Художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца XVI до середины XVII веков. Характерными чертами барокко являются броская цветность и динамичность, торжественность и пышность, парадность и жизнеутверждающий характер. Этому искусству свойственно экспериментировать с масштабами, светом и тенями, совмещать реальность и фантазию. Ярко выделяется объединение различных искусств в едином жанре, взаимопроникновение скульптуры, архитектуры, декоративного искусства и живописи. Основополагающей чертой барокко является стремление к синтезу всех искусств. Зародился этот стиль в Италии и распространился по другим странам после эпохи Ренессанса.
Этот стиль должен пропагандировать и прославлять церковь и знать, могущество власти, а также вместе с тем он высветил прогрессивные новые идеи о сложности мироздания, многообразия и безграничности всего мира, его не постоянству. Большое место в этом стиле отведено и человеку, он воспринимается как неотъемлемая часть мироздания, как сложная личность, участвующая и переживающая в драматических конфликтах.
Противоположность гармонии ренессанса и есть особенность барокко, что бы контакт со зрителем получил более эмоциональный эффект. Архитектура, выполненная в стиле барокко, очень отличается от других стилей. Это пространственное размещение, плавное перетекание криволинейных форм, объединение объемов в динамическую массу, большая разновидность скульптурного декора, наличие связи с окружающим пространством.
Живопись в стиле барокко отличается монументальными декоративными композициями на мифологические и религиозные темы, интерьеры украшались парадными портретами.
В эту эпоху были популярны сюжеты из классической мифологии и создавались они в преувеличенной манере. Типичная для стиля барокко религиозная композиции Мадонны, которую окружают ангелы, у которых взметнулась драпировка одежды и летающие на фоне кудрявых облачков. И все-таки в искусстве барокко присутствовали не только напыщенность и лучезарность. Некоторые художники, такие как Караваджо, освещали мрачный драматизм в своих произведениях.
В большей степени ярким воплощением стиль барокко отразился в творениях архитектора и скульптора Л.Бернини, архитектора Ф.Борромини и живописца П.Картони. Ряд художников и скульпторов творили немного позднее. Особенно хотелось бы отметить Андреа дель Поццо, а его работа по росписи плафона в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз святого Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции стиля барокко к торжественному великолепию. В области искусств, Рим был столицей мира, для работ привлекал многих художников из разных стран. В результате Барокко, как искусство, распространилось по всей территории различных государств. По месту художники и скульпторы добавляли в этот стиль и местные традиции. Так, например, в Латинской Америке и Испании он становился более экстравагантным, так как там больше развивался стиль архитектурного украшательства с названием чурригереско, в других странах использовался более консервативный стиль. Католическая Фландрия отмечена развитием Барокко искусство в творчестве Рубенса, протестантская Голландия не подверглась значительным влиянием. Но все-же зрелые работы Рембрандта, обладают живым характером и динамичностью, явно видно влияние Барокко искусства. Франция, барокко искусство восприняло на службе монархии, но не церкви. Монархом, на то время, был Людовик XIV и он хорошо понимал важность искусства в прославлении королевской власти. Советник в этой области, Ш.Лебрен, руководил всеми художниками и декораторами, которые работали во дворце Людовика в Версале. Версаль являл собой одним из впечатляющих примеров слияния искусств, со своим грандиозным сочетанием пышности архитектуры, живописи, скульптуры, декоративного и ландшафтного искусства.Камерный и скромный вариант барокко сложился в странах протестантского культа, там итальянское влияние является лишь внешним стимулом национальной самобытности. Этот стимул прослеживается в работах Рембрандта, Ф.Хальса и Я.Вермера.
Благодаря барокко свое развитие получило и создание театральных эффектов. Оно достигалось освещением, эффективными сценическими декорациями и ложной перспективой. Но, тем не менее, оно мало отвечало британскому вкусу. В Англии лишь только в начале 18 века было заметно влияние барокко. Оно проявилось в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. Можно отметить некоторые поздние работы Рена, они также приближаются к этому стилю. В великолепных проектах как собор Святого Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.), чувствуется масштабность Барокко искусства. Барокко поменялось на более спокойное палладианство, то есть строгое следование симметрии, учитывая перспективу и заимствование принципов классической храмовой архитектуры. Барокко объединилось с более легковесным стилем рококо практически во всех видах искусств. Именно в Центральной Европе, особенно в Вене, Праге и Дрездене было весьма плодотворное это слияние.
Стиль рококо складывается в первой половине 18 века, отчасти как поздняя стадия барокко и как самостоятельный элемент (во Франции). Просветительская его стадия все чаще подвергает барокко критике за "безвкусие" и "вычурность" исчерпав свои возможности, барокко периодически возрождается в историко-романтических стилизациях, например, как необарокко в зодчестве 19 века.
Список художников данного направления:
Жорж Дюмениль де Латур