Выбор УМК для учителя начальных классов всегда являлся главным звеном в определении дальнейшего плана работы. Существуют различные учебно-методические комплекты: «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Школа 21 века», «Гармония», «Перспектива». Каждая из них имеет свои особенности и отличия. Более подробно проанализируем первые два УМК.
Главными особенностями УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова являются приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно -деятельностный характер обучения.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем;
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Учебники УМК «Школа России» по окружающему миру успешно сочетают лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации по использованию занимательного материала. Именно поэтому это УМК позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса в формировании у школьника целостной картины, окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их.
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1-го класса являются формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасностью жизнедеятельности ребенка.
Во 2-м классе все знания, полученные в 1-м классе, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться с взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми – родителями, педагогами школы и т.д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
В 4-м классе полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Важной частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.
Основным средством обучения является учебник «Наш мир», содержание которого соответствует учебной программе курса. Учебник состоит из глав (те, в свою очередь, разделены на темы) и Словарика. Главы в учебнике подразделяются на тексты для обязательного и дополнительного чтения.
Вопросы и задания к текстам учебника имеют разное назначение. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса или задания, цель которого – повторение и углубление учебного материала, необходимого для изучения нового. Осмыслению изучаемого материала помогают текущие вопросы и задания внутри самого текста (отвечая на них, надо использовать иллюстрации или инструментарий к учебнику, предусматривающий парную работу).
Заканчивается тема заданием или вопросом, цель которого – обобщение материала.
Предусмотрены задания повышенной сложности («Готовимся к школьной олимпиаде»). Эти задания выводят учащихся на новый уровень осмысления изучаемого материала и применения своих знаний на практике.
Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:
· работа в парах;
· повтори пройденное;
· выскажи предположение;
· наблюдение;
· опыт;
· будь осторожен;
· напиши нам письмо;
· толковый словарь;
· загляни в словарик в конце учебник;
· запомни слово;
· выучи правило;
· обрати внимание;
· дополнительный материал.
В учебнике достаточно иллюстраций, каждая из которых несет свою познавательную нагрузку. Например, есть рисунки, иллюстрирующие последовательность этапов по проведению опытов и наблюдений. А также иллюстрации, разъясняющие сложные понятия и процессы, уточняющие словесные пояснения.
В конце учебника имеется список ссылок на интернет-сайты, содержащие дополнительную информацию по изучаемым темам.
Другими средствами обучения являются тетради для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный».
Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся:
· отмечают условными значками верные ответы;
· дописывают пропущенные слова или предложения;
· составляют последовательный рассказ из предложений;
· соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам;
· заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений;
· раскрашивают рисунки;
· рисуют экологические знаки;
· используя образец (по клеточкам), зарисовывают животных и растения;
· подписывают рисунки;
· вырезают и наклеивают картинки.
Чтобы привить интерес к чтению, в тетради для самостоятельной работы включены специальные задания. Цель этих заданий – организация самоконтроля со стороны ученика за количеством самостоятельно прочитанных статей из хрестоматии. Если ученик прочитал три или более из перечисленных в таблице рассказов, то он может украсить страницу своей тетради рисунком белого аиста. Марку с рисунком белого аиста ученик вырезает из приложения к тетради для самостоятельной работы. Выполняя заключительную контрольную работу, ученик указывает, сколько картинок с белым аистом он вклеил. Это позволяет учителю определить объем текстов, прочитанных учеником самостоятельно.
Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель – вызвать у детей интерес к учебному предмету и к книге как источнику информации. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. Все рассказы снабжены системой вопросов, которые рассчитаны на оказание помощи учителю при подготовке к урокам.
В конце хрестоматии помещен Иллюстрированный словарик растений и животных, на который учитель обращает внимание учащихся не только на уроках по курсу «Окружающий мир», но и на уроках литературного чтения. Кроме того, имеется список дополнительной литературы по изучаемым темам.
Исходя из выше проанализированных УМК, можно выделить следующие отличия. В «Школе России» применяется проблемно-поисковый метод, реализуемый через творческий подход к выполнению, что позволяет развиваться ученику как личность в целом. В «Перспективной начальной школе» больше уделяется времени на разнообразную работу в изучении материала.
Каждый из этих УМК прекрасно подходят для изучения предмета «Окружающий мир». Выбор того или иного зависит от стиля работы учителя и его собственного предпочтения.