Найти в Дзене

Занятие 58. Тепловое действие тока. Закон Джоуля - Ленца

Для школьников.

Электрический ток проявляет себя по тепловому, химическому (наблюдается в электролитах) и магнитному (действие тока на магнитную стрелку или другой проводник с током) действиям.

Тепловое действие проявляется в том, что при протекании тока по проводнику (пусть это будет провод), проводник нагревается. Выделившееся при этом количество теплоты равно произведению квадрата силы тока на сопротивление проводника и на время протекания тока по проводнику:

-2

Такая зависимость была установлена опытным путём русским физиком Ленцем и английским физиком Джоулем независимо друг от друга, и носит название закона Джоуля - Ленца.

Проверить эту зависимость можно с помощью калориметра.

Для этого в калориметр (закрытый сосуд с двойными стенками) надо налить воду и опустить в неё проводник с известным сопротивлением (на рисунке он показан в виде спирали). Проводник подключен к электрической цепи.

-3

Количество теплоты, выделившееся при прохождении тока по проводнику, равно количеству теплоты, полученному водой, и найдётся из формулы

-4

то есть количество теплоты, полученное водой, равно произведению теплоёмкости воды на массу воды в калориметре и на разность конечной и начальной температур воды.

Меняя силу тока в проводнике убедимся, что количество выделившейся теплоты пропорционально квадрату силы тока.

Опуская в воду проводники разных сопротивлений и пропуская по ним одинаковый ток убедимся, что количество выделившейся теплоты пропорционально сопротивлениям проводников.

Пропуская ток в течение разных промежутков времени убедимся, что количество выделившейся теплоты пропорционально промежутку времени.

Таким образом, экспериментально можно проверить справедливость закона Джоуля - Ленца:

-5

Выражение закона Джоуля - Ленца, полученное из опыта, надо подтвердить теорией. Сделаем это.

В Занятии 50, рассматривая разность потенциалов между двумя точками электрического поля (или электрическое напряжение между ними), мы получили формулу, связывающую это напряжение с работой сил электрического поля:

-6

Вспомним, каков физический смысл последнего уравнения:

Напряжение между двумя точками электрического поля численно равно работе, совершаемой электрической силой при переносе единичного положительного заряда из одной точки поля в другую

или

Напряжение между двумя точками электрического поля равно отношению работы, совершённой электрической силой при переносе заряда из одной точки в другую, к величине этого заряда.

В Занятии 56 дано определение силы тока:

-7

Под силой тока в проводнике понимается заряд, переносимый через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Объединив эти формулы, получим выражение для работы, совершаемой силой электрического поля (или кратко её называют работой тока):

-8

Для однородного участка цепи (не содержащего источник тока) выполняется закон Ома в таком виде:

-9

Тогда работа тока

-10

Если проводник с током неподвижен, то вся эта работа, совершаемая силой электрического поля (или электрическим полем) перейдёт в тепло. Тогда

-11

Таким образом, рассуждая теоретически, приходим к такому же выражению, называемому законом Джоуля - Ленца.

Задача.

Чередующиеся куски медной, железной и никелиновой проволок одинаковых размеров, спаянные между собой последовательно, включены в электрическую цепь. Какие проволоки будут нагреваться сильнее?

Решение. При последовательном соединении проволок по ним течёт один и тот же ток. Тогда, согласно закону Джоуля - Ленца,

-12

сильнее будут нагреваться проводники, имеющие большее сопротивление. Сопротивления кусков проволоки одинаковых размеров пропорциональны удельным сопротивлениям материала проволок:

-13

Удельное сопротивление меди равно 1,7 10 -8 Ом м;

железа 12 10 -8 Ом м;

никелина (сплава меди, никеля и марганца) равно 40 10 -8 Ом м.

Таким образом, при последовательном соединении сильнее всего будет нагреваться никелиновая проволока. Меньше всего нагревается медная проволока, поэтому она и используется в качестве электрических проводов.

Провод и нить лампочки накаливания в электрической цепи соединены последовательно. Теперь можем ответить на такой вопрос:

Почему при одном и том же токе нить лампочки раскаляется добела, а провод практически не нагревается?

Ответ: потому что удельное сопротивление вольфрама гораздо больше удельного сопротивления меди.

Теперь к этой задаче поставим другой вопрос:

Какие проволоки будут нагреваться сильнее, если их соединить между собой параллельно?

Здесь закон Джоуля - Ленца лучше выразить через напряжение, так как при параллельном соединении кусков проволоки они будут находиться под одинаковым напряжением:

-14

Согласно этой формуле, при параллельном соединении кусков проволок, чем меньше сопротивление проволоки, тем больше ею выделяется тепла, то есть больше всего тепла выделит медная проволока.

(см. продолжение в следующей статье)

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5+%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1638628220829416-13390164703886537104-vla1-3844-vla-l7-balancer-8080-BAL-5555&wiz_type=vital&filmId=6652176102108421889&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DUVquOcyCtWk

К.В. Рулёва, к. ф.-м. н., доцент. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Спасибо.

Предыдущая запись: Решение задач на закон Ома для цепи с конденсаторами.

Следующая запись: Работа тока. Объяснение теплового действия тока электронной теорией. "Скорость тока".

Ссылки на занятия до электростатики даны в Занятии 1.

Ссылки на занятия (статьи), начиная с электростатики, даны в конце Занятия 45.

Ниже идут ссылки на статьи, опубликованные после занятия 58 на тему "Тепловое действие тока", электричество и магнетизм.

Работа тока. Объяснение теплового действия тока электронной теорией.

Работа и мощность электрического тока. Лампы накаливания.

Решение задач на мощность тока.

Полезная мощность. Полная мощность. КПД электрической цепи.

Ещё раз о зарядке и разрядке конденсатора.

Решение задач на нахождение мощности и КПД в цепях постоянного тока.

Занятие 59. Электрический ток в электролитах.

Нахождение массы вещества, выделившегося на электродах.

Устройство и принцип работы аккумулятора.

Занятие 60. Электрический ток в газах.

Ионизация и пробой воздуха.

Занятие 61. Электрический ток в вакууме. Электронные лампы.

Занятие 62. Электрический ток в полупроводниках.

Принцип работы полупроводниковых триодов.

Усилительные свойства полупроводниковых триодов.

Занятие 63. Магнитное поле постоянного тока.

Что происходит в железе при его намагничивании? Магнитное поле Земли.

Занятие 64. Намагничивание ферромагнетиков. Потери энергии от гистерезиса.

Занятие 65. Применение теоремы о циркуляции вектора магнитной индукции.

Занятие 66. Действие магнитного поля на электрический ток. Сила Ампера.

Занятие 67. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

Поведение электрона в электрическом и магнитном полях.

Занятие 68. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Правило Ленца.

Вихревые токи в массивных проводниках.

Возникновение ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Занятие 69. Самоиндукция. Индуктивность соленоида.

Энергия магнитного поля. Взаимная индукция. Решение задач на электромагнитную индукцию.

Занятие 70. Принцип работы генераторов переменного и постоянного тока.

Наука
7 млн интересуются