Найти тему
Архистория

Как простой служащий придумал универсальную схему метро, сегодня ею пользуются во всём мире

Чтобы испортить впечатление от "лондонской подземной трубы" бывает достаточно одной поездки. В туннелях глубокого залегания, которые строились еще в конце 19 века, ходят очень специфические составы. В них и стоять и сидеть бывает не очень комфортно: то потолок в голову давит, то стоящие пассажиры "угрожают" примоститься вам на колени. Всё здесь сверхкомпактно и до неприличия тесно. Но для того, чтобы понять истинную ценность старейшего в мире метро понадобится еще меньше усилий - всего-то навсего взять в руки схему его линий.

Это только первый взгляд типовая паутина: обычные кружочки, соединённые линиями и прочерченные пунктирами названий станций. Таких схем в любом европейском метро хватает. Не все знают, что на отладку системы информирования горожан о географии и протяженности подземных магистралей у агличан ушли десятилетия. Только потом по их следам и лекалам стали действовать другие метрополитены мира.

Напоминание о первой линии лондонского метро можно встретить на станциях
Напоминание о первой линии лондонского метро можно встретить на станциях

С Лондоном вообще всё было не просто. Начать с того, что разные линии метро строили разные компании и разные их эксплуатировали. В результате пассажирам приходилось пользоваться сразу несколькими картами. Вдобавок ко всему тогдашняя подземка от этих самых карт была практически неотличима, станции наносились с географической точностью и буквально терялись в гуще других топонимов. Но это было бы половиной беды.

ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":

Главная проблема состояла в том, что расстояние между какими-нибудь Ковент-гарден и Лестер-сквер могло быть 200 метров, а Кингс-кросс и Фаррингдон разделяли уже целых 2 километра. А представьте себе, как приходилось действовать лондонскому джентльмену отправлявшемуся с помощью "трубы" в деревню Брилл в графстве Бакингемшир.

Паутина лондонской "подземной трубы" в первоначальном варианте
Паутина лондонской "подземной трубы" в первоначальном варианте

До неё от центральной Бейкер-стрит целых 80 км! Да, уже к 30-м годам 20 века лондонская подземка представляла собой очень раветвлённую сеть. Но пассажиру от осознания этого факта не становилось легче. Попробуй сориентируйся в маршруте, если у тебя в руках целая простынь с названиями, улицами, населёнными пунктами... Вопрос удобной и компактной навигации назрел ещё и потому, что в 20-е годы 20 века произошло слияние ряда линий метро. А в 1933 году все транспортные компании Лондона вошли в состав Департамента пассажирского транспорта.

Гарри Бек на фоне своего детища
Гарри Бек на фоне своего детища

Вот только понимание проблемы и видение её сути проявил не какой-нибудь генеральный менеджер или начальник отдела, а простой чертежник. В этом качестве Гарри Бек работал в управлении сигнализации, позволяя себе эксперименты над схемой станций метро лишь в свободное время.

Один из тоннелей глубокого залегания с узкими и тесными поездами
Один из тоннелей глубокого залегания с узкими и тесными поездами

В 1931 году, когда он предложил своё творение на суд руководства, реакция была неоднозначная. В итоге было решено, что полотно с очень условной привязкой к реальным объектам Лондона и никак не отражающее подлинного расстония, запускать в тираж преждевременно. Доводы автора насчет того, что пассажиру гораздо важнее ориентир, как добраться от одной станции до другой, не подействовали.

-6

Про идею Гарри Бека вспомнили спустя 2 года, когда городскую транспортную сеть охватила тотальная модернизация. Сначала Департамент пассажирского транспорта выпустил пробную партию карманных схем тиражом 500 штук. После того, как она разлетелись в течение нескольких дней, решились изготовить постер. В 1933 году схему Бека уже напечатали тиражом 700 тысяч копий. Это был успех!

Лондонская труба ощущается не только в тоннелях, где ходят поезда, но и пассажирских переходах
Лондонская труба ощущается не только в тоннелях, где ходят поезда, но и пассажирских переходах

Правда, в изобретении не нашлось места двум самым отдаленным участкам линии Метрополитен и Дистрикт. Но автор сам же и решил проблему, доработав свою схему до полной версии. Труды креативного чертежника начальство оценило в 5 фунтов стерлингов (300 фунтов в пересчете на нынешние деньги).

ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":

  • Прослушка КГБ, свой каток, мусорный лифт и другие радости жизни в самой знаменитой московской многоэтажке

А в 1960 году вышел последний тираж его карты. После того, как в Департаменте транспорта решили заняться обновлением дизайна и занялся этим, почему-то, человек отвечавший за связи со СМИ, Гарольд Хатчинсон, идеи Гарри Бека больше не находили поддержки. А новый дизайн карты метрополитена лично его не устраивал. В результате даже развился конфликт-тяжба, в результате которого Гарри потерял работу. Говорят, на досуге дизайнер-самородок продолжал "допиливать" свои идеи, в том числе и для Парижского метро. Но на прежнем рабочем месте уже обходились без него.

Переходы лондонского метро пугаютсвоей многолюдностью, но навигация всегда на высоте
Переходы лондонского метро пугаютсвоей многолюдностью, но навигация всегда на высоте

Схема лондонского метро с тех пор не раз дорабатывалась и осовременивалась, но так и не утратила характерный бековский стиль. Более того, во всех отсылках на первородство его фамилия всегда значится на первом месте. И касается это не только столицы Великобритании, но и метрополитенов других стран. Идея чертежника оказались на редкость универсальны и чрезвычайно живучи.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АРХИСТОРИЯ" СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПЕРЕПОСТАМИ!

Читайте лучшие материалы Архистории: