В послевоенные годы японская промышленность переживала невероятный всплеск. Кто-то говорит про японское экономическое чудо, кто-то про трудолюбие японцев, но по-моему дело в том, что в 50-ые годы Япония получила доступ к информации и новым технологиям, доступа к которым у страны не было из-за изоляционной политики власти.
А затем США вливала огромные деньги в экономику Японии, сделав её второй в мире. По сути, США открыла для японцев свой ненасыщаемый рынок сбыта. В 70-ых (сначала в 1973, а потом в 1979) Япония сильно пострадала от двух топливных кризисов и ей пришлось срочно перестраивать экономику. В 80-ые годы не оставалось ничего, как вкладывать деньги и развивать наукоемкие производства, создавать что-то новое и высокотехнологичное, не всегда полезное, но инновационное. Начиналась эра микропроцессоров.
Сегодня я расскажу про машину, точнее концепт-кар, представленный на Токийском автосалоне 1987 года. Это Toyota FXV-II (расшифровывалось как экспериментальное транспортное средство) - здоровенное пятиметровое купе с 3,8-литровым V8 мощностью 235 л.с. и крутящим моментом 325 Нм под капотом развивавшее максимальную скорость в 260 км/ч.
Машина воплощала в себе всё, что могла сделать автомобильная промышленность того времени. Все технологии в FXV-II были абсолютно рабочими.
Многих поразит, но уже тогда в '87 году Тойота сделала по сути бесключевой доступ. Это была карта (размером с нынешнюю банковскую) со встроенной памятью. В неё записывался специальный код, который считывался автомобилем. За счет этого осуществлялся бесключевой доступ в салон, сиденья и руль с электроприводами автоматически подстраивались под ранее выбранные параметры водителя, а завести машину можно было кнопкой (точнее поворотным переключателем) только после того, как вставишь карту в специальный картридер.
А ещё у FXV-II был специальный контроллер на центральном тоннеле, который управлял всем этим мультимедийным хозяйством, состоящим из двух дисплеев, цифровой приборной панели и мелких экранчиков. Не замечаете сходство с современными системами Command от Мерседес, MMI от Audi и iDrive от BMW? А сходства с современным веянием делать цифровые приборки и экраны мультимедийных систем на одном уровне под единым стеклом?
Ещё у машины уже в то время был GPS-навигатор. Но так как сигнал со спутников в то время был не такой стабильный, в машине присутствовал ещё и гирокомпас, который указывал направление. Так же на CRT-экран выводилось изображение телевизора и телефонный и адресный справочник, который записывался на ту самую водительскую карту.
Кроме того на руле были кнопки, которые можно было запрограммировать на определенные телефонные номера (почти HandsFree), G-метр, датчики отображающие на экране угол наклона машины, акселерацию и так далее. Ещё у машины уже в то время был 12-дисковый CD-чейнджер (в то время, когда в СССР слушали музыку на пластинках, а кассеты только начали появляться) и датчик дождя.
А ещё Toyota уже в то время оснащалась радарным круиз-контролем. То есть машина могла сама снизить заданную на круиз-контроле скорость, если впереди было препятствие вроде идущего в попутном направлении автомобиля, и продолжить движение на безопасной дистанции. Фантастика? И это - напоминаю - в 1987 году.
Уже тогда у Toyota FXV-II была прозрачная стеклянная крыша с функцией автозатемнения. Не то ли это, чем сейчас хвастается Мерседес и некоторые другие производители?
Я не буду говорить про мотор V8 с кучей инновационных на тот момент функций? 32 клапанами, изменяемой геометрией впуска и так далее. Лучше скажу про систему полного привода с многодисковой муфтой в центральном дифференциале с гидравлическим управлением. Гидравлика управлялась электроникой на основе данных с колёс, датчика открытия дросселя и других. Короче говоря, это пятиметровое купе могло делать то, что делают сегодняшние кроссоверы - перебрасывать крутящий момент между осями в разных пропорциях автоматически. А Nissan нам сейчас впаривает это как интеллектуальный полный привод.
А ещё у машины была задняя подруливающая подвеска, которой так хвастается сегодня Мерседес S-класса (хотя даже на Ауди А8 она появилась раньше, а ещё раньше на Хонда Прилюд). Суть ровно та же, что и сейчас. На малых скоростях задние колеса поворачивались в противоположенную сторону (улучшение маневренности), а на больших - в ту же, что и передние (улучшение управляемости). Более того, при сильном боковом ветре машина сама могла подруливать, чтобы машину не уводило в сторону!
Шикарную плавность хода обеспечивала активная пневмоподвеска, которую тоже контролировала электроника. Каждая из четырех стоек могла менять жесткость и демпфирующую силу индивидуально. Плюс были датчики, которые определяли плохую дорогу и тогда клиренс увеличивался [привет, Range Rover!].
Ну и, разумеется, были такие мелочи как антибликовые зеркала, светодиодный стоп-сигнал, ABS и трэкшн-контроль.
В общем, даже по нынешним временам оснащение было нехилым. А теперь вспомним, что на дворе стоял 1987 год. Полагаю для многих эти опции и достижения японской промышленности были шоком и фантастикой. Почему же машина не пошла в серию? Тут мне снова надо вернуться к началу, потому что в 1990 году в Японии закончилось "экономическое чудо" и началась время, которое впоследствии назовут "потерянными десятилетием". Началась стагнация. В 1989 году лопнул японский финансовый пузырь, начался долговой кризис и прочее, прочее, прочее.
Ещё интересно: Крутые фишки современных автомобилей, которые были изобретены и применены на машинах десятки лет назад (и благополучно забыты)
5 фишек старых машин, которые ушли в небытие
Почему новые шины Michelin - это провал по всем фронтам. У них больше минусов, чем плюсов