Найти тему

Жизнеописание Мадхвачарьи

Предисловие

Ачарья Мадхва – святой и философ 13 века, явившийся на территории Парашурама кшетры (в настоящее время Дакшина Канада, штат Карнатака).

Мадхва предложил своё учение, в котором утверждал, что существует два вида реальности (двайта) – Независимая, которая есть Сам Бог и зависимая реальность состоящая из материи и душ.

Ачарья основал 8 матхов (храмов), которые называются Аштаматха в Удупи, где установил мурти Господа Шри Кришны, а также другие матхи за пределами Удупи для проповеди бхакти, которая является квинтэссенцией ведического знания.

Среди современных учёных и представителей адхйатмы Индии наиболее известен Шри Баннандже Говинда Ачарья. Он издал грантхи Сарвамула Ачарьи Мадхвы на основе оригинального манускрипта Хришикеши Тиртхи, первого ученика Мадхвы. Ачарья Говинда как никто другой глубоко и осведомлённо пишет и беседует о Ведах, Упанишадах, Рамайане, Махабхарате, Бхагавате, Бхагавад Гите и другой санскритской литературе. Его объяснения, посредством живого и письменного слова, несут новое измерение и внутренне видение людям, слушающим его беседы, читающим его труды.

Мадхвачарья — Васудева.

Карнатака – это земля, воспитавшая основателей всех религий, которые исповедуют интеллектуалы, а также многих великих мыслителей и святых.

К примеру, возьмем наиболее прославленных Ачарьев. Шанкара был родом из Кералы, но свой главным матх он основал в Шрингери, расположенном в Карнатаке. Ачарья Рамануджа родился в Тамил Наду, но его излюбленным местом был Мелукоте в Карнатаке. Что касается Ачарьи Мадхвы, он – прославленный сын карнатакской земли и достойный дар Карнатаки в сокровищницу мировой философии.

Кто ж не знает область южной Канары в Карнатаке? Движемся в талук Удупи, попадаем в сам город с прекрасным храмом Кришны, держимся извитой дороги, и в восьми километрах на юг от Удупи перед нами появляется поселок Белле. Приближаемся к замечательной деревне под названием Падже, окруженной скалами и холмами. В этой малоизвестной деревне и родился Ачарья Мадхва. Благодаря рождению Шри Мадхвы, неприметная деревушка стала известна как святое место паломничества и заслужила название Паджака-кшетра.

Мы возвращается на 744 года назад. Прошло без малого 4338 лет от начала Кали-йуги, шел уже 4339 год. Именно в Виджайадашами, следующий за Наваратри, в светлую половину месяца Ашвайуджа, в год Виламбхи (1238 от Р.Х.) в день великого праздника, вечером родился Ачарья в крохотной каматакской деревушке. При рождении отец нарек его именем - Васудева.

Отец Ачарьи принадлежал в фамилии Надиллайа. Нарайана Пандит Ачарья, написавший биографию Шри Мадхвы не оставил нам имен его родителей, но есть предание, что имя отца Мадхвы было Надиллайа Нарайана Бхатта, а имя матери – Ведавати.

Пурнапрагья, Анандатиртха, Мадхва

С молодых лет Васудева постигал духовную науку, учась в школе. Он обладал невероятным умом и ему был предначертан путь отречения. Родители страстно желали, чтобы он стал семьянином, но Васудева решил уйти от дома очень далеко, считая своим домом весь мир. Недалеко от Удупи, будучи совсем юным 11-летним мальчиком, Васудева принял инициацию в монашеский орден от Ачйута-прагьи, имевшего репутацию аскета-подвижника. Случилось это в год Шаумйа (1249). Во время инициации в саннйасашрам Васудева получил имя Пурнапрагья.

Всего через 40 дней после посвящения в саннйасу с Ачарьей случилось примечательное событие. Знаменитость среди ученых логиков (Тарка), широко известный по всей стране Васудева-пандита прибыл в Удупи, дабы найти себе соперника и сразиться с ним в ученом споре. Гордый ученый, которого всегда и везде в стране сопровождал победный бой барабанов, был посрамлен юным монахом Пурнапрагьей.

Будучи в восторге от выдающего таланта маленького монаха, его наставник Ачйута-прагья посвятил его в главу школы Веданты и нарек ему имя- Анандатиртха.

В другое время Ачйута-прагью посетил ученый буддист, которого сопровождал другой ученый – Вадисимха, принявший буддизм после поражения в философском споре от Буддхисагары. Изначально Вадисимха принадлежал к Ведической религии.

Пурна-прагья заставил замолчать обоих ученых буддистов, которые путешествовали по стране, собирая свидетельства о своих победах в дебатах. Радости Ачйута-прагьи не было предела. Титул Анандатиртха, недавно дарованный им Пурна-прагье при посвящении воистину оправдывал себя.

Итак, Пурна-прагья – это имя, которое Ачйута-прагья дал при посвящении в саннйасу. Анандатиртха – это имя, дарованное им при посвящении в Учителя Веданты. Мадхва – это излюбленный литературный псевдоним, который Ачарья выбрал и принял сам. Ачарья стал знаменит именно под своим любимым именем, взятым из Вед.

Южный тур

Ачарья отправился в путешествие по южной Индии в подростковом возрасте. Он посетил такие знаменитые места паломничества, как Анантасайана, Рамешвараа, Канйакумари, Шриранга. Куда бы он ни приходил, всюду проводил серьезные беседы, проповедовал людям свои религиозные истины – Татвавада. Все это вызывало новые волны споров и дискуссий. Ачарья опроверг некоторые старые верования, начав с того, что духовность не должна смешиваться с суевериями. В результате этого часть религиозных фанатиков оказала сильное сопротивление проповеди Ачарьи, но он бесстрашно перенес это сопротивление, не поддаваясь на какие-то жалкие угрозы.

В сердце Ачарьи после это путешествия поднялась волна духовного рвения, в результате чего у него появилась непоколебимая решительность. Предрассудки должны быть отброшены прочь с пути философской истины! Вся моя жизнь будет посвящена распространению изначальной истины. Первое задание Ачарьи, которые он выполнил после возвращения в Удупи, было написание комментария на Бхагавад Гиту.

Зов Бадари

По прошествии времени, возжелав распространить ведическое знания по всей стране, Ачарья отправился в путешествие на север Индии. Центр паломничества в Бадари манил его неудержимо. Воспламенившись желанием посетить место пребывания Вйасы и лес, где совершают свой подвиг Нара-Нарайана, чтобы поднести в дар Мудрецу Вйасе свою Гита-бхашью (комментарий на Гиту), Мадхва отправился прямиком в Бадари.

Там он совершился обет строгого безмолвия в течение 48 дней, совершая омовение в Ганге. После этого он отправился прямо к Вйаса-Бадри, месту, которое он лелеял в своем сердце. Вернувшись оттуда, Ачарья приступил к выполнению своего нового задания – написания комментария к Брахма-сутрам. Ачарья никогда не писал своих трудов собственноручно. Он постоянно диктовал свои труды ученикам, они же записывали и запоминали их.

Работа Ачарья заключалась всего лишь в проведении беседы на заданную тему. Один ученик по имени Сатья-тиртха скорописью записывал речи наставника на пальмовые листы. Между тем слава и влияние Ачарьи стали распространятся по всей стране. Ученые со всей Индии были ошеломлены необычайным талантом, который никогда не встречали ранее. Все более разрастался круг учеников. Некоторые подвижники получили от него посвящение в саннйаса-ашрам.

Однажды, возвращаясь из Бадари, Ачарья разбил лагерь по дороге в святое место у берега реки Годавари. Там к нему обратился именитый пандит - Шобхана Бхатта, имевший в тех краях славу непревзойденного ученого. Эта встреча перевернула всю жизнь Шобханы. Видя необыкновенную личность Ачарьи, слушая его превосходные беседы, Шобхана Бхатта был так ошеломлен, что стал его учеником и приближенным последователем.

Увидев возвращающегося в Удупи Мадхву, овеянного славой побед в диспутах над прославленными учеными, окруженного свитой учеников, прославляемого всеми, Ачйута-прагья исполнился счастья. По началу он имел сомнения относительно взглядов Мадхвы на изначальную реальность, но теперь он стал убежденным последователем философии Ачарьи.

Установка мурти Кришны и возвращение в Бадари

Во время длительного пребывания в окрестностях Удупи, Ачарья написал бхашьи (комментарии) на 10 главных Упанишад. Он составил комментарии и примечания к 41 мантру Риг-Веды, впервые раскрыв их духовное значение. В это же время было создана «Бхагавата-татпарья-нирная» – трактат излагающий квинтессенцию этого Пурано.

Также им было написано множество тематических руководств по разным обстоятельствам в духовной жизни. Были написаны песнопения прославляющие Господа, которые пели Хари-дасы ученики Шри Мадхвы во время своих путешествий. Все это произошло в период, когда Ачарья установил мурти Кришны в Удупи, который был обретен им на западном побережье вблизи Удупи. Оставив нескольких учеников для совершения служения в храме Кришны, Ачарья отправился во второе путешествие в Бадари.

Однажды Ачарья переходил Гангу, берег которой был под властью мусульман. Исламские стражники требовали у Ачарьи остановиться, но он смело перешел реку. Там он был принят исламским правителем, который был удивлен храбростью подвижника. Ачарья сказал ему: «Я служу Отцу, который просвещает весь мир, это же делаешь и ты. Разве мы не дети одного Бога? Чего же мне бояться твоих солдат или тебя?»

Впервые слыша такие слова из уст индуистского монаха, правитель был изумлен. Он предложил Ачарье остаться навсегда в его царстве и поднес в дар несколько джагиров. Шри Мадхва не принял предложение правителя и продолжил свое путешествие с монашеским посохом в руке. Однажды на Ачарью и его учеников напали разбойники, но силой Ачарьи его ученик Упендра-тиртха прогнал их после ожесточенного боя. Ачарья обычно говорил: «Тренируйте свое тело также как тренируете свой разум. Невозможно слабому телу быть вместилищем крепкого ума». Он хотел, чтоб его ученики были также крепки телом, как они крепки в знании Веданты.

Для многих людей того времени, физическая сила Ачарьи Мадхвы казалась чем-то невероятным. Его тело было крепким как алмаз. До наших дней дошло свидетельство геркулесовой силы Ачарьи в виде огромного куска скалы поднятого им и брошенного в реку Бхадру, что рядом с Калсой. Об этом событии повествует надпись на этом куске скалы.

В Бадари Ачарья вновь имел даршан Господа Нарайаны и Мудреца Вйасы. Вскоре после возвращения из Бадари, он написал «Махабхарата-татпарья-нирная». По пути домой, Ачарья посетил Каши. Там у него было встреча и философский диспут со старым ученым-адвайтином Аманендрой Пури. Шри Пури был вынужден уйти молча, т.к. был посрамлен Мадхвой.

Далее их путь проходил через Курукшетру, где случилось примечательное событие. Ачарья откопал и показал ученикам булаву Бхимасены. Эта булава потом была закопана вновь там же.

На пути в Удупи, Ачарья прибыл в Гоа, что привел в восторг слушателей своим музыкальным исполнением и пением. Музыкальные способности Мадхвы были также уникальны, как и его физическая сила и разум. Писатели современники Ачарьи восторженно отзывались о его композиторских способностях и глубоком приятном для слуха голосе.

В нем уникально все!

Как уже было сказано, Ачарья Мадхва обошел Индию вдоль и поперек дважды. Он проповедовал свою теистическую философию (Татвавад) перед лучшими учеными страны. Целое собрание ученых было покорено его философским гением. Ачарья спас от забвения некоторые части ведической литературы, которые считались утраченными в его время. Ачарья показал путь синтеза Откровения (Шрути) и мифологии (Пуран) и раскрыл скрытый смысл ведической литературы.

Он подверг сомнению достоверность и бросил вызов 21 комментарию на Брахма-сутры, которые были известны в те времена, и помог людям пересмотреть эти комментарии. Ачарья Мадхва – уникальный персонаж с многогранным талантом в истории Индии. Безупречный ученый в области философии, непревзойденный исследователь и толкователь ведической литературы, глубокий специалист в дополнительных ветвях ведического знания: астрологии, фонетике, ритуалистике. Знаток искусства изваяния скульптур, а также отец-основатель оригинальной карнатакской музыки. Прекрасный музыкант, композитор, автор песен и непревзойденный оратор. Боле того, он был прекрасно сложенным, крепким, храбрым мужчиной и монахом, безразличным к прелестям «мира сего».

Во времена Ачарьи христианство имело еще небольшое распространение, а ислам уже был в силе на севере Индии. В Карнатаке джайнизм и вирашайвизм пустил глубоко корни как другие религии Индии. Главная миссия Ачарьи была в обеспечении выживания религии Вед в окружении всех религий.

Для обеспечения этого выживания, путь, предложенный Ачарьей, тоже был уникальным. Он написал несколько работ на санскрите, где показывал сущность ведического знания, которые впоследствии стали знаменитыми, но эти сложные трактаты были сложны для понимания простых масс, поэтому Ачарья написал несколько лирических пьес на простом санскрите для пения с музыкальным сопровождением.

Песни, составленные им для проведения киртанов на каннаде, пелись его учениками и в последствии стали очень популярными среди бхагаватов или профессиональных исполнителей духовной музыки. Литература киртана, которая была основана учеником Ачарьи Нарахари-тиртхой, стала расти как на дрожжах при более поздних учителях Шри Шрипадачарье, Шри Вйасатиртхе, Шри Вадирадже. Эта традиция учителей-музыкантов была продолжена вплоть до Шри Рагхаведры Свамина, который был виртуозным лютнистом.

Затем Вйаса-патх вырос в даса-патх в Каннаде. Эта традиция дала свой плод на земле Каннады (штат в Индии) в виде таких святых как Канака дас, Пурандара дас, Виджайа дас, Гопала дас, Джаганнатха дас. В этой традиции были и прославленные женщины-подвижницы, такие как Хелаванакате Гирийамма. Ачарья Мадхва был отцом-основателем распространения ведического знания на языке Каннады. Не следует забывать и того, что он был источником вдохновения для многих более поздних авторов. Все это случилось воистину благодаря зоркому видению Ачарьи – святая Ганга дасасахитьи прольется на землю Каннады и сделает литературу Каннаду славной.

Вклад Ачарьи не ограничивается вышеперечисленным. Благодаря его ученику Нарахари-тиртхе, стало популярным народное искусство театра под открытым небом, известное как Бхагавата ата и Дашаватарада ата. Это искусство благополучно дожило до наших дней, и стало хорошо известным даже за пределами Индии. Благодаря этому искусству, получило толчок к развитию искусство Кучудупи в Андхре.

Многогранный гений Ачарьи – чудесен, но более удивительно то, что о факте огромного вклада в развитие культуры Каннады практически ничего не известно современному жителю Каннады.

Последние дни

Вернувшись со второго путешествия по Индии, Ачарья инициировал ряд социальных реформ в окрестностях Удупи. Хотя он был очень зрелым разумом, и ему было уже за 60 лет, он встретил определенное сопротивление своей миссии в своем родном городе. Сопротивление оказывала часть консерваторов, и оно было очень активным. В это время знаменитый подвижник-адвайтин Пундарика Пури прибыл в Удупи в поисках дебатов с Шри Мадхвой, но был вынужден уйти после своего сокрушительного поражения.

Другой аскет по имени Падматиртха украл всю библиотеку Ачарьи и спрятал ее в пещере Педжжаттайа Шанкара Пандита в Касарагоду. Ачарья сам отправился в этот город, где посрамил Падматиртху. Главные тезисы их спора с Падматиртхой были записаны учениками Мадхвы. Этот трактат потом был назван «Вада» или «Таттводйота». Потом царь Тулу Кумбле Джайасимха пригласил Ачарью к себе на суд, где решил дело в пользу Мадхвы.

Библиотека была возвращена владельцу. Педжайатта Тривикрама Пандит Ачарья, который был царским учителем, провел с Мадхвой 15-дневные дебаты, на которых преклонился перед его величием и стал его учеником. В дальнейшем Тривикрама Пандит написал превосходную работу - «Таттва-дипика» – комментарий на Сутра-бхашью Ачарьи Мадхвы-которая стала данью почтения к своему гуру. Мадхва тоже очень любил Тривикраму и по его просьбе составил пространный комментарий на Брахма-сутру – Анувйакхйану.

Ачарья диктовал одновременно без остановки четырем ученикам, каждому по одной из глав Веданта сутры. В это же время была составлена «Нйайавиварана».

Ачарья завершил свое пребывание в Карагоду (был период Чатурмасья) и вернулся в Паджаку. Там посвятил в саньясу своего брата, который долго и глубоко желал отречения. Эт был Вишнутиртха – первый предстоятель Соде матха и Субраманйа матха.

В это же время Шобхана Бхатта оставил берег реки Годавари, где постоянно пребывал и прибыл в Удупи. Ачарья посвятил его в саньясу с именем Падманабха-тиртха. Он был основателем и главой Дешастха матхов. Перед и после этих инициаций, Ачарья дал саннйасу своим ученикам из разных регионов страны. Восьмеро из этих учеников остались в Удупи и стали предстоятелями в основанных Ачарьей матхах (храмах). Вот их имена:

1.Хрьшикеша Тиртха (Палимару матх)

2. Нарасимха Тиртха (Адамару матх)

3. Джанаржана Тиртха (Кршнапура матх)

4. Упендра Тиртха (Путиге матх)

5. Вамана Тиртха (Ширур матх)

6. Вишну Тиртха (Соде матх)

7. Шри Рама Тиртха (Канийуру матх)

8. Адхокшаджа Тиртха (Педжавара матх)

Другие известные ученики-саннйаси – Падманабха Тиртха и Нарахари Тиртха.

Невозможно сказать определенно, когда получил посвящение в саннйасу Падманабха Тиртха, т.к. несколько учеников получило этот статус до него, но похоже что он получил посвящение в какой-то момент между посвящением восьми учеников.

Даже в семидесятилетнем возрасте Ачарья продолжал активную деятельность, путешествуя по области и обучая премудрости Вед большие массы народа. В это время он составил как благословение для одного благочестивого брахмана Эда–Падитайа в деревне Идйа литературный труд «Крьшнамрьтамахарнава».

Потом он побывал в Уджире, где объяснил духовный аспект совершения ведических ритуалов местным брахманам, которые имели веру только в ритуалы. Эта беседа была записана и была озаглавлена как Кхандартха- нирнайа (Карманирнайа). В Паранти Ачарья обновил полуразрушенный храм Панчалингешвара, в котором не было ни службы, ни праздника, где его рачением было восстановлено служение, согласно предписаний шастр.

В свои 79 лет Ачарья был исполнен активности. Когда же он понял, что его миссия исполнена, он возложил ответственность за сохранение традиции Татвавада на своих учеников и отправился прямиков в Бадари без страха и сомнений. Это произошло в 9 день светлой половины месяца Магха века Кали 4188 (1317 Р.Х).

Как развивалась традиция

Ученики Ачарьи, как предстоятели, так и простые, с большим рвением стали продолжать традицию своего гуру. Они взрастили молодой росток, непрерывно питая его своим подвигом и эрудицией. Были написаны сотни диалектических трактатов. Среди множества учеников Мадхвы особенно выделяются в хронологическом порядке такие имена: Вишну Тиртха, Падманабха Тиртха, Нарахари Тиртха, Тривикрама Пандит Ачарья, Нарайана Пандит Ачарья, Вамана Пандит Ачарья (Тривикрамарьядаса), Джайатиртха (Тикачарья), Виджайадхваджа Тиртха, Вишнудасачарья, Вйаса Тиртха, Вадираджа, Виджйиндра Тиртха, Рагхавендра Тиртха Свамин, Йадупати Ачарья.

Ачарья не нажил никакого наследства для своих матхов. Все что он оставил в наследство своим ученикам – шкатулка с божествами для ежедневного служения, посох и кусок ткани, связанный в узелок для принятия подаяний, но потом матхи стали более богатыми в связи с увеличением благочестивых обитателей матхов. Ниже мы приведем краткую схему матхов (храмов), которые существуют в наше время:

1.Палимару матх

2. Адамару матх

3. Кршнапура матх

4. Путиге матх

5. Ширур матх

6. Соде матх

7. Канийуру матх

8. Педжавара матх

Такова местная традиция назвать матхи по имени местности, где им было дарована земля и имущество для обитания. Матх, который расположен в деревне Палимару, называется Палимару-матх. Старое название Соде-матха – Кумбхаши матх. Позже, во времена Вадираджи, когда матх получил имущество в деревне Сода в северной Канаре, его стали называть Соде-матх. Восемь матхов, которые открыли ученики Мадхвы – Падманабха, Нарахари, Мадхава и Акшобхйа:

9. Уттаради матх

10. Сосале Вйасарайа матх

11. Кундапура Вайасарайа матх

12. Рагхавендра матх

13. Мулубагилу матх

14. Кудли матх

15. Белагару (Ванагара )матх

16. Маджигехали матх

Первые 4 указанных матха были основаны четырьмя учениками. Ветвь Вйасарайа матха образованная в провинции юная Канара в местности Кундапура стала называться Кундапура Вайасарайа матх.

Еще один матх обустроенный Падманабхой Тиртхой был Мулубагилу матх. Шрипадараджа (Шрилакшминарайана Тиртха), родоначальник литературы дасов, воспитатель Вйаса Тиртхи, был знаменитым представителем данного матха.

Оставшаяся ветвь основана в местности Маджиге-хали Мадхавой Тиртхой, развилась в матх. Матхи Акшохйи Тиртхи тоже дали поросль – независимые Кудли и Белагару матхи.

Отдельно от вышеупомянутых матхи основанные в области Тулу:

17. Субрахманйа матх

18. Бхандарикери матх

19. Бхимана-катте матх

20. Читрапура матх

Субрахманйа матх образовался благодаря линии Вишну Тиртхи. Линия учеников по руководством Ачйута-прагьи, саннйаса-гуру Ачарьи тоже дала продолжение, которое разделилось на вде ветви: Бхандарикери матхи и Бхимана-катте матх. Бхандарикери расположен в 20 км на серев от Удупи в селении Баракуру. Бхимана-катте (Бхимасетумунивринда) тоже матх в области Тулу, изначально от находился в Бхимана-катте , что на трассе Тиртхахали – Удупи. В народе считается, что Читрапура матх – это ответвление Педжавра матха. Сейчас Читрапура матх находится 35 километрах от Удупи

На трассе Удупи-Мангалор. Следующие два матха, просвещенных Мадхвой, хорошо известны:

21. Гокарна –Партагали Дживоттама матх

22. Каши матх

Изначальное место Гокарна матха – в Гокарне. Один из предстоятелей этого матха Дживоттама Тиртха открыл матх в Партагали, который позже стал называться его именем. Согласно списку этого матха, его основателем считается Шри Нарайана Тиртха, который был учеником Рамачандры Тиртхи, десятого предстоятеля Палимару матха в Удупи.

Хотя центр Каши матха, расположен в Каши, изначальное его происхождение - с юга. Кроме того, есть храмы на территории Бенгалии и Бангладеш, которые контролируются брахманами-татвавадинами.

Во вселенной нет ни у кого полного знания Сад-Агам (знаний ведущих к мукти) эти знания в полном объеме есть только у Брахмы. Прāна (Ваю) - это уровень Брахмы. Мадхва - это аватар Прāны, именно поэтому он дал полную картину мира согласно всем Ведам и всем Пуранам. Именно поэтому он победил все философские школы. Оставил не только боле 40 научных трудов по Веданте, но и дал грамматический разбор слов и их толкований, чтобы не было искажений его трудов. Татвавāд - знание о истинной реальности выраженной в звуке Вед, ученье Мадхвачарьи. Татвавāд - это дар от гуру вселенной, достойным дживам вместить это знание, и дар знания, являющегося путем к мукти. Слушать аудио.

Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.

Чтобы ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ, Вы можете кликать на любые рекламные банеры на канале. Для ВАС ЭТО БЕСПЛАТНО так как Яндекс снимает средства с рекламодателя и определенным процентом делится с автором канала. Также Вы можете пожертвовать в дар любую сумму, посильную для Вас, через прикреплённую форму ниже. Благодарю за поддержку! Всех Вам благ!

Читайте также:

ТАТВАВАД и ИСККОН

Основные тезисы Ачарьи Мадхвы

Важные аспекты Знания о Боге