В 1504 году в Москву пригласили итальянского архитектора Алои́зио Ламбе́рти да Монтинья́на (Алевиз Новый).
Его путь в Великое княжество Московское пролегал через Крым! Хан Менгли-Гирей не позволил архитектору просто так уехать. Он захотел, чтобы Алевиз что-нибудь построил у него во дворце. Тогда итальянец в 1503 году создал портал Демир-Капы (Главные ворота) в ренессансом духе. После этого хан в письмах к Ивану III называет Алевиза «Великим мастером».
⠀
Тончайшая резьба, искусно выполненные элементы орнамента, цветочные мотивы, овы — всё это просто завораживает туристов.
Особенно мне понравилась круглая раковина в простенке портала. Эту деталь мы ещё не раз будем встречать в архитектуре 16-го века.
⠀
Главное, что создал Алевиз Новый в Москве — это Архангельский собор Московского Кремля в 1508 году.
Парадная западная лоджия была украшена резным порталом, увенчанным акротерием.
Материал — белый известняк. Портал, возможно, был окрашен синей и золотой красками.
Архитектурные детали Архангельского собора сильно напоминают элементы Бахчисарайского портала.
Их верхняя часть покрашена под дерево. Хорошая сохранность.
Цветочный мотив под аркой ещё будет повторятся на порталах Благовещенского собора.
Портал на северной стене имеет изображения невероятных драконов с растительновидными хвостами, крыльями, языками. Этот мотив больше нигде не повторится.
Видимо всем так понравились порталы Архангельского собора, что были созданы почти идентичные в Благовещенском соборе с растительными гротесками и вазонами.
Но у этих порталов ещё по бокам вынесен антаблемент, который поддерживают две изящные колонны.
Скорее всего, что в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, созданной Алевизом в 1508 году, тоже был резной портал.
По фотографиям 1920-х годов мне удалось обнаружить ещё два портала Алоизио да Монтиньяна в соборе Чуда архангела Михаила Чудова монастыря, взорванного в 1929 году.
Северный портал не сохранился, он очень напоминал порталы в Благовещенском соборе.
Южный портал был сохранён реставратором Петром Барановским и вмонтирован в стену Успенской звонницы (западный фасад).
Интересно, что здесь архитектор использует терракотовый рельеф и простые орнаментальные формы.
❓А теперь у меня к вам вопрос: почему во всех трёх православных церквях западный и северный входы пышно украшены порталами, а южный нет? С чем это может быть связано?