Найти в Дзене
АРТ-клиника

Десять правил жизни из “Бхагавад-гиты”: основные мысли книги

Оглавление

Её называли “первой из книг” (Ральф Эмерсон), “одним из величайших Евангелий человечества” (Максимилиан Волошин), “наиболее полной энциклопедией духовного развития” (Олдос Хаксли). Разбираем правила жизни, которым учит самая известная древнеиндийская поэма “Бхагавад-гита”.

Одна из иллюстраций к поэме "Бхагавад-гита"
Одна из иллюстраций к поэме "Бхагавад-гита"

Что такое “Бхагавад-гита”

"Бхагават-гита” - философско-религиозная поэма, являющаяся частью древнего индийского эпоса “Махабхарата”. По сюжету поэмы, великий воин Арджуна не решается начать сражение между Пандавами и Кауравами на священном поле Куру, т.к. на стороне противников есть его родственники и учителя. Однако возницей Арджуны оказывается сам бог Кришна, который разъясняет кшатрию суть воинского долга и призывает ни в коем случае не отступать от него.

В беседе Арджуны и Кришны затрагиваются многие философские вопросы - о соотношении материи и сознания, познаваемости Истины, предназначении живых существ, способах соединения со Всевышним, - что делает “Бхагавад-гиту” величайшим памятником индуистской религиозной мысли. С санскрита название поэмы переводится как “Песнь Господа”.

Когда была написана “Бхагавад-гита”

В соответствии с хронологией, основанной на астрономических расчётах, установленной ещё Ариабхатой, Битва на Курукшетре, к которой отсылает «Бхагавад-гита», относится к позднему периоду 4 тысячелетия до н.э. Отдельные учёные даже определили точную дату начала Битвы - 15 октября 3138 года до. н. э. Примерно в это же время, по мнению некоторых современных исследователей, была написана и сама поэма.

Однако большинство востоковедов и индологов сегодня склоняются к тому, что «Бхагавад-гита» - более позднее произведение, созданное в период с 9 по 2 век до н.э. Так, согласно Роберту Н. Майнору, «Бхагавад-гита» была записана около 150 года до н. э. последователем индуистского бога Кришны, поклонение которому впоследствии распространилось по всей Индии.

Индолог Артур Бэшем отмечает, что популярная среди индуистов датировка Битвы на Курукшетре представляется ему невозможной, т.к. не соотносится с археологическими и литературными свидетельствами. Более вероятный период этого исторического события - не ранее 9 века до н. э. К этому же периоду, очевидно, следует отнести и создание «Бхагавад-гиты».

В сущности, спор о времени появления и кодификации поэмы мало что меняет в восприятии этого произведения сотнями миллионов индусов и поклонников культуры Востока. Когда бы не была написана «Бхагавад-гита» - в конце 4 тысячелетия или в 1 тысячелетии до н.э., она уже признана одним из величайших памятников религиозно-философской мысли.

Когда “Бхагавад-гиту” перевели на русский

Первое русскоязычное издание «Бхагавад-гиты» появилось в 1788 году, во время правления Екатерины Великой. Его одобрила как сама императрица, так и Священный Синод. Под названием «Багуат-Гета, или Бесѣды Кришны съ Аржуномъ» книга была переведена с английского и напечатана в Университетской типографии выдающегося просветителя Николая Новикова.

Позднее “Бхагавад-гита” неоднократно переводилась на русский язык уже с санскрита. Известны переводы Всеволода Семенцова (1985), Владимира Эрмана (2009), Дмитрия Бурбы (2012) и других. Существует также версия поэмы от известного рокера Бориса Гребенщикова. В настоящей статье цитируется литературный перевод “Бхагавад-гиты” Свами Б.Ч. Бхарати (Александра Драгилева)*.

Правила жизни, поведанные Кришной воину и царевичу Арджуне

Одна из иллюстраций к поэме "Бхагавад-гита"
Одна из иллюстраций к поэме "Бхагавад-гита"

1. Действуй бескорыстно

Текст 2.48

Если ты откажешься от плодов своего труда, твоя деятельность обретёт иное качество - превратится в служение. Смотри одинаково на успехи и неудачи, будь верен своей природе. Соития с Истиной добивается лишь тот, кто уравновешен в победах и поражениях.

Текст 2.50

Кто не привязан к плодам труда, тот уже в нынешней жизни не сковывает себя последствиями хороших и дурных поступков. Кто действует бескорыстно, тот всегда поступает правильно, ибо разум такого человека умиротворён.

2. Подчиняй себе чувства

Текст 2.58

Кто подчиняет себе чувства, удерживая их от соприкосновения с внешними предметами, подобно черепахе, втягивающей члены в панцирь, тот действительно разумен.

Текст 2.62

Размышляя о чувственных предметах, живое существо соприкасается с ними. Следом возникают желание обладать ими и привязанность к ним. Неспособность удовлетворить желание порождает гнев.

Текст 2.63

Гнев ведёт к умопомрачению, умопомрачение - к беспамятству, отсутствие памяти лишает разума. Когда нет разума, ты теряешь всё.

3. Направь внимание внутрь себя

Текст 6.18

Тот воистину порвал связь с суетным миром, кто обуздал мысли, кто не имеет корыстных желаний и кто удерживает связь с безграничным Сознанием, сущим внутри каждой живой твари.

Текст 6.19

Как пламя свечи горит ровно в безветренном месте, так ум отрешённого человека, повернувшийся от внешнего мира к внутреннему, не рассредоточивается и всегда направлен на один предмет.

4. Будь уравновешенным

Текст 2.15

От рабства суетного мира с его страданиями избавится лишь тот, чей ум уравновешен и кто одинаково спокоен и в радости и в горе.

Текст 12.17

Кто не ликует, стяжав мирские блага, и не впадает в уныние, потеряв их, кто не печалится, не достигнув желаемого, не скорбит, лишившись имущества, кому нет дела до греха и праведности, тот очень близок и дорог Мне.

5. Осознай, что три состояния вещества преходящи, а душа - вечна

Текст 14.5

Осязаемое вещество существует в трёх состояниях: просветления, возбуждения и помрачения. Попадая под воздействие вещественных состояний, сознательное существо заключает себя в телесное облачение, в коем испытывает радость и горе.

Текст 14.6

Оттого, что состояние просветления чище двух прочих, оно дозволяет видеть внешний мир в менее искажённом свете и приносит чувство умиротворения. Просветление превращает душу в рабу знаний и благополучия.

Текст 14.7

Состояние возбуждения вызывает в душе потребность чувственных удовольствий. Возбуждение делает душу алчною и ненасытною, превращает её в рабу деятельности.

Текст 14.8

Состояние помрачения порождено тьмою безобразия, потому вызывает наибольшее помутнение сознания и скрывает от души истинную суть вещей. Помрачение делает душу рабой беспечности, лени и сна.

Текст 14.19

Осознав, что всякое действие в окружающем мире совершает вещественная сила, играющая сама с собой и меняющая свои состояния, и что самое душа не имеет к этим преобразованиям никакого отношения, душа способна соприкоснуться с понятием любви ко Мне.

Текст 14.20

Вырвавшись из-под воздействия трех состояний вещественного обмана, из коего образуется плоть, перестав мнить себя рождающейся, умирающей, стареющей и страдающей, душа способна испить мёд любви ко Всевышнему, Безусловной Красоте.

6. Исполняй свой долг

Текст 18.7

Не прав тот, кто объявляет себя свободным от долга. Пренебрегать мирским долгом, притом лелеять мирские желания, или отказываться от долга, дабы пребывать в праздности, есть отрешение в помрачённом сознании.

Текст 18.8

Отказываться от своего долга из страха перед трудностями или потому, что он обременителен, - таково отрешение в возбуждённом сознании. Оно бессмысленно, ибо не позволяет познать своей истинной сути - то, ради чего отрекаются от мира.

Текст 18.9

Трудится из чувства долга, не вожделея к плодам, есть подлинное отрешение в просветлённом состоянии. Таково Моё мнение.

7. Сражайся за справедливость

Текст 2.31

Если полагаешь, что связан долгом с окружающими, не сомневайся, как поступить, - исполняй свой долг. Для воина нет более достойного занятия, чем сражаться за справедливость.

Текст 2.37

Если тебя убьют, о, Арджуна, ты вознесёшься на небеса, если сам повергнешь врага, будешь наслаждаться жизнью на Земле. В обоих случаях тебя ждёт награда.

Текст 2.38

Между радостью и горем, потерей и приобретением, победой и поражением нет разницы. Сражайся, и грех не коснётся тебя!

8. Будь умерен во всём

Текст 6.17

Кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, кто упорядочил свою жизнь и делает всё вовремя, то непременно избавляется от бед и тревог.

9. Увидь Всевышнего в каждом существе

Текст 6.30

Кто видит Меня во всех и всех во Мне, тот никогда не теряет Меня из виду, а Я не теряю из виду его. Такая душа непрерывно думает обо мне.

Текст 6.31

Будучи единым и неделимым, Я нахожусь внутри каждой сущности. Осознав это, отрешённая душа предаётся Мне - она живёт во Мне независимо от того, чем занимается во внешнем мире.

Медитация с индуистскими чётками
Медитация с индуистскими чётками

10. Действуй только с верой во Всевышнего

Текст 17.28

Жертвоприношение, воздержание, помощь ближнему и любая иная деятельность, творимая без веры во Всевышнего, порочна. Такая деятельность не принесёт никому блага ни в нынешней жизни, ни в грядущей.

Текст 9.30

Если человек, пусть самого дурного поведения, отказывается от личной выгоды - будь то удовольствия или свобода - и живёт ради служения Мне, его нужно почитать как святого, ибо он пребудет вне добра и зла.

Нравится статья? Твой донат поможет развитию канала 🤝

* Цит. по "Бхагавад-гита. Невиданное Сокровище Безусловной Красоты" / Под. ред. Свами Б.Р. Шридхара. - Издание четвёртое изменённое и дополненное. - SCSM, 2018. - 366 с.

Андрей Светлов. АРТ-клиника ©

Рекомендуем ещё одну статью на похожую тему:

Как американский писатель Джером Сэлинджер популяризировал православие

Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!