Начало Продолжение Часть 3 Часть 4
Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9
Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13
Сергей улыбался, а сам еле сдерживал слёзы: в завершение праздничной линейки, посвящённой Дню знаний, кадеты Луганского кадетского корпуса проходили торжественным маршем. От волнения Сергей видел сначала только своего Матвея, сыночка родного, любовался мальчишкой, радовался: как идёт ему кадетская форма!
Потом и всех ребят рассмотрел: молодцы!
Мамаши плакали, вытирали платочками слёзы:
- Надежда наша! Защитники земли Луганской!
После торжественной линейки отцов и матерей пригласили на родительское собрание. А потом кадетам разрешили пойти в увольнение. Сергей с сыном гуляли по Луганску, мороженое ели – сколько хотели. Разговаривали. Сергей вспоминал службу в ВДВ, без конца обнимал сына, прижимал его к себе:
- Спасибо, сынок! Исполнил мечту мою!
Матвей тоже прижимался к отцу, счастливо смотрел ему в глаза:
- И свою, пап! Мы ж с тобой вместе мечтали! Я ж на тебя похож!
Когда возвращались в училище, присели на скамеечку в сквере. Сергей волновался. Сын заметил, спросил:
- Ты чего, пап? Всё хорошо будет! Я же приезжать буду! Ты там, дома, не скучай!
Сергей помолчал. Из нагрудного кармана достал фотографию.
- Сынок… Я давно хотел… собирался сказать… – Голос у Сергея даже немного охрип от волнения. – Но теперь ты взрослый… кадет. Я хочу, чтобы ты знал. Ты должен это знать.
Ладонью бережно провёл по старой фотографии.
- Это вот, сынок… это, Матвеюшка, отец твой. Григорий Стрепетов… друг мой лучший…
Сергей дыхание затаил, решился взглянуть сыну в глаза. Мальчишка улыбался – немного грустно, совсем по-взрослому. Взял отцовскую руку, пожал.
- Да знаю я, пап! Давно знаю.
Сергей от неожиданности захлопал глазами. А сын объяснил:
- Крёстная рассказала. Ты только не ругай её, пап! Она не виновата, не специально она мне это… рассказала! Я ей пробки в счётчике менял… услышал их разговор с тётей Татьяной. А потом спросил… Ей деваться было некуда, пришлось рассказать. Плакала она… Это – когда ты в больнице был.
- Матвеюшка… – побелевшими губами прошептал Сергей. – Сынок!..
Матвей испугался – так побледнело вдруг смуглое отцовское лицо.
- Да ты что, пап! - обнял отца, заплакал: – Ты мне самый родной! Самый-самый родной, пап!
- Матвеюшка, сыночек… родной мой!
А какие слова ещё нужны…
Потом они долго сидели молча, слышали стук своих сердец. Матвей посмотрел на часы, поднялся. И снова удивился отец: как повзрослел Матвей! Радовался: видно, что не только по форме сын – кадет. Появилось у мальчишки внутреннее чувство дисциплины.
- Мне пора, пап. – Взглянул в глаза отца: – Ты потом расскажешь мне о нём… о твоём друге.
Отец благодарно улыбнулся – он так ждал этих слов!
- Расскажу, сынок. Как домой приедешь – расскажу. Гришка… Григорий – он самый лучший…
Сергей проводил сына до ворот училища. Крепко обнялись. Когда Матвей с ребятами ушли в корпус, Сергей ещё долго стоял у ворот, смотрел во двор, на окна корпусов…
Как не хотелось отцу возвращаться в опустевший дом! И Сергей прямо сейчас, едва успев отойти от училища, стал считать дни до приезда сына…
А потом, когда уже шёл через степь, – специально вышел из автобуса раньше, чтобы пройтись пешком, – вспоминал последнюю встречу с Машенькой.
Раненая журавушка быстро поправлялась. Когда Сергей приходил в село, ребята смеялись, рассказывали, как журавушка по пятам ходит за Марией Андреевной.
- Мария Андреевна вечером в степь идёт – и журавушка за ней! До самой темноты ходят вместе по степи! – рассказывала Тосенька.
Сергей незаметно взглянул на Машу. Машенька вспыхнула, но тут же смело встретила его взгляд:
- Да! Каждый вечер! Жду тебя…
Сергей много рассказывал сыну про журавушку. Ребята звали её Лелей – Тосенька Крыгина без конца повторяла:
- Ой, лелечки… какая же ты красивая!
Так, с лёгкой Тосиной руки, и стали звать журавушку Лелей.
Городские ребята тоже захотели увидеть Лелю. Как-то, уже в конце лета, собрались в село. Шли через степь, радовались, что не гремят выстрелы – день спокойным выдался, что с любимой учительницей встретятся, журавушку вблизи увидят.
Мария Андреевна очень обрадовалась ребятам. Её бывшие ученики из любимого 9-А быстро перезнакомились с сельскими ребятами, запросто разговорились – словно знали друг друга с детства.
Городские наперебой восхищались журавушкой, а она важно ходила по двору, словно прислушивалась, что о ней говорят.
- А ей нравится, как мы хвалим её! – заметил Володя Киреев. – Глубокомысленно вздохнул: – Девчонка есть девчонка!
Все засмеялись. Потом отправились в степь. Журавушка шла рядом с Марией Андреевной. И свершилось то, чего ждали. Сбылось вдруг то, на что надеялись, во что так верили… Журавушка раз-другой легко взмахнула крыльями, словно сама ещё не верила в их силу. А потом взмахнула смелее, сильнее – и взлетела. Ошеломлённые ребята притихли. Долго следили взглядами за улетающей журавушкой… Тося и Нелечка с Иришкой вдруг разревелись. А Алёшка закричал:
- Смотрите, смотрите! Она вернулась! И правда – над степью кружилась их журавушка, а рядом с ней кружился – всем показалось, невероятно счастливый! – молодой белокрылый журавль. Своими сильными крыльями он словно прикрывал журавушку – берёг её…
Ребята долго махали руками журавлям, а потом, притихшие, просто смотрели в небо…
Сергей тайком замечал, что Матвей ни разу не заговорил с Марией Андреевной. Даже не смотрел на неё… А она сама решилась спросить:
- Как дела, Матвей? В кадетское собираешься?
Матвей, наконец, взглянул на учительницу, равнодушно-вежливо сказал:
- Да.
И тут же отвернулся к Полинке, что-то показывал ей в небе над степью.
Машенькины ресницы жалко задрожали. Сергей хотел подойти к ней… А в это время на степной дороге остановилась машина. К ним подошёл высокий капитан МВД. Весело поздоровался со всеми, слегка обнял Машеньку, поцеловал её в щеку.
Сергею вспомнился вопрос сына:
- Она… замуж вышла?..
Сейчас они с Матвеем встретились глазами. И на вопрос в отцовском взгляде: ты знал?.. – Матвей опустил глаза: знал…
Пора было возвращаться в город. Сельские ребята отправились проводить новых друзей.
А Маша быстро, не оглядываясь, шла к селу. Капитан догнал её. Она повернулась:
- Сашка, зачем тебе это надо? Я сказала тебе: люблю другого!
Капитан усмехнулся, кивнул вслед ушедшим ребятам и Сергею:
- Другого… Этот, что ли… другой?
Маша молча смотрела на Сашку.
- Маш!.. Ну, что ты, в самом деле! Это же уровень – не выше… шахтной проходки… ну, или забоя! И ты?.. Ты себя рядом с ним видела? Он же ещё и старше тебя – лет на десять!
-Саш, ты больше не приезжай, – Машенькин голос удивительно спокойный. Она улыбнулась: – Я же знаю, сколько девушек мечтают, чтобы ты обратил на них внимание! Не теряй времени. И будь счастлив.
Сергей уже не видел, как за отъехавшей машиной клубилась степная пыль, как Машенька скрылась за поворотом в село…
Целую смену Валерка дёргал его:
- Алё, гараж! Серёга, ты не выспался, что ли?! О чём мечтаешь?
А Сергей просто думал… Думал, что – вот и хорошо… Сероглазой девчонке Машеньке очень подходит этот высокий, красивый капитан… Так и должно быть!
Злился на боль в сердце: а что?.. Лучше было бы… если бы такая девчонка… с тобой?
Потом, уже после душа, взглянул на свои руки – с них так и не отмывается угольная пыль…
- Ну, и зачем ты ей, девчонке этой… Её нежности… и руки нежные нужны… а не такие, что почернели от угля!
Дома на беспокойный вопрос в глазах сына улыбнулся:
- Всё в порядке!
А сейчас, когда вернулся из Луганска… а сын, Матвей, остался там… боль с новой силой вошла в сердце – и от того, что сын вырос, и теперь будет жить там, в Луганске… и уже не вернуть его детство… И от того, что – прикрывал глаза – Машеньку, наверное, ласкает вот этой осенней ночью её капитан…
Сколько раз представлял Сергей такую осеннюю ночь… чтобы она, Машенька, была рядом… Ругал себя, а всё равно представлял… хотел ласкать её безудержно. Чтобы ей сладко-сладко было… от его ласк.
А через несколько дней увидел её – Машенька стояла поодаль, а они, шахтёры, громко смеясь, шли в душевую – только поднялись на-гора. Валерка во весь голос, от души, выматерился: ночью ВСУ опять обстреляли пригородный посёлок… Сергей испугался, что Маша услышала Валеркины слова… собрался дёрнуть кума за рукав – чего материшься на весь город!.. А потом отчаянно подумал, даже обрадовался: ну, и пусть слышит!..
Когда увидел Марию Андреевну, понял: сердце не обманешь… и не прикажешь ему. Даже замер на секунду от захлестнувшего счастья… А память услужливо так напомнила, как хороши они были рядом, капитан и Маша…
- И… нечего тут! Вот и смотри, какие мы, мужики-шахтёры! Как смеёмся во весь голос… материмся без стеснения! Оно тебе… такой вот, надо?.. И иди… к своему капитану иди!
К Маше Сергей не подошёл. Валерка, друг, оглянулся на неё, догадался, как болит сердце Сергея, притих… А Машенька смотрела им вслед – так и не решилась подойти.
…София собиралась в Луганск. Там разворачивается борьба за вовлечение молодых луганчан в ряды щирых борцов за звильнення Донбасу от ватников и колорадов. София прошла серьёзный инструктаж, как это делать правильно и, самое главное – успешно. Она самоуверенно рассчитывала на встречу с сыном. Одна из старых донбасских подружек сообщила, что Матвей поступил в Луганский кадетский корпус. Ярик довольно потирал руки:
- Ось-ось… Поясныш им там – зразу всим! (вот-вот... Объяснишь им там – сразу всем!)
Во Львове София была настроена решительно. А приехала в Луганск – растерялась: захочет ли Матвей с ней встретиться?.. И вообще… о чём с ним говорить… в глаза как смотреть… Мальчишка-то взрослый совсем. Ведь уезжала отсюда с Яриком в самом начале войны…
Ярик каждый день настойчиво добивался от неё отчёта – как идут дела по вербовке луганской молодёжи в их ряды. Ему очень нравилась эта идея – привлечь в их ряды мальчишек-воспитанников кадетского корпуса. Ярику не терпелось щегольнуть в местной газете таким сногсшибательным материалом. Оцэ будэ – дааа! И материал нужен был срочно!
София придумала. Отправилась к начальнику училища. Долго плакала у него в кабинете – рассказывала, что пять лет не видела сына… Бывший муж не разрешал с ним видеться… И вот теперь мальчишка не хочет с ней общаться… Война!.. Вот что наделала война…
Продолжение следует…
Начало Продолжение Часть 3 Часть 4
Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9
Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13