Электромобиль появился раньше, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В далёком 1828 году венгерский изобретатель Аньос Джедлик предствил миру, передвигающуюся на электрической энергии, тележку.
Изобретение послужило мощным толчком в развитии электромобилей.
1899 год. Прародитель русских троллейбусов и рекорд скорости
1899 год ознаменован сразу двумя важными событиями в истории электромобилей.
Русский инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус (многоместная повозка). На электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, запас хода составлял 60 километров, мощность автомобиля — 4 лошадиные силы. Электромобиль мог двигаться со скоростью от 1,6 до 37 км/час.
Романов хотел развить общественный транспорт. Он даже разработал сеть городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов. Однако найти нужные инвестиции не смог, хотя разрешение было получено.
В этом же году был поставлен рекорд скорости. Электромобиль с пулевидным кузовом La Jamais Contente, управляемый гонщиком Камилем Женацци развил скорость 105,882 км/ч. Позже известный американский конструктор электромобилей Уолтер Бейкер побил этот рекорд, достигнув скорости 130 км/ч.a Jamais Contente, 1899 г.
В начале XX века электромобили активно завоевывали рынок.
Пик производства электромобилей приходится на 1912 год.
Почему интерес к электромобилям утих на десятилетия
- К третьему десятелетию XX века во многих странах были построены дороги вполне приличного качества. Требовался транспорт, способный преодолевать большие расстояния без дозарядки или дозаправки.
- Мировые цены на бензин снизились, что сделало автомобили с бензиновым двигателем более доступными.
- Массовое производство автомобилей Генри Фордом позволило снизить цену до адекватного уровня в $500-$1000, а электрический родстер стоил минимум $1700
Осторожное возрождение интереса
В 1960-е годы стали очевидными экологические проблемы связанные с использованием бензиновых автомобилей, а в 1970-е годы, в результате энергетических кризисов, цены на топливо резко подскочили. Однако до 1990-х годов электромобили так и не завоевали рынок. Это связано с недостатками аккумуляторов и изменениями в мировой торговле нефтью.
В конце XX века делались попытки пересадить автомобилистов на электрокары, но особого результата не было. Компания General Motors с 1996 года начала серийный выпуск электромобиля EV1. Основной массой пользователей EV1 стала голливудская богемная публика. Было продано всего около 1000 штук.
Подробно история непопулярности электрокаров рассказывается в научно-популярном фильме 2006 года «Кто убил электромобиль?» (Who killed electric car?).
Месть электрокара. XXI век
В последние годы в связи с непрерывным ростом цен на нефть электромобили вновь стали набирать популярность. В 2007 году вновь началось развёртывание промышленного производства электромобилей. Даже вышло продолжение фильма «Кто убил электромобиль?» под названием «Месть электрокара»
Прогноз
Сейчас доля автомобилей с электрическим двигателем от общего числа автомобилей в мире составляет всего 0,7 %
Автомобили с ДВС потребляют бензин, на получение которого расходуется около 44 % мирового производства нефти. ОПЕК прогнозирует к 2035 г. начало снижения мирового спроса на нефть, вызванного переходом к использованию электромобилей. По другим оценкам, это произойдет уже к 2025 г.