Машиностроительная отрасль России переживает не самые лучшие времена. Текущая динамика показывает, что спад производства машиностроения в первом полугодии 2020 года составляет 16,6%, что является худшим показателем с 2009 года. В первую очередь страдает автомобилестроение, свой вклад вносит и сокращение производств летательных аппаратов. Общий показатель за второй квартал 2020 года – 24,7%, сообщает «РИА Рейтинг».
Можно было бы надеяться на то, что программа обновления грузового и пассажирского вагонного парка даст стимул к развитию, но спад потребления товаров перевозимых железнодорожным транспортом исключил такую надежду. Тому же послужил и значительно сниженный пассажиропоток из-за коронавирусных ограничений.
Согласно данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации структура грузооборота железных дорог составляет: 1. Каменный уголь – 29%; 2. Нефть и нефтепродукты – 18,3%; 3. Прочие грузы – 11,1%; 4. Строительные грузы – 9,6%; 5. Руда железная и марганцевая – 9%; 6. Чёрные металлы – 6%; 7. Химические и минеральные удобрения – 4,6%. Как видно основную долю перевозимых грузов составляют углеводороды, а это самая пострадавшая отрасль в период пандемии. Следствием снижения перевозок угля стали сокращения инвестиционных программ железнодорожных компаний.
Снижение добычи угля в России может достигнуть 10,5% в 2020 году и составит общий объём 395 млн тонн. В 2019 году объём добычи угля в России составил 439,2 млн тонн. Об этом сообщает Министерство экономического развития Российской Федерации. По прогнозам Минэкономразвития эта тенденция сохранится и последующих годах и составит снижение в 2021 году на 1,1%, а в 2022 году на 0,3%. Поскольку основным регионом добычи угля является Кемеровская область – Кузбасс, то и основной удар пришёлся именно по нему.
Угольная промышленность традиционно давала большие заказы машиностроителя России. Карьерные и шахтовые добычные комплексы, используемые при разработки угольных месторождений включают в себя колоссальный интеллектуальный и производственный труд. В процесс производства проходческого комбайна вовлечёт труд конструкторов, специалистов по гидравлике, литейного производства, а также специалистов по автоматизации. На сегодняшний день в России не осталось ни одного завода производящего такое горно-шахтное оборудование. Все специализированные комплексы поставляются с Китая и Польши.
Со слов руководителей и экспертов машиностроительной отрасли в России наблюдается дефицит кадров. Прошло поколение сильных конструкторов и, в своё время, опыт не был передан, да и спрос на эту профессию в 1990 – х и 2000 – х годах отсутствовал. Когда произойдёт полное восстановление машиностроения в России пока не понятно. Экономика огромной Германии в основе своей состоит из машиностроения и вовремя сориентировавшиеся немцы продают или сдают в аренду свои технологии.
INFAGENTOO, 21.10.2020
Подписка, комментарии и оценки приветствуются
Также рекомендуем к прочтению: КТО НЕСЁТ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ. КАК ПЕСКОВ «МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ВЫУЧИЛ»