205 подписчиков

Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Почему их так мало сейчас?

202 прочитали

Электромобиль появился раньше, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В далёком 1828 году венгерский изобретатель Аньос Джедлик предствил миру, передвигающуюся на электрической энергии, тележку.

Тележка была похожа на скейтборд
Тележка была похожа на скейтборд

Изобретение послужило мощным толчком в развитии электромобилей.

1841 год. Появляются черты автомобиля
1841 год. Появляются черты автомобиля

1899 год. Прародитель русских троллейбусов и рекорд скорости

1899 год ознаменован сразу двумя важными событиями в истории электромобилей.

Русский инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус (многоместная повозка). На электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, запас хода составлял 60 километров, мощность автомобиля — 4 лошадиные силы. Электромобиль мог двигаться со скоростью от 1,6 до 37 км/час.

Первый электробус Ипполита Романова в Гатчине. Извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров, аналогично английским кебам.
Первый электробус Ипполита Романова в Гатчине. Извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров, аналогично английским кебам.

Романов хотел развить общественный транспорт. Он даже разработал сеть городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов. Однако найти нужные инвестиции не смог, хотя разрешение было получено.

В этом же году был поставлен рекорд скорости. Электромобиль с пулевидным кузовом La Jamais Contente, управляемый гонщиком Камилем Женацци развил скорость 105,882 км/ч. Позже известный американский конструктор электромобилей Уолтер Бейкер побил этот рекорд, достигнув скорости 130 км/ч.a Jamais Contente, 1899 г.

La Jamais Contente, 1899 г.
La Jamais Contente, 1899 г.

В начале XX века электромобили активно завоевывали рынок.

Немецкий электромобиль. 1904 год
Немецкий электромобиль. 1904 год

Пик производства электромобилей приходится на 1912 год.

Печатная реклама автомобилей Detroit Electric .1920-е годы
Печатная реклама автомобилей Detroit Electric .1920-е годы

Почему интерес к электромобилям утих на десятилетия

  • К третьему десятелетию XX века во многих странах были построены дороги вполне приличного качества. Требовался транспорт, способный преодолевать большие расстояния без дозарядки или дозаправки.
  • Мировые цены на бензин снизились, что сделало автомобили с бензиновым двигателем более доступными.
  • Массовое производство автомобилей Генри Фордом позволило снизить цену до адекватного уровня в $500-$1000, а электрический родстер стоил минимум $1700

Осторожное возрождение интереса

В 1960-е годы стали очевидными экологические проблемы связанные с использованием бензиновых автомобилей, а в 1970-е годы, в результате энергетических кризисов, цены на топливо резко подскочили. Однако до 1990-х годов электромобили так и не завоевали рынок. Это связано с недостатками аккумуляторов и изменениями в мировой торговле нефтью.

В конце XX века делались попытки пересадить автомобилистов на электрокары, но особого результата не было. Компания General Motors с 1996 года начала серийный выпуск электромобиля EV1. Основной массой пользователей EV1 стала голливудская богемная публика. Было продано всего около 1000 штук.

General Motors EV1
General Motors EV1

Подробно история непопулярности электрокаров рассказывается в научно-популярном фильме 2006 года «Кто убил электромобиль?» (Who killed electric car?).

Месть электрокара. XXI век

В последние годы в связи с непрерывным ростом цен на нефть электромобили вновь стали набирать популярность. В 2007 году вновь началось развёртывание промышленного производства электромобилей. Даже вышло продолжение фильма «Кто убил электромобиль?» под названием «Месть электрокара»

Прогноз

Сейчас доля автомобилей с электрическим двигателем от общего числа автомобилей в мире составляет всего 0,7 %

Автомобили с ДВС потребляют бензин, на получение которого расходуется около 44 % мирового производства нефти. ОПЕК прогнозирует к 2035 г. начало снижения мирового спроса на нефть, вызванного переходом к использованию электромобилей. По другим оценкам, это произойдет уже к 2025 г.