португалии под британский контроль и убил местную промышленность. Португалия попала в полную зависимость от британской короны, португальский флот воевал за интересы Альбиона.

Катастрофическое землетрясение 1755 года еще более ослабило страну. В первой половине 19-го века Португалия пережила длительную борьбу с наполеоновским нашествием, гражданские войны, независимость Бразилии. Остатки знаменитого португальского флота сгорели в этих катаклизмах.

К середине 19-го века, началу эпохи брони и пара, Португалия была бедной и зависимой страной. Создавать новый паровой и броненосный флот ей было не на что , да и незачем. Страна находилась под английским "зонтиком".

Единственным крупным кораблем португальского флота стал броненосный корвет "Васко да Гама", построенный в Англии в 1878 году. Однако к концу века ситуация изменилась. Заканчивался срок английских гарантий "территориальной целостности" Португалии, а сама Британия в ультимативном порядке "отжала" у Португалии захваченные ею земли между Анголой и Мозамбиком. А потом и вовсе собралась забрать "за долги"( Португалия имела громадный внешний долг) португальские колонии, разделив их с Германией . В итоге лорды и пэры предпочтут сохранить статус-кво, но португальцы пару десятилетий, несмотря на скудный бюджет, усиленно строили боевые корабли.

Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона, португальский военный флот в 1896 г. состоял из одного панцирного корвета, 6 корветов, 21 канонерской лодки, 2 транспортных судов, 1 буксирного парохода и нескольких учебных судов, канонерских лодок и шлюпок для таможенной службы и т. п. целей, в особенности в колониях. Есть также одно подводное судно. Вооружение судов самое разнообразное. Морской персонал в 1895 г. состоял из 294 флотских офицеров, более 240 врачей, духовных, инженеров, механиков, гардемаринов и комиссариатских офицеров, и 4699 матросов, из которых 400 приходятся на колонии.

Вскоре после британского ультиматума в Лиссабоне приняли морскую программу 1890 года.

Королевский декрет от 20 марта 1890 года гласил:
1. Флот должен состоять из следующих судов:  4 броненосцев прибрежной обороны;  10 крейсеров с броневой палубой с водоизмещением от 3400 до 4500 тонн и скоростью не менее 20 узлов; International Naval Journal, 2013, Vol. (2), № 2 71  18 канонерок 1 класса с водоизмещением в 600 тонн;  12 канонерок для обороны портов в 150-300 тонн;  2 паровых транспортов;  24 миноносцев;  1 парусного учебного корвета.
2. Правительство в пределах определенного годичного ассигнования, устанавливаемого парламентом, произведет следующее:  перевооружит броненосец "Vasco da Gama" и транспорт "India";  построит три броненосца береговой обороны, 6 крейсеров с броневой палубой, 2 канонерские лодки 1 класса, 6 канонерских лодок для обороны портов, 20 миноносцев и 1 парусный учебный корвет.

В итоге в Лиссабоне заложили два броненосца береговой обороны по проекту аргентинского "Либертад", "А" и "В". В Англии, Франции, Италии и на отечественных верфях было заказано пять крейсеров. В т.ч. один-"Адамастор"-за счет средств, собранных по подписке. Броненосцы, правда, так и не достроили, после революции 1910 года их разобрали на стапелях. Даже названий получить они не успели, хотя их иногда называют броненосцами типа "Bartolomeu Dias".

В ходе трехдневной революции крейсера "Dom Carlos I", "São Raphael" и "Adamastor" участвовали в бомбардировке позиций монархистов в Лиссабоне. А экипажи некоторых кораблей и в штурме Морских казарм. После упомянутой октябрьской революции 1910 года король Мануэл II уехал жить в Лондон, а боевые корабли с "монархическими" именами получили новые, республиканские названия.

В октябре 1911 года потерпел крушение крейсер «Сан- Рафа­эль», однотипный с "Сан-Габриэль".

Республиканцы решили тоже создать мощный флот на волне дредноутной лихорадки, охватившей мир. В 1912 году была принята программа, предусматривающая приобретение трех дредноутов (типа бразильского «Минас Жераиса»), трех легких крейсеров, подводных лодок, миноносцев и других кораблей на общую сумму 8,8 млн. фунтов стерлингов.

Амбиции разбились о банальную нехватку финансов у нищей страны. Скорректированная в 1913 году программа планировала приобретение лишь двух малых крейсеров (по 2500 тонн, 20 узлов, с 2 152 и 6 102-мм), шести эсминцев и трех подводных лодок. Однако из-за начавшейся первой мировой войны и она не была выполнена.

Строившийся в Италии эсминец «Лиз» был перекуплен Англией и пополнил ее флот под именем HMS "Arno".

"Прибрежный линкор"  Васко да Гама
"Прибрежный линкор" Васко да Гама

Крейсер Rainha Dona Amélia
Крейсер Rainha Dona Amélia

Крейсер Адамастор
Крейсер Адамастор

В марте 1916 года Португалия вступила в войну, естественно, на стороне Антанты.

К 1914 году ее флот состоял из крайне старых кораблей-

Броненосец береговой обороны "Васко да Гама"(в этот период числился крейсером), 1878, модернизация 1903.

4 крейсера- "Адамастор", "Сан-Габриэль", «Альмиранте Рейс»(бывший "Дом Карлос I") и «Република»( бывший " Раинья Дона Амелия") ,1896-99


3 эсминца- 2 типа "Guadina" ,1911 ( еще 2 достроены в ходе войны в Лиссабоне), "Tejo" , 1901 .

1 подводная лодка "Espadarte",1912 . В ходе войны флот пополнили еще три подводные лодки -«Фока», «Гольфиньо», «Гидра», построенные в Италии в 1916— 1917 годах.

4 миноносца № 1-4 ,1881-86.

Минный заградитель «Вулкане» ,1910

2 Авизо-" Раинья де Португалия" (1875 г.) и "Альфонсо д'Альбукерке" (1884 г.)

"Альфонсо д'Альбукерке"
"Альфонсо д'Альбукерке"

авизо - яхта Адмиралтейства "Синко де Октюбре",1900 г.

8 канонерских лодок- типа «Лурио» («Лурио», «Саве»), типа «Бейра» («Бейра», «Ибо», «Мандови», «Бенго», «Куанза»), «Патриа»( иногда назывался крейсером).


8 колониальных канонерских лодок- «Шаймите» (
1898 год, модернизирована в 1913-м),старые канонерские лодки- «Дом Луиз» (1895 г.), «Диу» (1889 г.), «Лимпопо» (1890 г.), «Заир» (1884 г.), «Замбези» (1886 г.), «Садо» и «Рио Лима» (1875 г.). Все находились в Африке.

7 речных канонерских лодок — «Фарим», «Кашеу», «Тете», «Сена» (1902 — 1904 гг., 70 т), «Макау» (1909 г., 133 т) «Флеша» (1909 г., 44т) и «Рио Миньо» (1904 г., 38 т). Канонерка «Тете» погибла в феврале 1917 года на реке Замбези от взрыва парового котла

Также было мобилизовано множество судов гражданского флота. В том числе вспомогательный крей­сер «Педро Нунеш» (бывший пассажирский пароход «Маланж», 1889г., 5486т, 3600 л.с.,16 уз., 2- 120мм, 2 - 76 мм, 2-47 мм), минный заградитель «Садо» (2518 т, 500 л.с., 11 уз., 1 пул., мины), патрульные суда «Азор» (1874 г., 330 т, 360 л.с.,9 уз., 1—47 мм) и «Дили» (495 т, 500 л.с.,11 уз.) и др.

Один из них стал единственным португальским кораблем, погибшим в морском бою в 20-м веке. 14 октября 1918 года между островом Мадейра и Азорским архипелагом немецкая подлодка U-139 (2-150 мм и 2-88 мм пушки) огнем из своих орудий потопила вооруженный траулер «Аугусто де Кастильо» (быв­ший «Элите», 1909 г., 487 брт, 1—65 мм, 1—47 мм).

В Португалии гибель «Аугусто де Кастильо» считается подвигом. Вступив в бой с большой немецкой подлодкой он спас сопровождаемый транспорт "Сан Мигель".

«Аугусто де Кастильо»
«Аугусто де Кастильо»

После войны Португалия получила и свою часть трофеев- шесть бывших австро-венгерских миноносцев и турецкую канонерскую лодку.

"Goncalo Velho" 1940-е
"Goncalo Velho" 1940-е

Португальская республика, установленная в 1910 году, оказалась крайне неустойчивым политическим сооружением. В период с 1910 по 1926 годы сменилось 44 правительства, произошло 24 восстания, 158 всеобщих забастовок, 17 попыток государственного переворота с участием армии и флота. Пока все не успокоилось в 1930 году установлением правой диктатуры доктора Салазара. Большинство исследователей относит этот режим к фашистским.

Придавив левых и вообще любую политическую активность, режим попытался в очередной раз модернизировать страну. Внешние симпатии Салазара были на стороне фашистских режимов Муссолини и Франко, но экономическая и политическая привязка к Британии была сильнее.

Необходимость защиты колоний заставила правительство принять в 1930 году 10 -летнюю программу развития флота. Новые корабли либо заказывались в Англии либо строились в Португалии с британской помощью.
В 1933 — 1937 годах в строй были введены 5 эсминцев, 3 подводные лодки и 6 колониальных авизо.

В войне Португалии удалось сохранить нейтралитет, хотя Восточный Тимор и Макао были заняты японцами, а на Азорских островах обосновалась англо-американская база. Для охраны территориальных вод союзники подарили португальцам 4 вооруженных траулера.

-8

Во время Второй мировой войны в португальский флот входили-

5 эсминцев типа "Лима"("Lima", "Vouga", "Dao", "Douro"(II), "Tejo"(II))по английскому проекту постройки 1933-1935 годов. Два построены в Англии, в Португалии построено 5( два проданы со стапелей Колумбии).

Эсминец "Tamega", 1922 , типа "Guadina". Остальные этого типа либо потеряны при крушении ("Vouga" 1.5.1931) либо списаны в начале 30-х годов ("Douro" и "Guadiana" в 1931 и 1934).

Миноносцы "Ave" и "Sado", трофейные австрийские 86F и 89F. Списаны в 1940 году. Из остальных четырех полученных два разбились при переходе в Португалию в 1921 году, а два списаны в 1934 и 1938 годах.

Подводные лодки типа "Delfim"("Delfim" , "Espadarte" , "Golfinho") британской постройки 1933-1935 годов

2 Авизо типа "Alfonso de Albuquerque" ("Alfonso de Albuquerque", "Bartolomeu Dias") английской постройки 1933-1935 годов. Интересно , что головной корабль погиб в перестрелке с индийскими фрегатами при захвате Индией Гоа в 1961 году.

2 Авизо типа "Goncalo Velho"("Goncalo Velho","Honsales Zarko") английской постройки 1931-1933 годов.
2 Авизо типа
"Pedro Nunez" ("Pedro Nunez" , "Joao de Lisboa") португальского проекта и постройки 1930-1937 годов.

Канонерская лодка «Beira»
Канонерская лодка «Beira»

2 Авизо типа "Flower" ("Charvalho Araujo" (бывший "Jonquil"), "Republica" (бывший "Gladiolus")-купленные в 1920 году бывшие британские шлюпы военной постройки."Republica" исключен в 1943 году.

6 Канонерских лодок типа "Beira" ( "Beira" , "Ibo","Mandovi" ,"Zaire" (бывшая "Goa"), "Damao" , "Dio"-колониальные, постройки 1910-1927 годов.

13 малых патрульных кораблей(в т.ч. 4 переданных Великобританией).

На реках в колониях служили две канонерские лодки- колесная "Tete" (1918) и "Macau"(1910). "Macau" в 1943 в Макао приватизирована японцами как "Maiko". После войны досталась Китаю как "Wu Feng".

Кроме того до списания в 40-х годах на африканских реках использовались старые канонерки "Rio Minho" (колесная, 1904) и "Limpopo" (1890).
Также в строю были патрульный корабль охраны рыболовства "
Lince" (1911 ) и малые минзаги "Vulcano" (1910 ) и "Mineiro" (1892 ). Все они были списаны в 1940-е гг.

В целом к 1940 году португальский флот, хотя и небольшой по размерам, приобрел некоторую сбалансированность и целесообразность.

Броненосцы береговой обороны. Единственный и неповторимый."Васко да Гама".

Бронепалубные крейсера. Португальская "Аврора". «Адамаштур».

Эсминцы. Красный флаг над Лиссабоном. "Вуга". Эсминцы.Тайна бывшего португальца."Арно".

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам