Чтобы испортить впечатление от "лондонской подземной трубы" бывает достаточно одной поездки. В туннелях глубокого залегания, которые строились еще в конце 19 века, ходят очень специфические составы. В них и стоять и сидеть бывает не очень комфортно: то потолок в голову давит, то стоящие пассажиры "угрожают" примоститься вам на колени. Всё здесь сверхкомпактно и до неприличия тесно. Но для того, чтобы понять истинную ценность старейшего в мире метро понадобится еще меньше усилий - всего-то навсего взять в руки схему его линий.
Это только первый взгляд типовая паутина: обычные кружочки, соединённые линиями и прочерченные пунктирами названий станций. Таких схем в любом европейском метро хватает. Не все знают, что на отладку системы информирования горожан о географии и протяженности подземных магистралей у агличан ушли десятилетия. Только потом по их следам и лекалам стали действовать другие метрополитены мира.
С Лондоном вообще всё было не просто. Начать с того, что разные линии метро строили разные компании и разные их эксплуатировали. В результате пассажирам приходилось пользоваться сразу несколькими картами. Вдобавок ко всему тогдашняя подземка от этих самых карт была практически неотличима, станции наносились с географической точностью и буквально терялись в гуще других топонимов. Но это было бы половиной беды.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
Главная проблема состояла в том, что расстояние между какими-нибудь Ковент-гарден и Лестер-сквер могло быть 200 метров, а Кингс-кросс и Фаррингдон разделяли уже целых 2 километра. А представьте себе, как приходилось действовать лондонскому джентльмену отправлявшемуся с помощью "трубы" в деревню Брилл в графстве Бакингемшир.
До неё от центральной Бейкер-стрит целых 80 км! Да, уже к 30-м годам 20 века лондонская подземка представляла собой очень раветвлённую сеть. Но пассажиру от осознания этого факта не становилось легче. Попробуй сориентируйся в маршруте, если у тебя в руках целая простынь с названиями, улицами, населёнными пунктами... Вопрос удобной и компактной навигации назрел ещё и потому, что в 20-е годы 20 века произошло слияние ряда линий метро. А в 1933 году все транспортные компании Лондона вошли в состав Департамента пассажирского транспорта.
Вот только понимание проблемы и видение её сути проявил не какой-нибудь генеральный менеджер или начальник отдела, а простой чертежник. В этом качестве Гарри Бек работал в управлении сигнализации, позволяя себе эксперименты над схемой станций метро лишь в свободное время.
В 1931 году, когда он предложил своё творение на суд руководства, реакция была неоднозначная. В итоге было решено, что полотно с очень условной привязкой к реальным объектам Лондона и никак не отражающее подлинного расстония, запускать в тираж преждевременно. Доводы автора насчет того, что пассажиру гораздо важнее ориентир, как добраться от одной станции до другой, не подействовали.
Про идею Гарри Бека вспомнили спустя 2 года, когда городскую транспортную сеть охватила тотальная модернизация. Сначала Департамент пассажирского транспорта выпустил пробную партию карманных схем тиражом 500 штук. После того, как она разлетелись в течение нескольких дней, решились изготовить постер. В 1933 году схему Бека уже напечатали тиражом 700 тысяч копий. Это был успех!
Правда, в изобретении не нашлось места двум самым отдаленным участкам линии Метрополитен и Дистрикт. Но автор сам же и решил проблему, доработав свою схему до полной версии. Труды креативного чертежника начальство оценило в 5 фунтов стерлингов (300 фунтов в пересчете на нынешние деньги).
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
- Прослушка КГБ, свой каток, мусорный лифт и другие радости жизни в самой знаменитой московской многоэтажке
А в 1960 году вышел последний тираж его карты. После того, как в Департаменте транспорта решили заняться обновлением дизайна и занялся этим, почему-то, человек отвечавший за связи со СМИ, Гарольд Хатчинсон, идеи Гарри Бека больше не находили поддержки. А новый дизайн карты метрополитена лично его не устраивал. В результате даже развился конфликт-тяжба, в результате которого Гарри потерял работу. Говорят, на досуге дизайнер-самородок продолжал "допиливать" свои идеи, в том числе и для Парижского метро. Но на прежнем рабочем месте уже обходились без него.
Схема лондонского метро с тех пор не раз дорабатывалась и осовременивалась, но так и не утратила характерный бековский стиль. Более того, во всех отсылках на первородство его фамилия всегда значится на первом месте. И касается это не только столицы Великобритании, но и метрополитенов других стран. Идея чертежника оказались на редкость универсальны и чрезвычайно живучи.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АРХИСТОРИЯ" СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПЕРЕПОСТАМИ!
Читайте лучшие материалы Архистории:
- Рекордсмен из тихой провинции: история самой грандиозной многоэтажки СССР, в Москве похожие проекты появились лишь в 80-е
- В старейшем районе Москвы хотят построить бизнес-центр, исторический облик Хохловского и Колпачного переулков под угрозой